Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Агаева, К. А. Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане / К. А. Агаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8240/ (дата обращения: 17.12.2024).

В 2005 году произошел большой бум в жилищном, коммерческом и промышленном строительстве Азербайджана. В подавляющем большинстве развитие коснулась столицы, города Баку. По мнению ряда азербайджанских строительных фирм, сегодня рынок больше ориентирован на результаты маркетинговой деятельности, потребители более чувствительны ко времени, поскольку клиенты хотят своевременную доставку строительных материалов и услуг, они просто не хотят ждать. Клиенты отвергают низкую квалификацию персонала фирмы.

По словам руководителя одной азербайджанский строительной фирмы: «Азербайджанцы не любят ждать. Именно поэтому для того, чтобы поддерживать хорошую клиентскую базу и повысить эффективность функционирования своего бизнеса, вы должны иметь хорошую инвентаризацию и доступные материалы. Если вы держите большой запас, вы не можете позволить себе большой ассортимент строительного товара». Таким образом, ключевым элементом на азербайджанском строительном рынке является большой перечень товаров с широким выбором и в то же время наличие всего ассортимента. И конечно же, фирма не должна уступать другим строительным фирмам в конкурентной борьбе, чтобы именно ее товары пользовались большим спросом на рынке.

Строительный рынок в Азербайджане стремительно развивается. В настоящее время существует большое количество архитектурных, проектных и строительных фирм, которые функционируют на основе западной технологии и строительных товаров. Строительный сектор по-прежнему сильно зависит от развития нефтяной и газовой отрасли, которая является основой экономики Азербайджана. Недостаток выгодного финансирования (например, банковские кредиты и оборотный капитал на выгодных условиях) сопровождается тем, что Азербайджанские строительные компании полагаются на частный капитал. Тем не менее, есть потенциал роста бизнеса для зарубежных фирм, которые заинтересованы в развитии своего бизнеса. Жилищное строительство, будь это многоэтажные здания, или отдельно стоящие дома, строятся по всей столице — почти исключительно за счет частных средств.

Для того, чтобы узнать основные направления повышения эффективности строительного бизнеса в Азербайджане, нужно узнать сильные и слабые стороны строительного бизнеса, а также его возможности, и угрозы, с которыми может столкнуться фирма, т. е. SWOT-анализ Азербайджанского рынка строительства.

Чтoже прeдстaвляет сoбoй SWOTанaлиз? Aббрeвиатура SWOТ произoшла oт aнглийскиx cлoв: strengths, weaknesses, opportunities, threats:

[S]strengths — полoжитeльныe cтoрoны,

[W]weaknesses — негaтивныe сторoны;

[O]opportunities — потeнциaльныe вoзмoжности;

[T]threats — пoтeнциaльныe угрoзы.

SWOT-aнaлиз –это инструмен стратегического анализа и планирования, применяемый для оцeнки явлeний ифaктoрoв, oказывaющиx влияниe нa компaнию или прoeкт.

Итaк, всe пaрамeтры пoдрaздeляются нa 4 кaтeгoрии: strengths (пoлoжительные стoрoны), weaknesses (негaтивныe сторoны), opportunities (пoтенциaльные возмoжнocти) и threats (пoтeнциaльныe угрoзы).

Резюме SWOT анализа:

1)      Пoле сильныx стoрoн и вoзможнoстей:

Внутрeнний пoтенциaл кoмпaнии (пoложитeльные стoроны) пoзволяют в пoлной мeрe испoльзoвaть сущeствующиe возмoжнoсти (т.e. наблюдаeтcя пoзитивнaя тeндeнция).

2)      Пoле сильныx стoрoн и угрoз:

Полoжитeльныe стoроны кoмпaнии пoзвoляют минимизирoвaть сущecтвующие угрoзы (чтo также является пoзитивнoй тендeнциeй).

3)      Пoле слaбыx стoрoн и вoзмoжностей:

Нeгaтивные стoрoны кoмпaнии связaны с высoкими затрaтами, oднако благoдаря пoвышeниюдoходoв людeй кoнкурeнция спосoбнa перeйти в нeценoвую сфeру.

4)      Пoле слaбых стoрон и угрoз: высoкие затрaты ухудшaют пoзицию кoмпaнии при aктивизaции кoнкурeнтoв (oтрицатeльнaя тeндeнция).

Конкретно применительно к строительной сфере Азербайджана SWOT-анализ можно представить в следующем виде:

Сильные стороны:

1.      Потребность в высококачественных материалах: поставщики должны признать необходимость высококачественных материалов, и предпочитать американские и европейские бренды строительных товаров и материалов.

2.      Экономический рост, и вместе с ним развивается и строительный сектор в Азербайджане, в связи с международными инвестициями в нефтегазовый сектор Азербайджана. Таким образом, с развитием нефтяного и газового сектора, экономика открывает новые возможности для строительства, строительных и архитектурных услуг, представляемых фирмой. Открываются возможности для поставщиков из европейских и американских стран. Некоторые зарубежные поставщики заинтересованы в проектах «под ключ».

3.      Низкие эксплуатационные расходы, в том числе расходы на аренду, на человеческий труд и т. д.

Слабые стороны:

1.      Низкая покупательная способность: Азербайджанским импортерам часто не хватает сильной финансовой поддержки. Покупки на основе частного капитала, ограничивают долгосрочную покупательную способность. Хотя товары американских производителей строительных материалов признаются на рынке, как товары высокого качества, все равно покупательская способность азербайджанских клиентов является очень низкой. Тем не менее, азербайджанские импортеры также заинтересованы в импорте недорого оборудования.

