Формирование методологии стратегического анализа деятельности предприятий нефтепереработки и нефтехимии с учетом специфики отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 690 раз

Библиографическое описание:

Ханило, Д. А. Формирование методологии стратегического анализа деятельности предприятий нефтепереработки и нефтехимии с учетом специфики отрасли / Д. А. Ханило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62251/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе проведена систематизация существующих подходов стратегического анализа и оценены особенности их применения для анализа нефтеперерабатывающей отрасли. Выделены факторы внутренней и внешней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Разработана модификация алгоритма анализа факторов внутренней и внешней среды для проведения стратегического анализа.

Ключевые слова: конкуренция, стратегический анализ, нефтеперерабатывающая отрасль, факторы внутренней и внешней среды.

На современном этапе экономического развития, когда существуют проблемы рационального использования природных и производственных ресурсов, повышения качества промышленной продукции и повышения эффективности социального производства стали особенно острыми, роль нефтепродуктов является особенно важной. В современных условиях развития оборудования, технологий и производства представляется невозможным отказываться от нефтепродуктов стратегического значения, таких как бензин, дизельное топливо, масла и других.

Стратегический анализ и оценка конкурентоспособности нефтеперерабатывающей отрасли имеют первостепенное значение для текущего позиционирования на рынке и будущих перспектив развития. Оценка уровня конкурентоспособности компании — одна из актуальных задач, с которой приходится сталкиваться руководству компании. По мере увеличения возможностей современных инструментов повышается точность анализа данных, а также возможность использования многомерных методов оценки. Чтобы провести качественный анализ, нужно описать не только предприятие, но и процессы, которые его окружают. Эти процессы включают в себя поведение конкурентов, ситуацию на рынке в целом и многие другие факторы. Обобщенные методы оценки позволяют сравнивать компании, работающие в различных областях. Показатели, которые используются в оценке уровня конкурентоспособности, должны быть одинаковыми для всех компаний, что создает ограничения. В данной статье мы сосредоточимся на оценке нефтяных компаний Российской Федерации и анализе их конкурентоспособности.

В результате развития экономики в России произошли существенные изменения в промышленной структуре нефтяной отрасли. Необходимость реструктуризации управления нефтегазовым комплексом, появление соответствующих нормативных актов, регулирующих реформирование отрасли, привела к трансформации ее структуры, в ходе которой существовали горизонтальные пробелы и вертикальная интеграция, а также приобретались отдельные корпоративные структуры, включающие в себя всю цепочку инновационных технологий.

По количеству участников (составу) предприятия отрасли делятся на три типа: крупные, средние и малые, однако на долю нескольких ведущих предприятий приходится большая часть общего оборота отрасли, именно их деятельность определяет развитие событий на рынке нефтепродуктов на сегодняшний день.

Концентрация производства на 8–10 ведущих предприятиях колеблется от 51 % до 62 %. Сегодня в России работают около 20 компаний, занимающихся добычей, переработкой и реализацией нефти и нефтепродуктов, крупнейшими из которых являются ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Роснефть».

Государство играет важную роль в функционировании нефтеперерабатывающих заводов. Это сильно влияет на качество продукции, энергосбережение и охрану окружающей среды. Особенностью нефтеперерабатывающей промышленности является высокая концентрация экологически небезопасных сооружений и процессов.

В экономике и большинстве теорий управления барьеры для входа — это препятствия, которые компания должна преодолеть, концентрируясь на определенном рынке. Порог входа является источником ценовой власти компании — компании могут повышать цены, не теряя потребителей.

Для стратегического анализа отрасли существует ряд определенных методик. В таблице 1 перечислены данные методы и возможность их применения для разработки стратегий.

