В данной статье рассмотрена целесообразность использования таких форм проведения тендера как конкурс и аукцион при заключении договора подрядных работ для государственных или муниципальных нужд; выявлены некоторые пробелы правового регулирования в области гарантии качества работ, осуществленных для государственных или муниципальных нужд; предложены пути решения указанных недостатков.
Ключевые слова: подрядные работы для государственных и муниципальных нужд, электронный аукцион, открытый конкурс
This article describes the feasibility of using such forms of tender as a competition and auction at the conclusion of the contract of contract works for state or municipal needs; identified some gaps in the legal regulation in the field of quality assurance of work performed for state or municipal needs; proposed solutions to these shortcomings.
Key words: contract work for state and municipal needs, an electronic auction, open tender
В 2013 году порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов подвергся существенным изменениям в виду вступления в силу Федерального Закона 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. на 28 декабря 2016) (далее — ФЗ № 44), ст. 24 которого, закрепляет способы определения подрядчиков [1].
В соответствии с данной статьей механизм определения поставщиков, законодателем предлагается осуществлять в четырех формах, а именно, конкурс и его виды, аукцион и его виды, запрос котировок, запрос предложений. Последние два подлежат применению только в исключительных случаях, таких как необходимость заключения нового договора с подрядчиком, взамен расторгнутого ранее, в одностороннем порядке. Таким образом, основными формами определения победителя тендера на заключение договора в теории и практике гражданского права принято считать конкурс и аукцион.
Основное отличие этих форм заключается в том, что для победы в конкурсе необходимо предоставить наилучшие условия исполнения контракта, а в аукционе победителем считается участник, предложивший наименьшую цену исполнения контракта.
Заказчик может использовать следующие разновидности конкурса: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс. Все они, за исключением открытого конкурса являются нововведениями принятого закона. Так же изменениям подверглись и виды аукционов. Открытый аукцион был заменен электронным аукционом. Целью данных изменений законодатель называет предоставление заказчику возможности определения наиболее подходящего и эффективного метода оценки предложений участников [7].
В связи с прямой зависимостью возникновения у заказчика прав на квалифицированный отбор участников, от способа определения подрядчика, становится ясным первоочередное значение механизма размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Итогом неверно выбранной формы тендера может стать выполнение работ ненадлежащего качества или неисполнение подрядчиком своих обязательств [8].
На данном этапе федеральный закон по большей части устанавливает императивные нормы в области способа проведения тендера на выполнение строительных работ. Так, электронный аукцион является обязательным по любому виду строительных работ, кроме разведочно-буровых [2], а также императивная норма предлагается для проектно-изыскательских работ, согласно которой, применяется двухэтапный конкурс.
Согласно данным Росстата за 2015 год большинство заказчиков, особенно на региональном уровне, воспользовались именно такой формой тендера, как электронный аукцион (61,39 %) [6]. Это объясняется тем, что данный вид торгов является одним из наиболее простых по порядку проведения. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену контракта. Однако условие о качестве работ остается неучтенным.
Исходя из этого, главным недостатком электронного аукциона можно назвать ограничение возможности установления дополнительных требований к подрядчику, которые по своей сути являются гарантом надлежащего качества работ. Правоприменительная практика признает незаконным требования заказчика о предоставлении подрядчиком свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Этой же позиции придерживается в своих решениях и Федеральная антимонопольная служба [5], и арбитражные суды [4]. Однако представляется, что установление таких требований к участникам торгов на заключение подряда для выполнения строительных работ является необходимым и обоснованным с точки зрения безопасности объекта строительства и граждан, которые в дальнейшем будут эксплуатировать этот объект.
Альтернативной формой здесь выступает открытый конкурс, который, не смотря на длительность и определенную трудность в проведении, наилучшим образом подходит для определения подрядчика на заключение договора строительных или проектно-изыскательских подрядных работ (тем более для государственных или муниципальных нужд). Это подтверждается и тем, что законодатель выбрал именно эту форму проведения для определения подрядчика в отдельных видах строительных работ [3]. Главным плюсом такой модели является возможность оценки заявки в соответствии со специальными требованиями, такими как: опыт и финансовые ресурсы.
Таким образом, весьма логичным предстает решение о признании необходимости размещения заказов на выполнение строительных работ любой сложности посредством проведения конкурса в любой из его форм. Путем проведения открытого конкурса может осуществляться тендер на заключение договора строительного подряда, строительные работы которого не влияют на безопасность строящегося объекта. Такая норма не позволит усложнить процедуру выбора подрядной организации при выполнении простых работ, таких, к примеру, как замена дверных и оконных конструкций. Для выполнения же работ, связанных с непосредственным возведением нового здания или сооружения, капитальным ремонтом и т. п., подрядчик должен выбираться путем многоступенчатого отбора с использованием конкурса с ограниченным участием.
Делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы заметить, несовершенство законодательства, в частности, ФЗ № 44 и необходимость его реформирования в области установления электронного аукциона как формы проведения тендера для заключения договора подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. А именно, императивно указать на необходимость и рациональность определения подрядчика для заключения договора строительного подряда путем проведения конкурса в различных его формах, перечень которых закреплен в ст. 24 ФЗ № 44.
Литература:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]//URL: http://www.consultant.ru// (дата обращения 23.02.2017);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru// (дата обращения 28.02.2017);
- Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015 № Д28и-3532 [Электронный ресурс]// URL: http://economy.gov.ru// (дата обращения 28.02.2017);
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2014 № Ф06–18445/2013 по делу № А65–10683/2014 [Электронный ресурс]// URL: https://rosakademia.ru// (дата обращения 16.02.2017);
- Решение ФАС России от 26.11.2015 по делу N К-1630/15 [Электронный ресурс]// URL: http://solutions.fas.gov.ru// (дата обращения 20.02.2017);
- Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]// URL: http://www.gks.ru/rosstat/ru/statistics// (дата обращения 15.02.2017)
- Борисов А. Н., Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // А. Н. Борисов, Т. Н. Трефилова. — М.: Деловой двор, 2013;
- Осипов В. С. Строители дождались конкурса. Об особенностях размещения заказов в строительстве в условиях ФКС // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». — 2013. — № 9.