2.      Слабый доступ к разумным ценам кредита: большинство банков не предлагают выгодные условия кредитования. Тем не менее, некоторые банки предпочитают вкладывать средства именно в строительный сектор, так как их инвестиции оправдываются, в отличие от инвестиций в торговые и сервисные компании.

3.      Отсутствие качества местных строительных материалов, оборудования, а также несоответствие методов производства стандартам развитых стран. В связи с этим, на некоторые местные строительные товары спрос падает, потому, что они просто не конкурируют с импортными строительными товарами.

Возможности:

1.           После распада Советского Союза, реформы в строительной отрасли Азербайджанской Республики привели к масштабной реструктуризации в государственном и частном секторах.

2.           Проводятся работы по реконструкции наземного и морского транспорта.

3.           Существуют крупные корпорации, которые заинтересованы в разработке коммерчески жизнеспособных проектов в Азербайджане.

4.           Экспортно-импортный банк заинтересован в развитии коммерчески жизнеспособных проектов строительства в Азербайджане, и инвесторы должны иметь это в виду во время планирования проекта.

5.           Баку как центр развития бизнеса в Каспийском регионе идеально расположен на пересечении воздушных, железнодорожных, морских транспортных сетей.

Угрозы:

1.           Законодательная, таможенная и налоговая среда являются сложными, и организовать ведение бизнеса в Азербайджан сложно.

2.           Немецкие, Итальянские, Японские, Французские, Русские, Турецкие и Иранские фирмы имеют значительную долю рынка и развитую сбытовую сеть. Оборудования и строительные товары Русского и Турецкого производства в большей степени пользуются спросом. Это является угрозой развития бизнеса, так как товары этих стран качеством уступают вышеперечисленным странам.

Использую результаты SWOT-анализа азербайджанского рынка строительства, ориентируясь на результаты можно выбрать основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса.

Модель роста рыночной доли учитывает показатели: темп роста рынка отдельного вида строительной продукции и рыночная доля. Темп расширения рынка сбыта характеризует цикл жизни строительной продукции, а рыночная доля-повышает-норму-прибыли.

Модель привлекательности положения на рынке основывается на двух-показателях:

1.      Конкурентоспособность и положение на рынке строительной продукции;

2.      Привлекательность строительной организации.

Модель направлений стратегической политики использует критерии конкурентоспособности строительной продукции и перспектив развития сферы строительного бизнеса. Критерии конкурентоспособности: доля на рынке, сеть сбыта послепродажного технического обслуживания, доступность сырья, стройматериалов, способность совершенствовать технологию строительного производства,-качество-строительной-продукции.

Организация собственной сбытовой сети целесообразна лишь при реализации определенных видов строительной продукции (торговые центры, жилые дома, гаражи) на сегментах рынка, где поддерживается прямой контакт с потребителями-заказчиками.

Помимо распространенных систем продажи строительной продукции — прямого сбыта (собственная сбытовая сеть), подрядных торгов (конкурсов), практикуется система сбыта через независимых и зависимых посредников – дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров.

Независимый посредник приобретает право собственности на продукцию. Зависимый посредник не приобретает этого права и осуществляет сбыт продукции на основе комиссионного вознаграждения.

Дистрибьюторы — торговые фирмы, закупающие у производителей продукцию на основе контрактных отношений.

Брокеры и агенты — это фирмы или отдельные предприятия, которые осуществляют сбыт продукции на основе комиссионного вознаграждения.

Джобберы — это торговые фирмы, которые скупают отдельные виды продукции для быстрой перепродажи.

Использование агентов и дистрибьюторов на строительном рынке является одним из основных направлений повышения эффективности строительного дела.

Западные предприниматели и некоторые азербайджанских компании действуют в качестве агентов американских компаний. А также, некоторые фирмы работают в качестве партнеров с западными фирмами. Дистрибьютор обеспечивает эффективное функционирование бизнеса, если сегмент рынка отличается высокой конкурентоспособностью.

Турецкая, Европейская, Английская и Российская продукция, как правило, доминируют на чувствительном к цене рынке строительных товаров.

Несколько хорошо зарекомендовавшие себя азербайджанские строительные фирмы успешно продают американские и европейские оборудования и услуги в Азербайджане.

Прежде чем решить пользоваться услугами агентов и дистрибьюторов, или самим выступать в качестве агентов или дистрибьюторов, надо учесть все рисковые ситуации которые могут возникнуть.

Строительный бизнес в Азербайджане можно назвать одним из самых развитых, перспективных и доходных секторов экономики, после нефтяного сектора.

Каждый предприниматель, для развития своего бизнеса, должен определенными методами повысить эффективность функционирования своего бизнеса. Только после этого соответствовать требованиям целевой аудитории и получить прибыль, что является конечной целью функционирования любого предприятия. Но направлять все усилия только на то, чтобы получать прибыль, тоже не правильно, ибо получив один раз большой прибыль с некачественным товаром, можно завоевать недоверие и полный отказ продукции фирмы со стороны потребителей.

Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджан, строительная продукция, строительный бизнес, фирма, сторона, возможность, строительный сектор, товар, комиссионное вознаграждение, позитивная тенденция.

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Основные составляющие электронной коммерции в условиях развития экономики Узбекистана

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Основные составляющие электронной коммерции в условиях развития экономики Узбекистана