Таблица 1

Использование методик стратегического анализа впроцессе разработки стратегий

Метод анализа

Разработка стратегии имиссии

Разработка целей

Выбор стратегии развития

Реализация стратегии

Оценка предложенной стратегии

PEST-анализ

+

+

+

SWOT-анализ

+

+

+

Конкурентный анализ

+

+

+

+

+

Позиционный анализ

+

+

+

Ресурсный анализ

+

+

+

Стратегический анализ издержек

+

+

+

Таким образом, стратегический анализ является важнейшим предварительным элементом при разработке стратегии оценки конкурентоспособности предприятия. Проанализировав возможность использования существующих методов для проведения стратегического анализа, связанного с объектом исследования нефтеперерабатывающего завода, можно отметить следующее. Деятельность нефтеперерабатывающих заводов на рынке имеет ряд отличий, что связано с их большей зависимостью от методов и инструментов государственной политики по сравнению с другими промышленными предприятиями. Кроме того, поведение покупателей, конкурентов также во многом зависит от статуса государства в плане технического регулирования, экологических стандартов. Исходя из этого, следует совершенствовать достигнутые результаты. Для оценки уровня конкурентоспособности и проведения стратегического анализа нефтеперерабатывающей отрасли рекомендуется проводить два вида анализа — анализ внешней среды и анализ внутренней среды.

При изучении внешней среды особое внимание следует уделить государственной политики в отношении организационно-правовых форм производства, технических регламентов, экологических требований, реализации политики основных потребителей и конкурентов. На данном этапе анализа необходимо решить вопрос о целесообразности выделения стратегических экономических зон, стратегических экономических центров, единиц. На основе изучения существующих методов стратегического анализа с учетом специфики инновационного развития можно систематизировать особенности стратегического анализа нефтеперерабатывающих заводов с целью последующего формирования их стратегии инновационного развития.

Характеризуя представленные особенности, можно отметить, что они охватывают довольно широкий спектр компонентов: от отдельных элементов экологического анализа (экологическая составляющая, поставщик и т. д.) до характеристик выбора стратегической программы. Эти различия обусловливают необходимость разработки усовершенствованного алгоритма стратегического анализа нефтеперерабатывающих заводов с целью последующего формирования стратегии инновационного развития.

В процессе проведения стратегического анализа выделяются следующие шаги:

1. Анализ внешней среды предприятия:

а) описание и анализ глобальных факторов;

б) описание и анализ состояния и тенденций рынков;

В) выявить возможности и риски внешней среды компании.

2. Анализ внутренней среды предприятия:

а) анализ всех услуг с точки зрения вклада в работу компании;

б) определение сильных и слабых стороны компании на основе экспертных данных.

3. Анализ стратегических факторов успеха:

а) сравнение результатов анализа внешней и внутренней среды с эталонными для определения стратегических факторы успеха;

б) описание стратегических факторов успеха.

3. Прямое построение бизнес-профиля включает в себя:

а) определение стратегических ориентиров и перспектив развития;

б) определение стратегических отправных точек и перспектив развития;

в) сравнение объектов.

В предлагаемом способе можно выделить следующие особенности. Прежде всего, самым важным шагом является уточнение содержания экологических факторов. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы входят в состав крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Таким образом, компоненты анализа макро- и микроокружения меняются. Кроме того, учет требует инновационного характера, который также изменяет состав исследуемых компонентов. Во-вторых, особенностью предложенного методологического подхода является повышение значимости этапа оценки системы ценообразования и ее более раннего рассмотрения по сравнению с традиционным этапом стратегического анализа. Это зависит от необходимости определения направлений интенсификации инновационной деятельности нефтеперерабатывающих заводов и их будущего обоснования. В-третьих, введена отдельная аналитическая единица «определение научно-технического уровня промышленного предприятия». Ее необходимость связана с изучением компетенций предприятий по реализации отдельных направлений инновационного развития.

Сравнительный анализ факторов и критериев оценки показал, что профилирование является наилучшим и наиболее осуществимым методом стратегического анализа нефтеперерабатывающей промышленности. Он позволяет оценивать положение компании, ее сферы деятельности по сравнению с конкурентами на основе объективных оценок. Российские компании, работающие в сфере нефтепереработки, большую часть времени оценивают текущую ситуацию на рынке и интуитивно принимают оперативные и стратегические решения и не имеют документальных подтверждений в виде конкретных цифр.

Стратегический анализ нефтеперерабатывающей отрасли показал, что в настоящее время необходимо разработка экономически обоснованной стратегии развития отрасли. Основной целью стратегии может выступать создание целей, предпосылок для ее успеха путем выбора направлений действий, их характера и правильного распределения ресурсов. Для определения приоритета развития отрасли необходимо провести стратегический анализ внутренней и внешней среды, выявить факторы, влияющие на ее среду. Любой анализ требует полной информации, которая пригодна для дальнейшей обработки при наименьших затратах и ​​позволяет отображать результаты в доступной форме для сравнительного изучения характеристик и принятия любого управленческого решения. Для обработки информации необходимо применять методы стратегического анализа, которые позволят использовать его части и иметь простую форму воспроизведения для представления результатов.

