В результате реализации комплексных мер, направленных на структурную трансформацию и диверсификацию отрасли, а также рациональное использование ресурсов, в Узбекистане удалось сохранить тенденцию роста сельскохозяйственного производства на уровне в среднем 6,1 % за период 2005–2012 гг. и 7,0 % в 2012 году (таблица 1).
Таблица 1
Основные индикаторы развития сельского хозяйства (в %)
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Доля сельского хозяйства в ВВП |
26,3 |
25,1 |
23,2 |
19,7 |
18,6 |
18,0 |
17,6 |
17,5 |
Темпы роста производства продукции сельского хозяйства |
105,4 |
106,7 |
106,1 |
104,5 |
105,7 |
106,9 |
106,6 |
107,0 |
Темпы роста производства продукции растениеводства |
107,0 |
107,4 |
107,2 |
103,3 |
105,9 |
106,6 |
106,0 |
107,0 |
Доля продукции растениеводства в сельском хозяйстве |
55,6 |
55,9 |
55,6 |
56,6 |
57,1 |
59,4 |
57,8 |
58,1 |
Темпы роста производства продукции животноводства |
103,6 |
105,9 |
104,6 |
105,8 |
105,5 |
107,0 |
107,6 |
107,1 |
Доля продукции животноводства в сельском хозяйстве |
44,4 |
44,1 |
44,4 |
43,4 |
42,9 |
40,6 |
42,2 |
41,9 |
По темпам развития сельскохозяйственного производства Узбекистан стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ (таблица 2).
Таблица 2
Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в странах СНГ (в %).
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Среднегодовые темпы роста за 2005–2012 гг. |
|
Азербайджан |
107,5 |
100,9* |
104 |
106 |
103,5 |
97,8 |
105,8 |
105,8 |
103,9 |
Армения |
111,2 |
100,4 |
110 |
101 |
99,9 |
86,4 |
113,9 |
109,5 |
104,0 |
Беларусь |
101,7 |
106 |
104 |
109 |
101,3 |
102,5 |
106,6 |
106,1 |
104,7 |
Казахстан |
107,3 |
106 |
109 |
94 |
113,8 |
88,3 |
126,8 |
82,2 |
103,4 |
Кыргызстан |
95,8 |
102 |
102 |
100,6 |
107,4 |
97,4 |
102,0 |
101,2 |
101,1 |
Молдова |
100,8 |
99 |
77 |
132 |
90,1 |
107,9 |
105,0 |
77,6 |
98,7 |
Россия |
101,6 |
104 |
103 |
111 |
101,2 |
88,7 |
123,0 |
95,3 |
103,5 |
Таджикистан |
101,6 |
106 |
107 |
108 |
110,1 |
106,9 |
107,9 |
110,4 |
107,2 |
Узбекистан** |
105,4 |
106,7 |
106,1 |
104,5 |
105,7 |
106,8 |
106,6 |
107,0 |
106,1 |
Украина |
99,9 |
103 |
94 |
118 |
100,1 |
98,5 |
119,9 |
95,5 |
103,6 |
Примечание:* Объем валовой продукции растениеводства уменьшился на 0,8 %, животноводства — увеличился на 2,9 %.
...Данные отсутствуют (не представлены) по Таджикистану, Туркменистану, Грузии (в связи с выходом из СНГ 14.08.2009 г.)
**показатели по Узбекистану даны по данным Госкомстата Республики Узбекистан.
Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ
В то же время, в результате ускоренного развития промышленности и сферы услуг, доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 26,3 % в 2005 г. до 17,5 % в 2012г. (таблица 1).
Изменилась структура валовой продукции сельского хозяйства. Доля растениеводства возросла с 55,6 % в 2005 г. до 58,1 % в 2012 г. Доля животноводства, соответственно, снизилась с 44,4 % до 41,9 %. (рис. 1, таблица 1).
Рис. 1. Структура валовой продукции сельского хозяйства, (в %)
Данные изменения в первую очередь обусловлены существенным ростом доли продовольственных культур (кроме зерновых) на 17,5 п.п., а также снижением доли производства молока на 1,8 п.п. в общем объёме производимой продукции сельского хозяйства (рис. 2).
