В статье изложена проблема правового нигилизма, история возникновения, пути решения. Приводятся факты и доводы, показывающие негативные последствия правового нигилизма не только на сознание людей, но и на их благополучие.
Ключевые слова: нигилизм, государственная власть, правовая культура, правовое сознание, пути решения проблемы.
История появления слова нигилизм тесно связана с религией, а именно с христианством. С религиозной точки зрения под нигилизмом понимается отрицание человеческого естества Христа. Но с правовой точки зрения нигилизм нечто иное. А именно: «Отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. [1]
Слово нигилизм «nihill» в переводе с латинского означает «ничто». Большинство россиян слово или понятие нигилизм знакомо благодаря роману великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», в лице героя этого произведения Базарова, который отрицал все происходящее вокруг, и считал это закономерностями природы, а не достижениями науки, техники, искусства.
В истории Российского государства под нигилистами понимались лица, которые критически относились к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. [2]
Анализ оценки истории и современности имеет наиважнейшее значение для правильного и полного раскрытия вопроса нигилизма.
Многие ученые причиной возникновения правового нигилизма в России, связывают с историческими корнями, а именно:
1) Самодержавной властью, крепостническим строем, репрессивным законодательством, несовершенством правосудия, которые не позволяли гражданам развиваться в соответствии с их потребностями.
2) Правовой системой, в которой господствовали административно-командные методы, секретные нормативно-правовые акты, в которой демократические конституции, и иные нормативно-правовые акты не имели юридической силы, а лишь носили декларативный характер.
3) Лоббированное толкование права
4) Несостоятельность правовых реформ, которые первоначально вводились для удовлетворения и законодательного закрепления интересов состоятельной группы населения. [3]
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в сложившихся проблемах между обществом и государством в правовой сфере, данная тема нуждается в детальной регламентации и поиске выхода из данного негативного процесса.
По-моему субъективному мнению правовой нигилизм появляется тогда, когда есть на лицо:
1) Несоциальная обусловленность и коррумпированность органов государственной власти
2) Произвол со стороны правоохранительных органов
3) Несправедливые и незаконные решения судебных органов лишь в этом случае в головах и в сознании людей появляется данное негативное явление. И бороться с ним можно только устранив выделенные недостатки.
Нигилизм также тесно связан с понятиями правовой культуры и правового сознания. Правовая культура и правовое сознание, свою очередь призваны бороться против нигилизма. Но повышение правовой культуры, правового сознания и минимизация правового нигилизма, возможны лишь устранив негативные явления общества и государства перечисленные мной выше.
Пути решения данных проблем видятся каждому по-своему. Моя точка зрения заключается в том, что государственная власть, а именно руководители должны сами захотеть устранить данную коррозию в системе управления государством. А сделать они это могут известными всем методами.
1) Ужесточение наказания за определенные виды преступлений которые происходят в сфере государственного управления (присвоение или растрата, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и т. д.)
2) Создание специального органа при Президенте РФ со своим штатным персоналом для решения телефонных, почтовых, телеграфных обращения и жалоб, а также обращений и жалоб отправляемые через сеть Интернет на незаконные действия государственных органов.
3) Установление на местах в органы государственной власти доверенных высшему руководству лиц (представителей) для контроля, надзора и недопущения нарушения закона со стороны лиц уполномоченных выполнять государственную власть.
4) Допуск граждан в управлении делами государства и субъекта, путем зеркального отображения процессов в сфере государственной власти.
5) Повышение заработной платы государственным служащим, и руководящему составу государственных органов
Методов решения достаточно, и поэтому наиважнейшей задачей высшего руководства государства и субъектов является поиск наилучшего варианта развития событий.
Решение проблемы несоциальной обусловленности и коррумпированности государственной власти не является окончательным. Следующей по цепочке идет произвол со стороны правоохранительных органов. Он может заключаться в различных факторах, таких как освобождение виновного, закрытие уголовного дела за откуп, задержание и предъявления обвинения невиновному, примитивные средства доказывания, пытки и насилие, а также иные запрещенные законом действия, в силу которых у общества образуется негативное восприятие к правоохранительным органам. Чтобы устранить данное разрушающее общество явление человеческого фактора недостаточно, нужен всесторонний контроль со стороны государства за деятельностью этих органов, а именно за законностью, и прозрачностью совершаемых процессуальных действий. Это достигается наделением более широкими полномочиями органов УСБ, Прокуратуры, с масштабной чистки рядов правоохранительных органов, переаттестацией личного состава, а также значительным повышением заработной платы. Лишь исправив сложившуюся ситуацию с правоохранительными органами, мы можем заявить, что Российская Федерация демократическое и правовое государство.
И заключительной, по мнению большинства ученых, главной проблемой не только правового нигилизма, но и правовой системы в целом, является несправедливые и незаконные решения судебных органов. Каждый год из-за несправедливых и незаконных решений судебных органов, государственный бюджет выплачивает штрафы более 2-х миллиардов рублей. Исходя из данного факта, можно утверждать, что несправедливость не только губит судьбы людей, но и оказывает негативное влияние на экономику нашего государства. Исправить сложившуюся ситуации можно лишь дав абсолютную независимость судьям от государственных органов, ужесточая контроль решений суда, направляя судьей на переподготовку, пересматривая вступившие в законную силу незаконные решения судебных инстанции, и применением мер уголовно-правового характера в отношении судей.
Можно смело заявить, что именно суд является отправной точкой для повышения правовой культуры и правового сознания. Будем надеяться, что судебные органы будут придерживаться основополагающих идей, которые закреплены в международном праве и в российском законодательстве.
Таким образом,правовой нигилизм — это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.
Но, во-вторых,правовой нигилизми его антипод — законность — это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества — уже не психологическая, а социальная характеристика. [4]
Лишь полностью искоренив изложенные мной выше отрицательные явления жизни общества и права, я считаю можно минимизировать правовой нигилизм. А минимизация правового нигилизма является опорой для повышения правовой культуры и правового сознания общества. Что в свою очередь является предпосылкой становления правового, социального и демократического государства.
Мы несем ответственность за наше будущее, так давайте сделаем это будущее пригодным для жизни. Мы вместе должны сказать «нет» всем отрицательным явлением нашего общества.
Литература:
- Правовой нигилизм // Большая советская энциклопедия: [в 30 т] / главная редакция. А. М. Прохоров — 3-е издания — МОСКВА. Советская энциклопедия. 1969–1978.
- Венгеров А. Б. «Теория государства и права» М. 3-е издание. Юриспруденция 2014 год. стр. 269.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. Лазарева. — 4-е издание., переработанное и дополненное — М.: Юристъ, 2005 год. 281 страница.
- Венгеров А. Б. «Теория государства и права» М. 3-е издание. Юриспруденция 2014 год. стр. 270.