Современное образование ставит главной целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в обществе, в связи этим было бы полезным проанализировать понятие позитивного индивидуального имиджа как функции социализации и индивидуализации личности, а также рассмотреть различные психотехнологии имиджирования подростка.
В отечественной психологии исследованию имиджа посвящены работы В. Л. Васильева, И. А. Горьковской, И. Г. Дубова, Е. В. Егоровой.
Ряд ученых ключевым компонентом имиджа считают манеру поведения, рост, «общую эстетическую выразительность» (А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев), поведенческий компонент индивидуального имиджа рассмотрен в работах А. Н. Жмырикова, Н. Г. Яновой, и др.
Анализ научной литературы по проблеме имиджа говорит в том, что в работах не исследуется процесс моделирования и имиджирования в подростковом возрасте.
«Имидж» образован от английского слова «image», имеющее множество значений:1) образ, изображение, отражение; 2) изваяние, статуя, идол; 3) сходство, схожесть, подобие, копия; 4) воплощение, олицетворение; 5) представление (о чём-л.), идея, концепция (чего-л.); 6) репутация, лицо, престиж [10, с. 66]. Следовательно, термин «имидж» обозначает не только понятия «образ» и «лицо», как он используется большинством отечественных ученых, но и имеет такие важные значения, как отражение, воплощение, репутация. Например, как отмечает А. Ю. Панасюк в англоязычных странах в литературе, посвященной формированию имиджа, «имидж» определяется, как «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления» [13, с. 124]. И действительно, анализируя понятие «имидж» в отечественной литературе, мы увидим, что имидж — это некий образ объекта, формируемый как в сознании человека, так и в его бессознательном. Имидж можно представить и как некое отражение человеком определенных характеристик субъекта или субъекта имиджа — имидженосителя.
В. Г. Горчакова дает следующее определение: «имидженоситель — субъект имиджа, респондент, активное, стимулирующее начало имиджевой коммуникации», который произвольно или непроизвольно формирует эти характеристики, транслируя их. «Имиджпотребитель ею определен, как объект имиджевого воздействия или другая, менее активная сторона имиджевой коммуникации, который сам может влиять на процесс формирования имиджа с помощью собственных поведенческих реакций.
Н. В. Ушакова отмечает, что имидж можно представить в виде изваяния и копии одновременно, как оболочки, сформированной человеком осознанно и неосознанно для взаимодействия с людьми. [16, с. 100].
Анализируя определения имиджа разных авторов, можно увидеть, что индивидуальный имидж необходим человеку в первую очередь для эффективной коммуникации. При построении индивидуального имиджа подростка очень важно насыщать его символами, обозначающими и отвечающими за его индивидуальность.
Б. Г. Ананьев под индивидуальностью понимает своеобразие свойств человека, проявляющихся в интеллекте, темпераменте, системе убеждений и установок и др. [1, с. 150]. Единственным способом проявить свою индивидуальность является творческая самореализация, задача которой заключается в необходимости привести свою неординарную, уникальную систему установок в соответствии с основными общепринятыми ценностями, «вписать» ее в общезначимую матрицу значений, на этом основании создается индивидуальный имидж подростка.
И. А. Ларисова рассматривает творческую самореализацию подростка как вид деятельности подростка, включающий в себя:
– самореализацию личности подростка, под которой понимается реализация личностного потенциала, связанная с активностью личности, с её целеполаганием и уровнем притязаний;
– совместную управленческую деятельность как вид социальной деятельности, обеспечивающей целенаправленность, организованность функционирования управления и сопровождающих её процессов (методического, психологического) [11, с. 220].
Цель творческой самореализации подростка, являясь идеальным представлением конечного результата, формулируется в социальном заказе к системе образования, ориентирующем её на деятельность по самоопределению и самореализации личности.
Объектом творческой самореализации подростка является процесс раскрытия личностью внутреннего потенциала как осуществления его потребностей, способностей, возможностей, т. е. процесс, обусловленный индивидуальными особенностями и педагогическими условиями образовательного учреждения посредством совместной деятельности с педагогом. Субъектами творческой самореализации выступают педагог и подросток, где, педагог создаёт условия, включающие подростка в разные интересующие его виды деятельности, способствуя развитию в его деятельности.
Методами и средствами творческой самореализации являются активные методы обучения и воспитания, например: деловые игры, проектирование, тренинги, характерными чертами которых являются: творческий характер деятельности, диалогичность, свободный выбор в принятии решений, создание ситуации успеха.
А. Ю. Нагорнова рассматривает результат творческой самореализации в создании образовательных продуктов: исследовательские, творческие проекты, результативное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, работа в образовательных форумах и конференциях, публикация материалов выступлений и исследований [12, с. 34].
В процессе творческой самореализации происходит формирование позитивного имиджа подростка. В основу формирования индивидуального имиджа подростка могут быть положены следующие психологические принципы:
– принцип повторения
– принцип непрерывного усиления воздействия;
– принцип «двойного вызова» [2, с. 25].
Принцип повторения основан на том, что наилучшим образом запоминается информация, которая повторяется. Принцип непрерывного усиления воздействия — это наращивание аргументов или эмоционального обращения, и принцип «двойного вызова» заключается в том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.
Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа, так например, В. М. Шепель выделяет шесть этапов: подтверждение стартовых условий освоения технологии; «строительство внешности»; «коммуникативная механика»; «флюидное излучение»; отработка риторических приемов; сведение всех мини-технологий в одно целое [8, с. 200]. Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:
– I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;
– II этап — с изменением внешнего облика (габитарный имидж);
– III– с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа [15, с. 167].
Основным методом при формировании индивидуального имиджа подростка в процессе творческой самореализации является психологический метод. Основными приемами этого метода являются: 1) психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации; 2) психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации; 3) психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.
Таким образом, творческая самореализация личности подростка является необходимым условием формирования позитивного имиджа. Сердцевиной позитивного имиджа, индивидуальности личности подростка выступает система его ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению к миру и самому себе. Задачей педагогов является создание условий для осознания и проявления подростком своего «я», своих целей, ценностей.
Литература:
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания: Монография. — М.: Наука, 2012. — 234 с.
- Блинова Н. М. Научные подходы к пониманию имиджа // Психология, социология и педагогика. — 2014. — № 3. С. 22–28.
- Горчакова В. Г. Имиджелогия. Теория и практика: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 335 с.
- Имиджелогия: Как нравиться людям: Учебное пособие / сост., науч. ред. В. М. Шепель. — М.: Народное образование, 2012. — 575 с.
- Крупнов В. Н. Англо-русский словарь общей лексики Учебное пособие. М.: Высшая школа 2015. — 175 с.
- Ларисова И. А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — СПб., 2011. — № 129. — С. 220–225.
- Нагорнова А. Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 3. — С. 34–41.
- Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: «Омега-Л», 2008. — 266 с.
- Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. Имидж делового человека: Учебное пособие. — М.: Академия, 2015. — 300 с.
- Ушакова Н. В., А. Ф. Стрижова Имиджелогия: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2011. — 280 с.