Рис. 2. Динамика доли отдельных видов сельхозпродукции в валовой продукции сельского хозяйства, (в %)
Доля негосударственного сектора в валовой продукции сельского хозяйства достигла 99,9 %.
В производстве валовой продукции сельского хозяйства доминирующее положение сохранили дехканские хозяйства, их доля увеличилась с 61,7 % в 2005г. до 63,5 % в 2012г. или на 1,8 п.п. Процесс реструктуризации привел к существенному сокращению доли сельскохозяйственных предприятий (ширкатных хозяйств) в валовой продукции отрасли с 14,0 % в 2005г. до 2,1 % в 2012г. или на 11,9 п.п. Реализация мер по стимулированию развития фермерских хозяйств способствовала повышению устойчивости и эффективности их развития (рис. 3).
Рис. 3. Структура валовой продукции сельского хозяйства по формам хозяйствования, (в %)
За период 2005–2012гг. доля фермерских хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства возросла на 10,1 п.п. и составила в 2012г. 34,4 %. (рис. 4). В настоящее время фермерские хозяйства являются основными производителями — хлопка-сырца (в 2005г. — 66,0 %, в 2012 г. — 99,4 %) и зерновых культур (в 2005г. — 55,4 %, в 2012г. — 80,7 %).
Рис. 4. Основные показатели развития фермерских хозяйств, (в %)
В развитии личных подсобных и дехканских хозяйств также произошли существенные положительные сдвиги. В республике действуют более 4716 тыс. дехканских хозяйств (ДХ). На их долю приходится 12,9 % от общего объема посевной площади или 467,7 тыс. га, 63,5 % общего объема производимой продукции сельского хозяйства, 42,9 % продукции растениеводства и 92,1 % продукции животноводства.
В целом по республике сократилась общая площадь посевных площадей (с 3647,5 тыс. га в 2005 г. до 3627,0 тыс.га в 2012 г.), в т. ч. посевная площадь под хлопчатник (с 1472,3 тыс.га до 1308,2 тыс.га) и зерновых культур (с 1616,1 тыс.га до 1627,5 тыс.га). За счет сокращения посевных площадей под хлопчатник и зерновые культуры посевных площадей под картофель и овощебахчевые увеличилась соответственно с 222,7 тыс.га до 313,6 тыс.га и их доля с 5,9 % в 2005 г. до 8,6 % в 2012 г. (рис. 5).
2005 г. |
2012 г. |
Рис. 5. Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, (в %)
Постепенное сокращение посевных площадей хлопчатника и размещение на этих площадях зерновых, овощных, бахчевых культур, картофеля и кормовых культур предотвратило дефицит и повышение цен на продовольственные товары в условиях мирового финансового кризиса.
В результате реализации мер по повышению урожайности возрос объем производства хлопка — сырца (с 3728,4 тыс.т. до 3460,0 тыс.т), а также зерновых (с 6401,8 тыс.т. до 7515,2 тыс.т.). Достигнутый уровень производства этих культур позволил не только полностью удовлетворить потребность республики в этих культурах, но и обеспечить их экспорт. Увеличился объем производства плодоовощных культур: картофеля в 2,2 раза, бахчевых — в 2,3 раза, плодов и ягод — в 2,2 раза и винограда — в 1,9 раза.
За 2005–2012 гг. производство бахчевых на душу населения возросло в 1,9 раза, овощей — в 1,8 раза, картофеля — в 1,8 раза, плодов — в 1,7 раза, зерна — в 3,4 раза, мяса — в 1,5 раза, молока — в 1,2 раза и яиц — в 1,5 раза (рис. 6).
Рис. 6. Динамика производства основных видов продовольственной продукции сельского хозяйства на душу населения, (кг/ на чел)
Основными результатами развития сельского хозяйства за анализируемый период являются качественные сдвиги в структуре и диверсификации сельскохозяйственного производства, развитии фермерских хозяйств, создании механизмов реализации скота населению и фермерским хозяйствам на аукционных торгах, выделении льготных целевых кредитов, расширении и повышении качества ветеринарных услуг, обеспечении кормами.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2008 года № ПП-842, в целях бесперебойного обеспечения концентрированными кормами поголовья скота, содержащегося в частных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах, была создана сеть специализированных пунктов по реализации комбикормов, хлопкового шрота и шелухи, численность которых в республике в настоящий момент доведена до 1901 пунктов.
