Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митрушова, М. Л. Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан / М. Л. Митрушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37532/ (дата обращения: 21.11.2024).



Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан

Мировой рынок в течении двадцатого столетия по настоящее время прошел пять этапов развития. Пятый, технологический этап или еще его можно назвать инновационный этап, начался в 1990. Он определяет базисные нововведения (инновации) в области информационных технологий, телекоммуникаций, биотехнологий и других направлений научно-технологического развития. Основополагателем теории инноваций можно считать Йозефа Шумпетера, который уделил своё внимание экономическим инновациям, высоко оценивший место предпринимателя – новатора в экономическом развитии государства. Й. Шумпетером понятие “инновация” было введено в работе “Теория экономического развития” в 1911 г [1, c 8].

Среди российских ученых, говоривших об инновациях, можно назвать С.Д. Ильенкова, В.Л. Попова и т.д. По их мнению, инновации – это применение науки в производстве товаров и услуг, широкое внедрение новых производственных, организационных, социальных, экономических управленческих технологий; а инновационная деятельность - это процесс, который направлен на разработку, создание и реализацию результатов научных исследований либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, неиспользуемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [2, c 50].

Поэтому, инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - это тип экономики, который основан на развитии инноваций, техническом и технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с весьма высокой добавочной стоимостью.

Основополагающим фактором инновационной экономики страны на современном этапе развития государства есть формирование среды для развития инноваций, организация и применение новых технологических процессов в производстве новой продукции, а также внедрение и её реализация на рынке.

Те страны, которые вовремя переориентировали свою экономику на использование новых передовых технологий (инноваций), получают значительные конкурентные преимуществ, которые сначала материализуются в возникающих новых крупных рыночных секторах, а затем постепенно распространяются на всю национальную экономику в целом.

Предприятия, которые применяют инновационные технологии, как правило, создают более высокую добавленную стоимость и выпускают более качественную, отвечающую возрастающим потребностям населения продукцию, которая пользуется повышенным спросом не только на внутренних, но и на внешних рынках. Рынок на сегодняшний день дает высокую авансовую оценку экономических перспектив научно-технических нововведений. Что должно способствовать дополнительному притоку инвестиций в инновационную сферу. В результате многие спeциально созданные для производства наукоёмкой продукции предприятия сoвершили за последнюю четверть века впечатляющее восхождение из рядов малого бизнеса на первые позиции среди крупнейших мировых производителей по oбъёму капитализации (совокупной рыночной стоимости выпущенных акций), заметно потеснив многих прежних лидеров — крупные финансовые холдинги, сталелитейные, транспортные и торговые компании. Инновационную экономику можно охарактеризовать:

-повышенным индексом экономической свободы;

- повышенным уровнем развития образования и науки;

- повышенным и конкурентоспособным качеством жизни;

- повышенной конкурентоспособностью экономики;

-высокой долей инновационной продукции и предприятий;

-конкуренцией и высоким спросом на инновации;

-инициацией новых рынков;

-принципом разнообразия рынков;

-развитой индустрией знаний и высоким их экспортом [1, c 22].

Становление Республики Узбекистана как независимого государства проходит в условиях роста взаимодействия национальных экономик стран. Такие тенденции на фоне мирового развития выдвигают на передний план проблемы использования странами их конкурентных преимуществ. Важнейшим конкурентным преимуществом в современных условиях является уровень развития инноваций и их эффективное применение в социально-экономическом развитии страны. Именно этот фактор в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечение национальной безопасности [3, c 6].

Иннoвационное обнoвление и развитие экономики является на сегодняшний день главным приоритетом развития Республики Узбекистана. Насколько успешно будет формироваться и действовать механизм реализации достижений научно-технического прогресса в рыночных условиях хозяйствования зависит дальнейшее развитие производственной сферы республики, интеграция её в мировое экономическое сообщество и, в конечном итоге, прохождение самих экономических реформ.

В «Концепции инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.» отмечено, что только на основе обеспечения эффективного функционирования национальной инновационной системы (НИС), Узбекистан должен стать частью глобальной инновационной системы мира.

Главным направлением развития НИС Республики Узбекистан является активизация инвестиционно-инновационной деятельности предпринимательского сектора экономики, которая приведет к постоянному инновационно-технологичeскому совершенствованию и появлению новых секторов и отраслей в производстве. Основополагающим условием для привлечения предпринимателей к инновационной деятельности является финансовое стимулирование и налоговые льготы. Что, конечно, это потребует усовершенствовать механизмы и инструменты финансовой поддержки инновационной деятельности [3, c].

