Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты. SWOT-анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 3329 раз

Библиографическое описание:

Егорова, М. С. Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты. SWOT-анализ / М. С. Егорова, К. В. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.4 (90.4). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19226/ (дата обращения: 19.11.2024).

Оценка внешней среды при управлении деятельностью предприятия очень важна, так как внешнее окружение является источником многих проблем. Предприятие, как открытая система, то есть признающая динамическое взаимодействие с окружающим миром, зависит от таких факторов как конкуренты, потребители, поставщики, правительственные учреждения, источники трудовых ресурсов, финансовые организации, а также культура, наука, состояние общества и т.д. [2].

Потребители заинтересованы или могут стать заинтересованными производимыми организацией товарами и услугами. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет необходимые производственные ресурсы. Характеристика же потребителей определяет ассортимент товаров и услуг и их качество.

Рассмотрим рынки сбыта ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунки 1-2.

Рис. 1 – Информация об основных покупателях продукции [1].

Рис. 2 – Информация в разрезе регионов нахождения покупателей [1].

На рисунке 1 представлена информация об основных покупателях продукции, на которых приходится более 10% закупок. Из приведенных данных видно, что реализация основного продукта идет по двум глобальным направлениям. Двумя крупнейшими покупателями являются ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть». ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» – акционеры ОАО «Томскнефть» ВНК, которым принадлежат по 50% акций общества. Конкуренция имеет большое значение в жизни общества, так как она стимулирует его деятельность. Кроме того, через конкуренцию у товаропроизводителей открывается возможность контролировать друг друга. Для удержания конкуренции на уровне нормальной стимуляции экономики государство создает законы, в которых фиксирует права и обязанности производителей и потребителей продукции. Борьба за потребителей между самостоятельными единицами приводит к благоприятным и неблагоприятным последствиям. Конкуренция положительно скажется на деятельности общества в случае стабилизации ее на нормальном уровне. В рамках предприятия руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно, как его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.

Рассмотрим конкурентную структуру ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунок 3.

Рис. 3 – Информация об оценке доли на рынке общества и его конкурентов [1].

Приведем краткую информацию об основных конкурентах:

ОАО «ЛУКОЙЛ»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 86,6671 млн. тн.; доказанные запасы нефти на 01.01.2013 год - 13 381 млн. бар.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 138 ед.; выручка от реализации за 2013 год - 141 452 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 139 171 млн. долл. США.

ОАО «Сургутнефтегаз»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 61,453 млн. тн.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 451 ед.; выручка от реализации за 9 месяцев 2013 года - 18 674 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 26 852 млн. долл. США.

По приведенным данным видно, что весомое положение по объему производства за 2013 год среди перечисленных компаний занимает ОАО «ЛУКОЙЛ». Это общество, в рамках указанных, является главным конкурентом как исследуемого общества, так и остальных. ОАО «Томскнефть» ВНК по объему производства занимает положение гораздо ниже, но не является последним. Заметно падение доли исследуемой компании на рынке. Но наблюдая подобную тенденцию и для других компаний, можно сделать вывод, что это связано с появлением новых конкурентов на рынке добычи нефти. Выявим факторы внутренней и внешней среды, влияющие на организацию, и разделим их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). S и W – факторы внутренней среды, на которые организация может повлиять сама, O и T – факторы внешней среды, которые влияют на организацию извне и не поддаются ее контролю. Чтобы сделать метод более полным рассматривают варианты действий, получаемые из пересечения полей. Для этого необходимо последовательно рассмотреть различные парные сочетания факторов внешней и внутренней среды и выделить те, которые оказывают наибольшее влияние (таблица 1).

Таблица 1

Схема SWOT-анализа

 

O

T

S

СИВ

СИУ

W

СЛВ

СЛУ

Этапы SWOT-анализа: выделение четырех групп факторов; ранжирование факторов; составление интерактивных матриц; заполнение итоговой таблицы;

Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды, проранжированные по их степени значимости для предприятия.

Сильные стороны:

1)                 Предприятие добывает до 65% от общего объема добычи нефти в Томской области.

2)                 Особенность географии: разбросанность месторождений. Они находятся в труднодоступных Васюганских болотах и на неосвоенных землях.

3)                 ОАО «Томскнефть» ВНК является владельцем 24 лицензий на добычу нефти и газа на месторождениях Томской области, 7 лицензий на право пользования недрами в ХМАО, 7 лицензий на геологическое изучение с дальнейшей добычей углеводородного сырья.