Кроме того, в Узбекистане функционируют 448 племенных животноводческих хозяйств, занимающихся селекционно-племенной работой. В этих хозяйствах ведутся работы с 7 породами крупного рогатого скота различного направления.
В Узбекистане функционируют 2591 специализированных зооветеринарных пунктов.
С целью повышения эффективности использования современной техники и проведения технического обслуживания на высоком уровне в республике для обслуживания зарубежной техники создано 22 сервисных центра.
В результате принимаемых мер по углублению экономических реформ, модернизации, техническому и технологическому обновлению в 2012 году темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составила 7,0 % к 2011г. (таблица 1).
Указом Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» была упразднена существовавшая ранее Ассоциация фермерских хозяйств. Вместо данной структуры был создан Совет фермеров Узбекистана.
В течение истекшего периода новый орган координации деятельности фермерских хозяйств осуществил большой объем работы — в первую очередь организационного характера. По стране создано 13 территориальных и 157 районных советов фермеров.
По официальным данным, в 1998 году в Узбекистане было 23 тысячи фермерских хозяйств, а сегодня — 66134. Из них 35896 занимаются хлопководством, 5329 — животноводством, 16964 — садоводством и виноградарством, 3647 — овощеводством и бахчеводством, 4298 — специализируются в других сферах. Поставлена цель преобразовать имеющиеся фермерские хозяйства республики в многопрофильные. Согласно разработанной программе многопрофильное хозяйство включает несколько из восьми направлений: садоводство, бахчеводство, овощеводство, сервисные услуги, переработка урожая, животноводство, рыбоводство, пчеловодство. Более 17 тысяч из 66 тысяч фермерских хозяйств Узбекистана в текущем году начнут функционировать как многопрофильные. В 2013 году 395 хозяйств были преобразованы в хозяйства со специализацией на переработку сельхозпродукции с использованием мини-технологий, 5331 хозяйств будет специализированы на сервисном обслуживании.[1]
В настоящее время законодательная база страны в части регулирования деятельности фермерских хозяйств состоит из 4 кодексов, порядка 10 законов, 15 постановлений и указов Президента, а также более 20 других директивных документов.
Для ускорения процесса модернизации сельского хозяйства и широкого привлечения иностранных инвестиций для технического и технологического обновления предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2012 году была принята «Программа дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства на 2012–2016 годы» [1].
Данной Программой предусмотрены прогнозные параметры ввода 22 основных видов сельскохозяйственной и мелиоративной техники, а также 16 инвестиционных проектов, отвечающих за организацию производства новых видов сельскохозяйственной и мелиоративной техники, транспортных средств и технологического оборудования по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Также был введён новый порядок закупки сельхозтехники. Так, покупатели ежегодно до 1 октября для приобретения техники в следующем году будут заключать с отечественными предприятиями сельскохозяйственного машиностроения договоры купли-продажи с указанием сроков оплаты и поставки. Авансовый платеж за сельскохозяйственную технику отечественного производства осуществляется в срок не позднее, чем за 3 месяца до указанного в договоре купли-продажи срока поставки, в размере не менее 70 % от установленной цены. В результате реализации Программы к 2015 году планируется довести долю новой техники (по указанным 22 наименованиям) со сроком службы менее 10 лет с 0–73 % до 63–100 %.
