В работе представлены материалы исследования параметров идентичности в творческой образовательной среде, выполненного на базе Киношколы в городе Москве. Целью работы было изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образовательной среде. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что в рамках этой среды становление идентичности происходит особым образом. Для изучения параметров идентичности был выбран опросник Пирса-Харриса для изучения я-концепции. Модификация А. М. Прихожан. В исследовании приняли участие 130 человек (78 человек, учащиеся в творческой среде, 52 из обычных школ. На статистически значимом уровне (Критерий U Манна-Уитни <0,05) доказано, что в условиях творческой образовательной среды в 14–15 лет наблюдается период пересмотра представлений о себе, повышение критичности к внешности, поведению и ситуации в школе. Таким образом можно утверждать, что в этот период происходит осознание подростком себя, образа «Я» и начинается процесс становления идентичности. Уже в 16–17 лет мы наблюдаем успешный выход из критического периода. В обычной среде кризис идентичности носит не явный характер.
Ключевые слова: идентичность, творческая образовательная среда, подростки, развитие личности
Понятие идентичности иее место возрастной периодизации
Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека, с точки зрения психосоциального подхода. Становление идентичности происходит в юношеском периоде и от характера выбранной идентичности зависит функциональность и реализация личности во взрослой самостоятельной жизни [4]. Э. Эриксон был тем, кто перенес изучение этого явления в психологию развития, продемонстрировав, что кризис идентичности является также нормой развития человеческой личности в целом. Он интерпретировал идентичность как процесс, объединяющий человека и культуру. [3] То есть, иными словами, идентичность — это определенная форма соответствия между человеком и культурой.
Позднее Э. Эриксон раскрыл понятие идентичности и включил в него такие параметры: независимая личность, способность социализироваться с идеями группы, согласие со своим телом.
Структура самосознания человека определяется той социальной средой, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития. При исследовании самосознания, Л. С. Выготский опирался, в том числе, и на экспериментальные результаты исследований о взаимосвязи самосознания и рефлексии в подростковом возрасте. В первую очередь Л. С. Выготский связывает развитие личности подростка, с развитием самосознания. По его мнению, то, что обозначается как личность, является самосознанием человека и возникает именно в подростковом возрасте: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. По нашему мнению, именно в этих словах Л. С. Выготский дает определение идентичности [2]. И раскрывая это понятие говорит, что самосознание (идентичность) формируется только путем развития и не дается нам вместе с сознанием и в связи с этим верным путем при исследовании личности является учет ее структуры и динамики развития. [2]
Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял юношескому возрасту. Детство подходит к концу, и завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности и самым большим кризисом. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.
Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии — так называемая диффузная идентичность.
Период юности — это социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое явление — основную задачу юношеского возраста, таким образом, составляет личностное самоопределение. В основе данного процесса лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами как социального, так и личностного характера, происходит активизация таких вопросов к самому себе, как: «кем быть?» и «каким быть?», связанных с определением жизненных перспектив, с проектированием себя будущего. Несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, молодые люди начинают лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самими собой.
Следует отметить, что стремительно изменяющийся мир дает толчок для саморазвития, стимул к постоянному познанию и постижению себя — таким образом мы самосовершенствуемся. Но с другой стороны, тенденции, которые проявляются в стремлении подрастающем поколении соответствовать и примерять на себя многочисленные социальные роли, могут нарушить смысловое ядро личности, так как изо дня в день общество выдвигает новые варианты соответствия. «Быстрая смена социальных предпочтений и попытка, молодым поколением интегрировать их в себе, может привести к «диффузии идентичности».
Творческая образовательная среда
В последнее десятилетие XX века в России идеи вариативного образования активно реализовывались в сфере управления образованием и образовательной политики различными управленцами и учеными (А.ГАсмолов, В.ВДавыдов, Л. П. Кезина, А. А. Леонтьев, В. В. Рубцов, Е. А. Ямбург и др.). Эти идеи воплотились в определении таких ценностных установок образовательной идеологии России, как переход от унифицированного образования — к вариативному образованию; от «школоцентризма» — к «детоцентризму»; от информационной когнитивной педагогики — к ценностной смысловой культурно-исторической педагогике; от культуры полезности—к культуре достоинства; от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков — к модели порождения образа мира в совместной деятельности со взрослыми и детьми; от методологии диагностики отбора к методологии диагностики развития. [5]
Вариативное образование помогает личности обрести новые пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире. Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различные рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности.