4)                 ОАО «Томскнефть» ВНК применяет в производстве новейшие технологии и технику, реализует обширную программу геолого-технических мероприятий [3].

5)                 Высокое качество ресурсной базы предприятия, что обуславливает низкий уровень издержек на добычу нефти.

6)                 Развитый сегмент нефтепереработки и сбыта позволяет компании получать дополнительные доходы.

Слабые стороны:

1)                 Низкое количество акций в свободном обращении.

2)                 Применение агрессивных методов повышения добычи нефти в прошлом привело к тому, что в настоящее время у компании локальный спад нефтедобычи.

3)                 Низкая степень обеспеченности запасами.

4)                 Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.

5)                 Низкая скорость продвижения новых технологий от этапа коммерческого предложения до промышленного применения.

Возможности:

1)                 Открытие новых нефтяных месторождений, что позволит компании наращивать добычу.

2)                 Участие в международных проектах.

3)                 Разработка и развитие собственных и контролируемых каналов сбыта продукции.

4)                 Сокращение энергозатрат за счет реализации функциональной стратегии в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии.

5)                 Продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК на внешнем рынке.

6)                 Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов на объектах.

Угрозы:

1)                 Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты.

2)                 Рост издержек в связи с резким повышением тарифов монопольных поставщиков транспортных услуг.

3)                 Рост конкуренции и, как следствие, ограничение будущего доступа к наиболее перспективным месторождениям углеводородных запасов.

4)                 Ухудшение климатических условий.

5)                 Изменение политической ситуации и режима налогообложения.

6)                 Усложнение процедуры получения лицензии.

При составлении интерактивных матриц мы должны учитывать корреляцию факторов. Ее степень обозначается следующим образом: «+» – взаимосвязь есть, «-» – факторы не связаны, «0» – взаимосвязь не ясна или слишком длинная логическая цепочка. Итоговая таблица SWOT-анализа представлена в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ ОАО «Томскнефть» ВНК

 

O

T

S

·                   Открытие новых нефтяных месторождений позволит предприятию найти более высококачественную ресурсную базу, повысить долю добычи нефти по Томской области и разнообразить географию нефтедобычи. Кроме того, это приведет к необходимости использования новых технологий, удовлетворяющих конкретным условиям.

·                   Благодаря участию в международных проектах предприятие сможет совершенствовать свою технологию и технику, а также развить сегмент сбыта.

·                   Снижение энергозатрат усовершенствует процесс добычи нефти и приведет к ее росту.

·                   Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов существенно обезопасит производство.

·                   Снижение мировых цен на нефть, безусловно, скажется на объемах добычи, потому что предприятию придется переходить на оптимальный уровень производства, чтобы не понести издержек.

·                   Повышение тарифов транспортных услуг также может привести к снижению нефтедобычи, сужению географии нефтеразработок и ослаблению сбыта.

·                   Рост конкуренции или изменения в климатических условиях могут ограничить доступ к высококачественной ресурсной базе.

·                   Усложнение процедуры лицензирования приведет к сужению географии и объемов нефтедобычи.

W

·                   Решить проблему локального спада нефтедобычи поможет открытие новых месторождений и в целом усовершенствование процесса добычи, включая сокращение энергозатрат.

·                   Низкую степень обеспеченности нефтезапасами удастся разрешить путем поиска новых мест нефтеразработок.

·                   Участие в международных проектах и продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК повысит экспансию в профильные активы за рубежом.

·                   Ситуацию локального спада нефтедобычи может усугубить рост издержек в связи с повышением тарифов на транспортные услуги, а также рост конкуренции, который приведет к ограничению доступа к перспективным ресурсам.

Низкая степень обеспеченности запасами может увеличиться при недоступности мест нефтедобычи и ухудшении климатических условий.

·                   Изменение политической ситуации, рост конкуренции и снижение мировых цен на нефтепродукты приведут к еще большему ослаблению экспансии в профильные активы за рубежом.

 

Литература:

1.      Годовой отчет за 2013 год/ ОАО «Томскнефть» ВНК. – г. Стрежевой, 2013. – 82 стр.

2.      Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.

3.      Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ [Электронный ресурс]: портал. - Электрон. дан. - 2015- . - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/. - Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): добыча нефти, рост конкуренции, США, внешняя среда, внутренняя среда, локальный спад нефтедобычи, ОАО, предприятие, снижение мировых цен, Томская область.


Задать вопрос