Рекомендации по развитию сельского хозяйства и основные приоритеты развития сельского хозяйства. Приоритетными направлениями устойчивого развития сельского хозяйства в условиях дефицита земельно-водных ресурсов на среднесрочный период являются:
1. Углубление структурных реформ в сельском хозяйстве и диверсификация сельхозпроизводства. Для реализации этих направлений предусматривается:
- продолжение осуществления мер по совершенствованию структуры посевных площадей за счет увеличения площадей посевов под более высокодоходные и продовольственные культуры, а также поэтапного уменьшения посевов хлопчатника на низкоурожайных землях, не обеспечивающих его рентабельность;
- увеличение посевных площадей овощей, фруктов, ягод и плодов, бахчевых вокруг крупных и средних городов, где население обладает высокой покупательской способностью;
- стимулирование разработки и внедрения новых селекционных сортов растений и пород животных, агротехнологий и культуры возделывания в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения продуктивности животноводства;
- трансферт передовых технологий разведения крупного и мелкого рогатого скота, птиц;
- развитие кормовой базы на основе увеличения посевных площадей;
- совершенствование системы отношений между государством и фермерами в вопросах государственного заказа на хлопок и зерно, на основе норм и принципов рыночной экономики, обеспечивающие рентабельность и самостоятельность фермерских хозяйств в использовании финансовых средств, возмещении всех затрат за счет собственных доходов, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции;
- формирование экономических механизмов стимулирования организации и развития кооперации между фермерами, сельхозпредприятиями, маркетинговыми и другими инфраструктурными организациями, оказывающих услуги сельскому хозяйству в вопросах заготовки, переработки и транспортировки плодоовощной и мясомолочной продукции;
- совершенствование механизмов обеспечения материально-техническими и кредитными ресурсами сельскохозяйственных производителей;
- разработка и принятие специальной целевой программы поддержки личных подсобных и дехканских хозяйств направленное на создание равных условий для фермерских и дехканских хозяйств в обеспечении ресурсами и услугами, включая кредитные ресурсы, а также создание кооперативов дехканских хозяйств, создание условий для увеличения участков земель, выделяемых дехканским хозяйствам, за счет неиспользуемых земель, части земель обанкротившихся фермерских хозяйств и освоения новых земель;
- поэтапная оптимизация размеров аграрного производства на основе формирования рациональной специализации и концентрации производительных сил аграрного сектора в природных зонах наибольшего благоприятствования;
- развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.
2. Ускорение процессов модернизации, технического и технологического обновления сельского хозяйства, инфраструктурных объектов и перерабатывающих сельхозпродукцию производств за счет:
- повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, направленных на увеличение капитальных вложений на улучшение мелиоративного состояния земель и повышение плодородия почв, внедрения инновационных агротехнологий, новых селекционных сортов растений и пород животных, обеспечивающих рост урожайности сельхозкультур и продуктивности животных, а также методов организации и управления сельхозпроизводством;
- внедрение инновационных технологий, обеспечивающих рациональное, эффективное и экономичное использование земельных, водных и трудовых ресурсов, а также привлечение внутренних и внешних инвестиций в аграрный сектор;
- обеспечение устойчивого развития высокотоварных и высоколиквидных продовольственных отраслей — модернизация садоводства, овощеводства, бахчеводства, рыбного хозяйства и мясомолочной промышленности на основе их технического и технологического перевооружения;
- качественное обновление парка сельскохозяйственной техники высокопроизводительными тракторами, зерноуборочными комбайнами и транспортной техникой на базе укрепления всестороннего сотрудничества с передовыми зарубежными компаниями;
- развитие лизинговой системы;
- развитие системы консультационного обслуживания сельхоз товаропроизводителей;
- расширение масштабов научно-практических исследований в аграрном секторе, совершенствование экономических механизмов и увеличение финансовой поддержки научно-исследовательских процессов и внедрения агроинноваций (доля средств, направляемых на научные исследования, в средствах государственной поддержки аграрного сектора весьма незначительна. Так в 2012 году она составила всего 0,75 %);
- улучшение деятельности инфраструктурных сетей, в том числе системы хранения и сбыта плодоовощной продукции;
- существенное увеличение капитальных вложений в сферу поливного водообеспечения и внедрения водосберегающих технологий;
- совершенствование договорных отношений между фермерскими хозяйствами и перерабатывающими предприятиями и агрофирмами, касательно бесперебойной выдачи средств для авансирования и последующих расчетов по закупкам плодоовощной продукции у фермеров.
