Методика SWOT-анализа для обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жигулина, Н. С. Методика SWOT-анализа для обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта / Н. С. Жигулина, Л. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/355/15530/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрена методика и практика применения SWOT-анализа, как инструмента обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта, специализирующегося на производстве молока (кроме сырого) и молочной продукции.

Ключевые слова: методика, SWOT-анализ, маркетинговая безопасность, хозяйствующий субъект.

Так как «важнейшей особенностью агропромышленного комплекса является взаимосвязь между отраслями, объединяющими производство, осуществляющими переработку и реализацию произведенной продукции» [1] — обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса является актуальной задачей, требующей изучения как на отраслевом уровне, так и на уровне каждого хозяйствующего субъекта, каждой организации.

«Как и любой другой вид деятельности, маркетинговая деятельность в агропромышленном комплексе преследует свои цели, для достижения которых хозяйствующим субъектам необходимо решать взаимосвязанные задачи, основываясь на специфике сельскохозяйственного производства» [2].

Повышение финансовых результатов производственно-экономической деятельности хозяйствующего субъекта обуславливает необходимость увеличения объемов продажи производимой продукции посредством правильной организации маркетинговой деятельности на основе применения методических подходов маркетингового анализа с целью обеспечения маркетинговой безопасности.

Методические подходы основаны на теоретических подходах к понятию. Репьев А. и Беловолов А. определяют «маркетинговую безопасность хозяйствующего субъекта» как «составной элемент экономической безопасности, сохраняющий и увеличивающий прибыль хозяйствующего субъекта за счет правильной настройки клиент-маркетинга и повышения клиентоориентированности сотрудников» [6].

В условиях конкурентной борьбы, нестабильности рынков и меняющейся маркетинговой среды для принятия правильных управленческих решений хозяйствующие субъекты используют различные методические инструменты маркетингового анализа.

Интегрированным методом анализа внутренней и внешней среды хозяйствующего субъекта является SWOT-анализ, на основе которого изучаются сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) [4].

Крючков В. Н. при анализе конкретных ситуаций определил базовые стратегии матрицы, внес вклад в теоретико-методологические основы SWOT-анализа [3]. Решение проблем в области региональной экономики с помощью матрицы SWOT-анализа можно найти у А. В. Скалон [7]. Павлов К. В., Андреева И. Г. применяли SWOT-анализ для построения стратегии регионов Российской Федерации [5].

Оценка анализируемых категорий позволит обосновать отделу маркетинга необходимые управленческие решения по обеспечению маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта. Сопоставление факторов характеризует баланс сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, возможностей и угроз.

Практика применения SWOT-анализа рассмотрена на примере хозяйствующего субъекта, специализирующегося на производстве молока (кроме сырого) и молочной продукции (таблица 1).

Таблица 1

Методика SWOT-анализа вдеятельности хозяйствующего субъекта

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

 широкий ассортимент продукции (творожки; мягкий сыр, сливочные сыры, твороженные сыры, легкий сыр, зерненный творог, вплавленные сыры);

 высокое качество продукции (продукция отмечена орденом «Слава России», золотой медалью «Лучшая молочная продукция России», сертификатом качества «Экологичный продукт», золотой медалью «Конкурса качества продукции сыроделия и маслоделия» и Золотой медалью конкурса «Молочная гордость России»);

 поддержание оптимальных цен на продукцию;

 информативный сайт с каталогом продукции;

 участие в выставках;

 большой опыт работы (85 лет на российском рынке производится сыр);

 отлаженная сбытовая сеть (рынки сбыта расположены в пяти федеральных округах России: ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО);

 гибкая ценовая политика (проведение акций, скидок);

 известность среди заводов-производителей, как одного из крупнейших в России;

 наличие квалифицированных специалистов на руководящих должностях служб маркетинга и логистики с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности в области маркетинга не менее 5-ти лет;

 близость к транспортной магистрали;

 установившиеся партнерские отношения с поставщиками на взаимовыгодных условиях;

 большие объёмы продаж (в 2015–2017 гг. — 3383,1; 4461,3 и 4193,5 млн. руб. соответственно).