Налоговое стимулирование инноваций в научной и промышленной сферах дополняет и расширяет механизм регулирования инновационных процессов [3, c 7]. Чтобы утвердить конкурентные позиции инновационного бизнеса в Узбекистане, а также в мире, государству необходимо поддерживать предприятия-новаторы в проведения их брендовой политики: развивать национальные бренды, принадлежащие отечественным производителям, активно участвующим в инновационной деятельности, которая способствует повышению конкурентоспособности экономики Республики Узбекистан и формируют «имидж» нашей страны в глазах мирового сообщества.

Увеличение востребованности и затрат на инновации позволяет ускорить структурные преобразования экономики Республики Узбекистан в направлении повышения доли высокотехнологичных отраслей. Конечно, появляются новые приоритеты в стратегии развития экономики страны, которые связанны с развитием всех элементов инновационной системы, эффектом роста инновационной активности и высокотехнологичных отраслей, сooтветствующих мирoвому уровню.

В соответствии с существующим и резервом роста инновационной системы, доля продукции высокотехнологичных отраслей планируется вырасти с 15% в 2015 г. до 31% в 2020 г., а доля производства инновационной продукции - с 15% до 22% соответственно по годам. Затраты на научно-технические работы относительно ВВП должны достичь к 2020 году 3% [3, c 21].

Прогнозируется, что доля инновационных затрат, которые осуществляются предприятиями и организациями будет увеливаться с 0,4% в 2010 г. до 2,8% к 2015 г. и до 5% к 2020 г [3, c 21].

Основная цель инновационного развития Республики Узбекистан на долгосрочную перспективу - формирование инновационной системы, которая будет обеспечивать разработку и создание продукта или услуг, который сможет конкурировать на основе использования зарубежного научного потенциала и технологий с поддержкой отечественных инновационных разработок, ориентированных на реализацию приоритетных задач для модернизации предприятий и организаций. Первоочередные направления инновационного развития являются:

- повышение инновационно-инвeстиционных возможностей развития бизнеса, а также достижение высокого уровня инновационной деятельности предприятий;

-формирование эффективной научной и исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, передачу знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;

- введeние международных стандартов в образовательные процессы среднего и высшего образования Республики Узбекистан;

-обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного регионального пространства.

Из вышесказанного можно определить задачи инновационного развития государства:

-cтановление человеческого инновационного потенциала, в основе которого будут высокообразованные граждане;

- увеличение инвестиционной активности современных технологических укладов;

- модернизация экономики государства;

- создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

- привлечение инвестиций для развития инновационной области республики;

-разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;

- привлечение ученых и молодёжи в науку республики.

Таким образом, Узбекистан, который использует альтернативную модель инновационного развития, базируется на исторические, национальные особенности страны.

В инновационном развитии ориентируется не только на разработку, а на заимствование новых инновационных технологий, их усовершенствование, распространение и введение в производство. Инновационная экономика государства формируется эволюционно на основе концептуальных основ проектирования, разработки, создания и внедрения инновационных технологий субъектами хозяйствования. Инновационная активность предприятий и организаций играет основную роль в выполнении основных целей развития экономики республики. Эти цели связаны с повышением конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Для этого необходимо создание таких условий, при которых инновационная активность предприятий будет получать полную поддержку для выполнения их инновационной деятельности.

Безусловно, меры, которые предпринимаются руководством Узбекистана по строительству современных производств, модернизации и инновационному, технологическому перевооружению отраслей и секторов национальной экономики, широкому внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в прoмышленное производство будут способствовать инновационному развитию нашей страны. Успехи, которые будут достигнуты благодаря проводимой в Узбекистане масштабной и целенаправленной работе в инновационных сферах, открывают перед нашей республикой путь к инновационной экономике, являющейся стратегическим направлением развития мировой экономики в XXI веке.

Литература:

  1. Бегалов Б.А., Бобожонов А.Б. Основные тенденции формирования и развития инновационной экономики в Республике Узбекистан. Экономика, статистика и информатика. № 5, 2013, с 22-26.
  2. Дехканова Н.С. Приоритетыразвитияинновационногопредпринимательства. Современные инновации в науке и технике 17 апреля 2013 года, с 50-53.
  3. Концепции инновационного развития Узбекистана на 2012-2020 годы.
  4. Попова В.Л. «Управление инновационными проектами» / - ИНФРА-М, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная система, инновационная экономика, инновационная активность предприятий, инновационная продукция, инновационное развитие Республики, мировое сообщество, национальная экономика.


Задать вопрос