3. Совершенствование механизмов эффективного использования земель и водных ресурсов в сельском хозяйстве, путем:
- создания правовых условий и гарантий, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий и ресурсов;
- разработки и реализации организационно-экономических мер, обеспечивающих снижение удельного веса малопродуктивных земель;
- размещения сортов сельскохозяйственных культур с учетом природно-климатических условий областей и районов;
- разработки и реализация программы устойчивого обеспечения регионов страны поливной водой, включающей перечень наиболее важных инвестиционных проектов (в первую очередь в зонах, где наблюдается интенсивный процесс деградации земель);
- повышения эффективности использования поливной воды за счет внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий орошения культур (нулевая или минимальная обработка почвы, севообороты, технологий выращивания культур с использованием коллекторных вод и капельного орошения с использованием гибких и пластмассовых труб, сифонов и др.;
- модернизации системы водообеспечения и водопользования в сельском хозяйстве с учетом региональной и территориальной специализации производства;
- поэтапного перехода к системе частично оплачиваемого водопользования в сельском хозяйстве для стимулирования экономного водопотребления и аккумулирования финансовых средств для эксплуатационных и инвестиционных расходов ирригационных и насосных систем;
- совершенствования деятельности Ассоциаций водопользователей, которые станут основным нижним звеном управления эффективным использованием водных ресурсов.
4. Развитие и совершенствование инфраструктуры агропродовольственного рынка, посредством:
- разработки и реализации мер по поддержке деятельности субъектов сферы рыночных сервисных услуг, как быстро адаптируемых структур к рыночным условиям хозяйствования и обеспечивающих рост квалифицированных рабочих мест на селе;
- улучшения научного обеспечения аграрной науки, стимулирования механизмов внедрения достижений науки и техники в сельхозпроизводство.
5. Принятие мер по либерализации сельскохозяйственной политики и усилению защиты прав частных сельхозпроизводителей, в целях повышения финансовой устойчивости фермерских хозяйств, посредством:
- совершенствования правовых условий и гарантий, обеспечивающих расширение экономической самостоятельности фермерских хозяйств, мелких сельхозпроизводителей, семейного предпринимательства, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных ресурсов;
- реализации инновационных идей, направленных на рациональное и эффективное использование зональных особенностей и преимуществ специализации отдельных регионов. Прежде всего, это касается рационального использования потенциала староорошаемых зон, горных и предгорных территорий, пустынь и полупустынных пастбищ с целью развития производства нетрадиционных культур;
- реализации программных мероприятий, направленных на сохранение разумных пропорций в размещении технических и продовольственных культур с учетом природно-климатических условий регионов;
- реализации региональных и территориально-отраслевых программ модернизации и технического перевооружения сельского хозяйства, внедрение современных агротехнологий и методов организации и управления сельхозпроизводством;
- реализации комплексной программы развития животноводства, состоящей из следующих направлений: модернизация селекции и племеноводства; расширение ассортимента и повышение качества услуг; повышение уровня и качества обеспечения кормами; совершенствование ветеринарно-санитарного состояния животноводства, профилактики заболеваний животных и обеспечения ветеринарными препаратами;
- внедрения систем и механизмов экономического стимулирования фермерских хозяйств, внедривших ресурсосберегающие технологии;
- совершенствования нормативно правовых основ и создания экономических механизмов, стимулирующих развитие несельскохозяйственных видов деятельности в фермерских хозяйствах в целях смягчения сезонности производства.
Реализация в совокупности указанных мер позволит повысить урожайность сельскохозяйственных культурипродуктивность животноводства, обеспечит ускоренное развитие перерабатывающих производств в сельской местности. Это будет способствовать улучшению продовольственной обеспеченности населения, насыщению внутреннего рынка и росту экспортного потенциала аграрного сектора, что приведет к росту занятости и доходов значительной части сельского населения.
Осуществление мер по вышеназванным приоритетам создаст необходимую почву для обеспечения стабильного развития экономики, укрепления продовольственной безопасности страны, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и потребительских товарах, и, в конечном итоге, приведет к повышению благосостояния и улучшения жизненных условий населения.
Литература:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2012 года N ПП-1758 «О Программе дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства на 2012-2016 годы».