 высокие цены по некоторым ходовым позициям по сравнению с основными конкурентами;

 наличие дебиторской задолженности (1287981 тыс. руб. в 2015 г., 1302766 в 2016 г., 1242135 тыс.руб. в 2017 г.);

 дефицит финансовых средств для производства сыра;

 недостатки в рекламной политике (отсутствие рекламных роликов, дефицит уличной рекламы);

 неустойчивое финансовое положение (бухгалтерский баланс не является абсолютно ликвидным; уровень риска банкротства по модели Таффлера — 1,35 свидетельствует о «зеленой зоне» финансовой устойчивости); в результате диагностики неплатежеспособности (банкротства) выявлена низкая вероятность банкротства)

Возможности (O):

Угрозы (T):

 привлечение новых клиентов в лице розничных и оптовых магазинов (например: Лента супермаркет, METRO, O’KEЙ);

 введение в ассортимент новых товарных линий;

 вытеснение товаров-заменителей;

 развитие региональных продаж;

 развитие новых экономичных технологий производства, обуславливающих снижение себестоимости производимой продукции;

 привлечение перспективных клиентов посредством проведения различных акций;

 увеличение рентабельности, контроль над затратами

 большое количество конкурентов по отдельным видам продукции;

 снижение цен конкурентами привлечёт часть клиентов;

 появление новых видов продукции;

 понижение цен конкурентами

 повышение цен на сырьё сократит прибыльность и вызовет необходимость повышать цены;

 низкий спрос на товар;

 потеря доверия покупателей;

 потеря имиджа

Изучив сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, можно сделать вывод, сильные стороны хозяйствующего субъекта достаточные для предотвращения возможных угроз маркетинговой безопасности. Для получения дополнительных конкурентных преимуществ хозяйствующему субъекту, используя сильные стороны, необходимо реализовать следующие возможности:

 осуществлять активный поиск клиентов за счет распределения функций между менеджерами по активному поиску клиентов;

 привлекать новых клиентов за счет обеспечения специальных условий — подбор наиболее «ходового» ассортимента;

 развивать региональные продажи за счет командировок сотрудников с целью поиска новых клиентов и развития имеющихся;

 внедрять систему по управлению дебиторской задолженностью для снижения просрочки и увеличения скорости оборачиваемости средств;

 ввести программы по стимулированию сбыта.

Перечисленные направления позволят снизить угрозы маркетинговой безопасности:

 проведение мониторинга цен конкурентов, рационально корректировать условия работы для клиентов;

 проведение мониторинга продукции конкурентов для выявления слабых сторон и преимуществ собственного ассортимента;

 совершенствование эффективности стратегии сбытовой деятельности.

При поведении SWOT–анализа следует опасаться угроз обеспечения маркетинговой безопасности, усугубленных слабыми сторонами:

 потеря прибыли за счет неэффективной сбытовой деятельности;

 переход клиентов к конкурентам за счет неэффективных условий для клиентов.

На основе сильных сторон, воспользовавшись возможностями, можно решить главный вопрос — увеличить прибыль и оборот по продажам. Также проведенный анализ позволяет разработать следующие рекомендации для дальнейшего развития:

 определять маркетинговые цели и разрабатывать маркетинговый план, что позволит оптимизировать необходимые ресурсы (например, расходы на маркетинговую деятельность);

 определять периодичность проведения маркетинговых исследований, формат сбора и предоставления маркетинговой информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений;

 разработать рекламные акции, что может поспособствовать привлечению потенциальных покупателей;

 ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий;

 совершенствовать сайт, наладить обратный контакт с покупателями (например, выделить раздел для отзывов, комментариев или для опроса), что позволит собрать сведения и улучшить качество продукции;

 для повышения эффективности продаж регулярно отслеживать спрос и анализ за ассортиментом продукции;

заключать договора с сетевыми магазинами, где производимая продукция еще не продается, что позволит увеличить рынки сбыта.

Таким образом, методика SWOT-анализа является универсальной, простой и доступной, позволяет определиться с выбором наиболее оптимальной маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта. Эффективность применения SWOT-анализа заключается в том, что он позволяет провести стратегическое планирование, т. е. разработать эффективную маркетинговую стратегию, обеспечив маркетинговую безопасность организации. Разработанная маркетинговая стратегия позволит выявить проблемы, найти способы их решения в сфере маркетинга и обеспечит прибыльность деятельности хозяйствующего субъекта, обеспечив экономическую безопасность в целом. Поэтому проводить его рекомендуется регулярно и квалифицированно.

