Оценка внешней среды при управлении деятельностью предприятия очень важна, так как внешнее окружение является источником многих проблем. Предприятие, как открытая система, то есть признающая динамическое взаимодействие с окружающим миром, зависит от таких факторов как конкуренты, потребители, поставщики, правительственные учреждения, источники трудовых ресурсов, финансовые организации, а также культура, наука, состояние общества и т.д. [2].
Потребители заинтересованы или могут стать заинтересованными производимыми организацией товарами и услугами. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет необходимые производственные ресурсы. Характеристика же потребителей определяет ассортимент товаров и услуг и их качество.
Рассмотрим рынки сбыта ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунки 1-2.
Рис. 1 – Информация об основных покупателях продукции [1].
Рис. 2 – Информация в разрезе регионов нахождения покупателей [1].
На рисунке 1 представлена информация об основных покупателях продукции, на которых приходится более 10% закупок. Из приведенных данных видно, что реализация основного продукта идет по двум глобальным направлениям. Двумя крупнейшими покупателями являются ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть». ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» – акционеры ОАО «Томскнефть» ВНК, которым принадлежат по 50% акций общества. Конкуренция имеет большое значение в жизни общества, так как она стимулирует его деятельность. Кроме того, через конкуренцию у товаропроизводителей открывается возможность контролировать друг друга. Для удержания конкуренции на уровне нормальной стимуляции экономики государство создает законы, в которых фиксирует права и обязанности производителей и потребителей продукции. Борьба за потребителей между самостоятельными единицами приводит к благоприятным и неблагоприятным последствиям. Конкуренция положительно скажется на деятельности общества в случае стабилизации ее на нормальном уровне. В рамках предприятия руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно, как его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.
Рассмотрим конкурентную структуру ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунок 3.
Рис. 3 – Информация об оценке доли на рынке общества и его конкурентов [1].
Приведем краткую информацию об основных конкурентах:
ОАО «ЛУКОЙЛ»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 86,6671 млн. тн.; доказанные запасы нефти на 01.01.2013 год - 13 381 млн. бар.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 138 ед.; выручка от реализации за 2013 год - 141 452 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 139 171 млн. долл. США.
ОАО «Сургутнефтегаз»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 61,453 млн. тн.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 451 ед.; выручка от реализации за 9 месяцев 2013 года - 18 674 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 26 852 млн. долл. США.
По приведенным данным видно, что весомое положение по объему производства за 2013 год среди перечисленных компаний занимает ОАО «ЛУКОЙЛ». Это общество, в рамках указанных, является главным конкурентом как исследуемого общества, так и остальных. ОАО «Томскнефть» ВНК по объему производства занимает положение гораздо ниже, но не является последним. Заметно падение доли исследуемой компании на рынке. Но наблюдая подобную тенденцию и для других компаний, можно сделать вывод, что это связано с появлением новых конкурентов на рынке добычи нефти. Выявим факторы внутренней и внешней среды, влияющие на организацию, и разделим их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). S и W – факторы внутренней среды, на которые организация может повлиять сама, O и T – факторы внешней среды, которые влияют на организацию извне и не поддаются ее контролю. Чтобы сделать метод более полным рассматривают варианты действий, получаемые из пересечения полей. Для этого необходимо последовательно рассмотреть различные парные сочетания факторов внешней и внутренней среды и выделить те, которые оказывают наибольшее влияние (таблица 1).
Таблица 1
Схема SWOT-анализа
|
O |
T |
S |
СИВ |
СИУ |
W |
СЛВ |
СЛУ |
Этапы SWOT-анализа: выделение четырех групп факторов; ранжирование факторов; составление интерактивных матриц; заполнение итоговой таблицы;
Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды, проранжированные по их степени значимости для предприятия.
Сильные стороны:
1) Предприятие добывает до 65% от общего объема добычи нефти в Томской области.
2) Особенность географии: разбросанность месторождений. Они находятся в труднодоступных Васюганских болотах и на неосвоенных землях.
3) ОАО «Томскнефть» ВНК является владельцем 24 лицензий на добычу нефти и газа на месторождениях Томской области, 7 лицензий на право пользования недрами в ХМАО, 7 лицензий на геологическое изучение с дальнейшей добычей углеводородного сырья.