Литература:

  1. Министерство энергетического развития РФ [Электронный ресурс] / URL: http://minenergo.gov.ru/activity/oilgas/oildirection/pererabotka/
  2. Нефтеперерабатывающая промышленность: нефтеперерабатывающие заводы России [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bd-artis.ru/article11.htm
  3. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Е. Ю. Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра экон. наук Е. Ю. Кузнецова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 131, [1] с
Основные термины (генерируются автоматически): стратегический анализ, внешняя среда, нефтеперерабатывающая отрасль, инновационное развитие, анализ, компания, нефтеперерабатывающая промышленность, внутренняя среда, государственная политика, Россия.


Ключевые слова

стратегический анализ, конкуренция, нефтеперерабатывающая отрасль, факторы внутренней и внешней среды

Похожие статьи

Анализ текущего состояния и проблем функционирования предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов на современном этапе

В статье определено место и роль предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в рамках российской и международной экономики. Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и ...

Аспекты повышения эффективности развития нефтехимического производства нефтегазодобывающего предприятия

В научной статье рассмотрены аспекты и направления повышения эффективности развития производственной и экономической деятельности предприятий нефтегазодобывающей промышленности. Актуальность исследования обусловлена современными реалиями и сложным пе...

Методика формирования бизнес-модели торгового предприятия

Рассматривается роль формирования бизнес-модели торгового предприятия как концепции ведения бизнеса, его архитектуры. Определены подходы к определению внутренних компонентов бизнес-модели. Проанализированы факторы внешней среды, которые влияют на фор...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных промышленных предприятий: проблемы и направления развития

Основной целью статьи является демонстрация результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий и компаний, относящихся к ведущим игрокам на рынках машиностроения, нефтегазовой и атомной отраслях, а также определение проблем...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Повышение конкурентоспособности регионов в современных условиях

В статье анализируются современные подходы к проблеме повышения межрегиональной конкурентоспособности в условиях глобализации и либерализации рынков. Выявлены факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на конкурентоспособность регионов России ...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Системный анализ технологии получения повидла из вторичного сырья соковых производств

Проведен системных анализ технологии получения сахаросодержащих продуктов из вторичного сырья соковых производств. На основе комплексного анализа определены пути интенсификации производства и улучшения организации протекающих процессов. Составлен мат...

Похожие статьи

Анализ текущего состояния и проблем функционирования предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов на современном этапе

В статье определено место и роль предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в рамках российской и международной экономики. Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и ...

Аспекты повышения эффективности развития нефтехимического производства нефтегазодобывающего предприятия

В научной статье рассмотрены аспекты и направления повышения эффективности развития производственной и экономической деятельности предприятий нефтегазодобывающей промышленности. Актуальность исследования обусловлена современными реалиями и сложным пе...

Методика формирования бизнес-модели торгового предприятия

Рассматривается роль формирования бизнес-модели торгового предприятия как концепции ведения бизнеса, его архитектуры. Определены подходы к определению внутренних компонентов бизнес-модели. Проанализированы факторы внешней среды, которые влияют на фор...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных промышленных предприятий: проблемы и направления развития

Основной целью статьи является демонстрация результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий и компаний, относящихся к ведущим игрокам на рынках машиностроения, нефтегазовой и атомной отраслях, а также определение проблем...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Повышение конкурентоспособности регионов в современных условиях

В статье анализируются современные подходы к проблеме повышения межрегиональной конкурентоспособности в условиях глобализации и либерализации рынков. Выявлены факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на конкурентоспособность регионов России ...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Системный анализ технологии получения повидла из вторичного сырья соковых производств

Проведен системных анализ технологии получения сахаросодержащих продуктов из вторичного сырья соковых производств. На основе комплексного анализа определены пути интенсификации производства и улучшения организации протекающих процессов. Составлен мат...

Задать вопрос