Литература:

  1. Ефимова Л. А. Правовые основы и перспективы развития агрохолдингов в России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2015. — № 2. — С. 92–102.
  2. Жигулина Н. С., Ефимова Л. А. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития // Молодой ученый. — 2019. — № 46. — С. 376–380.
  3. Крючков В. Н. Методологические аспекты SWOT-анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2005. — № 10. — С. 41–49.
  4. Оборин М. С. Метод SWOT-анализа для изучения маркетинговой среды санитарно-курортного комплекса региона // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов». — Йошкар-Ола: Приволжский государственный технологический университет, 2015. — С. 297–303.
  5. Павлов К. В., Андреева И. Г. Использование SWOT-анализа для разработки стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии // Экономика промышленности. — 2010. — № 1. — С. 30–39.
  6. Репьев А., Беловолов А. Маркетинговая безопасность в системе управления организацией // Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России». — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — С. 135–140.
  7. Скалон А. В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля // Региональные исследования. — 2009. — № 6. — С. 9–18.
Основные термины (генерируются автоматически): хозяйствующий субъект, маркетинговая безопасность, маркетинговая деятельность, агропромышленный комплекс, производимая продукция, сторона, дебиторская задолженность, маркетинговый анализ, молочная продукция, экономическая безопасность.

Ключевые слова

методика, хозяйствующий субъект, SWOT-анализ, маркетинговая безопасность

Похожие статьи

Определение качества готовой продукции и методы ее оценки (на примере колбасного и хлебобулочного производства)

В статье проанализированы возможные методы определения качества готовой продукции различных биотехнологических систем (на примере колбасного и хлебобулочного производства), применены методы корреляционного и кластерного анализа для разработки эксперт...

Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании

В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Стратегия продвижения медицинских услуг

В статье рассмотрена роль маркетинга медицинских услуг в деятельности учреждений здравоохранения, как неотъемлемой составляющей, которая обеспечивает эффективность их деятельности; на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов обоснован ...

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Система показателей для проведения анализа финансовых результатов организации

Статья посвящена исследованию основных направлений совершенствования управленческого анализа финансовых результатов экономических субъектов, осуществляющих заготовительную деятельность. Для оценки рентабельности заготовительной деятельности организац...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях среднего и малого бизнеса

Данная статья обусловлена возрастающей необходимостью и важностью разработки маркетинговой стратегии предприятия, поскольку существенное количество субъектов мелкого и среднего бизнеса ею попросту пренебрегают. В настоящее статье рассмотрены основные...

Развитие производства рапса как способ совершенствования экономической деятельности ООО Агрофирма «Труд»

В статье рассмотрены тенденции развития производства и переработки рапса. Предложен способ совершенствования экономической деятельности организации по наращиванию объемов производства и переработки семян рапса для реализации и использования рапсового...

Стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий

В статье исследуются стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий в новых экономических реалиях. Рассматриваются понятие, преимущества стратегии удержания клиентов. Обсуждаются ключевые инструменты удержания клиентов, которые ис...

Похожие статьи

Определение качества готовой продукции и методы ее оценки (на примере колбасного и хлебобулочного производства)

В статье проанализированы возможные методы определения качества готовой продукции различных биотехнологических систем (на примере колбасного и хлебобулочного производства), применены методы корреляционного и кластерного анализа для разработки эксперт...

Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании

В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Стратегия продвижения медицинских услуг

В статье рассмотрена роль маркетинга медицинских услуг в деятельности учреждений здравоохранения, как неотъемлемой составляющей, которая обеспечивает эффективность их деятельности; на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов обоснован ...

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Система показателей для проведения анализа финансовых результатов организации

Статья посвящена исследованию основных направлений совершенствования управленческого анализа финансовых результатов экономических субъектов, осуществляющих заготовительную деятельность. Для оценки рентабельности заготовительной деятельности организац...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях среднего и малого бизнеса

Данная статья обусловлена возрастающей необходимостью и важностью разработки маркетинговой стратегии предприятия, поскольку существенное количество субъектов мелкого и среднего бизнеса ею попросту пренебрегают. В настоящее статье рассмотрены основные...

Развитие производства рапса как способ совершенствования экономической деятельности ООО Агрофирма «Труд»

В статье рассмотрены тенденции развития производства и переработки рапса. Предложен способ совершенствования экономической деятельности организации по наращиванию объемов производства и переработки семян рапса для реализации и использования рапсового...

Стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий

В статье исследуются стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий в новых экономических реалиях. Рассматриваются понятие, преимущества стратегии удержания клиентов. Обсуждаются ключевые инструменты удержания клиентов, которые ис...