Сфера услуг в развитых странах занимает ведущие позиции в экономике, а уровень ее развития оказывает определяющее влияние на уровень и качество жизни людей. Модернизация экономики Узбекистана также предполагает повышение роли сферы услуг. За годы независимости сфера услуг развивается высокими темпами.
«В истекшем году была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развитиясферы услуг и сервиса как одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей.
В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения.
Опережающими темпами развиваются банковские, страховые, лизинговые, консалтинговые и другие виды рыночных услуг, способствующие развитию частного сектора и малого бизнеса в стране. В этой отрасли действуют 80,4 тысячи субъектов малого бизнеса, что составляет более 80 процентов от общей численности предприятий сферы услуг.
Особое внимание уделяется развитию данной сферы на селе. В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе реализовано более 22,8 тысячи проектов, объем оказываемых услуг вырос в 1,6 раза, а их потребление на одного сельского жителя — в 1,5 раза». [1]
Вместе с ростом объемов изменились структурные соотношения отраслей сферы услуг. Сократились в общем объеме традиционные виды услуг — транспорта, торговых, бытовых и коммунальных, но увеличилась доля новых рыночных услуг.
С принятием в республике ряда законов стали развиваться услуги связи и информатизации, банковская, страховая, лизинговая, консалтинговая и другие виды деятельности. Одновременно менялись функции некоторых традиционных видов услуг в условиях рыночной экономики. Например, торговля из примитивного распределительного механизма превратилась в активного участника процесса формирования рыночного спроса, ориентированного на потребителя. Производство услуг уже стало дифференцироваться в зависимости от уровня доходов, вкусов и предпочтений потребителей.
На основе новых технологий стали работать отрасли телекоммуникации, деловые, профессиональные, финансовые услуги; расширилось их применение в медицине, образовании, на транспорте и даже в таких далеких от техники видах деятельности, как музеи, библиотеки, искусство. Все это повлияло на повышение качества жизни людей. Расширение потребительского спроса на более прогрессивные услуги явилось одним из основных факторов дальнейшей модернизации экономики.
Быстрыми темпами развивались туристический сектор и гостиничное хозяйство. В 1999 году постановлением Олий Мажлиса введен в действие Закон Республики Узбекистан «О туризме», который явился основополагающим нормативно-правовым актом регулирования развития туризма в республике. Принятые правительством меры по дальнейшему развитию гостиничного бизнеса и туризма позволили более широко использовать огромный потенциал международного туризма. Модернизация международных аэропортов, железнодорожных путей и автомагистралей позволила развивать не только образовательно-познавательный туризм в таких древних исторических городах, как Самарканд, Бухара, Ташкент, Хива, Шахрисабз, но и расширять масштабы экологического, научного, бизнес-туризма в других городах.
За годы реализации программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012–2016 годы увеличился вклад отрасли в ВВП. Так, если на начало реализации программы, доля сферы услуг в ВВП составляла 50,5 %, то по итогам 2015 года достигла уровня 54,5 %. [4]Особое значение в ней придавалось развитию современных видов услуг, таких, как сотовая связь, Интернет, видеотелефония, цифровое телевидение, современные банковские услуги, лизинг, страхование, аудит, инжиниринг и другие. Расширились телекоммуникационные сети, каналы связи, пункты коллективного доступа к сети Интернет, услуги кабельного и эфирно-кабельного телевидения, информационная инфраструктура с использованием цифровых технологий. Сегодня Узбекистан входит в первую десятку стран мира по индексу развития (проникновения) мобильной связи. Общее число пользователей сотовой связи в Узбекистане по итогам I квартала 2015 года превысило 20 млн. [2] В настоящее время Узбекистан первым среди стран СНГ полностью перешел на цифровое телевидение.
На страховом рынке Узбекистана осуществляют деятельность 33 страховщика, 890 их территориальных подразделений, 1250 агентов — юридических лиц и 5659 — физических, другие профессиональные участники страхового рынка.
Активное развитие лизинговые операции получили благодаря Указу Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2002 года «О мерах по дальнейшему стимулированию развития лизинговой деятельности». В 2015 году лизинговые услуги в Узбекистане оказывали 90 организаций, в том числе 24 банка. Совокупный портфель лизинговых операций по итогам прошлого года составил 2,45 трлн. сумов. Данный показатель по сравнению с 2014 годом вырос на 14,4 %. [3]
Приоритетное право предоставлено предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию услуг в сельской местности, что позволяет увеличить занятость и доходы сельского населения. Также приняты меры по сокращению государственных пошлин за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций субъектами малого бизнеса сферы связи и информатизации в сельской местности, предоставлена система налоговых льгот и преференций для микрофирм и малых предприятий, оказывающих социально значимые виды услуг.
Определяющим фактором, который окажет влияние на развитие рынка услуг, станет дальнейший рост реальных доходов и уровня жизни населения (за 2015 год реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента). [1] Обеспечение устойчивого роста экономики посредством создания не менее 900 тысяч новых рабочих мест ежегодно будет способствовать увеличению совокупных доходов населения.
Таким образом, развитие рынка услуг в республике зависит от возрастающих платежеспособных возможностей и предпочтений населения, а также развития малого бизнеса, способного удовлетворить спрос потребителей, особенно на современные, прогрессивные виды услуг. Другими словами, на объем производства услуг с одной стороны будут влиять такие факторы, как доходы и предпочтения домохозяйств, тарифы на услуги, с другой стороны — инвестиционная, налоговая, денежно-кредитная государственная политика, научно-техническая политика и развитие малого бизнеса на основе новых технологий. Все это в итоге будет способствовать дальнейшей модернизации экономики, качественным структурным сдвигам в отраслевой структуре рыночных услуг. Крупные позиции будут занимать не только постоянно обновляемые традиционные отрасли (торговля, транспорт, бытовые и коммунальные услуги), но и быстрорастущие наукоемкие деловые и социально-культурные услуги.
Это позволит создать в Узбекистане современный рынок услуг, сформировать рациональную структуру производства и потребления услуг, обеспечить дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.
Литература:
1. Каримов И. А. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // Народное слово. 16.01.2016 г.
2. www.mobinfo.uz
3. www.news.uzreport.uz
4. http://www.review.uz