4) ОАО «Томскнефть» ВНК применяет в производстве новейшие технологии и технику, реализует обширную программу геолого-технических мероприятий [3].
5) Высокое качество ресурсной базы предприятия, что обуславливает низкий уровень издержек на добычу нефти.
6) Развитый сегмент нефтепереработки и сбыта позволяет компании получать дополнительные доходы.
Слабые стороны:
1) Низкое количество акций в свободном обращении.
2) Применение агрессивных методов повышения добычи нефти в прошлом привело к тому, что в настоящее время у компании локальный спад нефтедобычи.
3) Низкая степень обеспеченности запасами.
4) Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.
5) Низкая скорость продвижения новых технологий от этапа коммерческого предложения до промышленного применения.
Возможности:
1) Открытие новых нефтяных месторождений, что позволит компании наращивать добычу.
2) Участие в международных проектах.
3) Разработка и развитие собственных и контролируемых каналов сбыта продукции.
4) Сокращение энергозатрат за счет реализации функциональной стратегии в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии.
5) Продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК на внешнем рынке.
6) Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов на объектах.
Угрозы:
1) Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты.
2) Рост издержек в связи с резким повышением тарифов монопольных поставщиков транспортных услуг.
3) Рост конкуренции и, как следствие, ограничение будущего доступа к наиболее перспективным месторождениям углеводородных запасов.
4) Ухудшение климатических условий.
5) Изменение политической ситуации и режима налогообложения.
6) Усложнение процедуры получения лицензии.
При составлении интерактивных матриц мы должны учитывать корреляцию факторов. Ее степень обозначается следующим образом: «+» – взаимосвязь есть, «-» – факторы не связаны, «0» – взаимосвязь не ясна или слишком длинная логическая цепочка. Итоговая таблица SWOT-анализа представлена в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ ОАО «Томскнефть» ВНК
|
O |
T |
S |
· Открытие новых нефтяных месторождений позволит предприятию найти более высококачественную ресурсную базу, повысить долю добычи нефти по Томской области и разнообразить географию нефтедобычи. Кроме того, это приведет к необходимости использования новых технологий, удовлетворяющих конкретным условиям. · Благодаря участию в международных проектах предприятие сможет совершенствовать свою технологию и технику, а также развить сегмент сбыта. · Снижение энергозатрат усовершенствует процесс добычи нефти и приведет к ее росту. · Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов существенно обезопасит производство. |
· Снижение мировых цен на нефть, безусловно, скажется на объемах добычи, потому что предприятию придется переходить на оптимальный уровень производства, чтобы не понести издержек. · Повышение тарифов транспортных услуг также может привести к снижению нефтедобычи, сужению географии нефтеразработок и ослаблению сбыта. · Рост конкуренции или изменения в климатических условиях могут ограничить доступ к высококачественной ресурсной базе. · Усложнение процедуры лицензирования приведет к сужению географии и объемов нефтедобычи. |
W |
· Решить проблему локального спада нефтедобычи поможет открытие новых месторождений и в целом усовершенствование процесса добычи, включая сокращение энергозатрат. · Низкую степень обеспеченности нефтезапасами удастся разрешить путем поиска новых мест нефтеразработок. · Участие в международных проектах и продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК повысит экспансию в профильные активы за рубежом. |
· Ситуацию локального спада нефтедобычи может усугубить рост издержек в связи с повышением тарифов на транспортные услуги, а также рост конкуренции, который приведет к ограничению доступа к перспективным ресурсам. Низкая степень обеспеченности запасами может увеличиться при недоступности мест нефтедобычи и ухудшении климатических условий. · Изменение политической ситуации, рост конкуренции и снижение мировых цен на нефтепродукты приведут к еще большему ослаблению экспансии в профильные активы за рубежом. |
Литература:
1. Годовой отчет за 2013 год/ ОАО «Томскнефть» ВНК. – г. Стрежевой, 2013. – 82 стр.
2. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
3. Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ [Электронный ресурс]: портал. - Электрон. дан. - 2015- . - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/. - Загл. с экрана.