Творческая среда побуждает к поиску, созданию нового, к преобразованию и развитию любой деятельности. Д. Б. Богоявленской, считающей, что не особые способности, а активная позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений [1]. Познание человеком себя, своих возможностей и способностей, самоопределение, самореализация — всегда творческий процесс, поскольку человек творит себя сам, познавая, созидая, реализуя свою сущность, создавая среду собственной жизнедеятельности. Творческую среду образовательного учреждения мы рассматриваем как совокупность людей, создающих духовно-нравственную и творческую атмосферу в процессе образовательной деятельности, определяющую характер взаимодействия педагога и учащегося, а также систему социальных, культурных, материальных условий, способствующих самоопределению, самореализации, становлению субъектности.
Специфика обучения в изучаемой творческой среде состоит в том, что с самого начала, при обозначении желания подростка стать частью не стандартного, а именно творческого учебного процесса, подросток своим актом подачи документов и прохождения экзаменов и тестов, самим участием в конкурсе и последующем обучении — как набором поступков — проявляет в социуме свой интерес к творчеству как сфере и творческому процессу и обучению как способу обучения, а это значит, что сама среда обучения, куда попадает человек и где он в дальнейшем учится, продолжая формироваться и проявлять себя, является областью значимых интересов подростка.
В дополнение к этому, учебный процесс в творческой среде построен так, что уроки и занятия проходят в виде интерактивной беседы с учениками, что даёт педагогам возможность отреагировать на заявляемые подростками интересы, узнать, оценить и развить сферу интересов каждого, предлагая сделать проект, доклад, провести дополнительную беседу на интересную подростку тему.
В творческой образовательной среде как метод работы активно используется проектная работа, и за счёт разно плановости интересов подростков внутри команды у них происходит обмен и взаимное обогащение интересами. Примечательно, что в ходе такого процесса как способа работы каждый подросток получает от своих сверстников не только информацию о сфере их интересов, но и положительный мотивационный заряд в отношении этой сферы, видя каждую из сфер как достойную искреннего любопытства и заряжаясь этим позитивным желанием познать больше — в направлениях, не познанных им самим ранее, таким образом расширяя сферу своих собственных интересов.
Также в творческой среде используется метод познания предмета, когда используется полный цикл освоения его развития в культуре человечества, начиная с истории и азов его возникновения, где все этапы развития предмета в истории отражены в практических работах учащихся. Это позволяет подростку хорошо разбираться в истории предмета и его возникновения, в сути предмета и его терминологии, а дополнительно развивает область практических интересов, добавляя к теоретическому интересу возможность применения полученных навыков в жизни.
Примером освоения учащимися разных творческих профессий является театральная экспедиция, проходящая ежегодно, где каждый учащийся выбирает себе нишу театральной деятельности, отражающую реальную театральную профессию, и реализуется в ней: в течение двух недель учащийся проходит специальные тренинги, способствующие введению в конкретную профессию, и далее в экспедиции при подготовке и показе спектакля, он несёт ответственность за выбранную область. Важным является то, что ребёнок не только развивает свои интересы, но и проживает некий опыт, связанный с этим интересом. Таким образом человек осознаёт, какой уровень ответственности важен для реализации того или иного интереса, и интерес подростка становится не «абстрактным», а реальным, жизненным.
Эмпирическое исследование
Целью проведенного исследования стало изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образовательной среде. В качестве диагностического материала для достижения цели исследования были выбраны следующие методики:
- Опросник Пирса-Харриса для изучения я-концепции. Модификация А. М. Прихожан.
- методика «Я-концепция» М.Кун и Т.Мак-Портланд;
- Опросник «Профиль самовосприятия для подростков» С.Хартер.
В исследовании приняли участие 130 человек (78 человек, учащиеся в творческой среде, 52 из обычных школ. В исследовании принимали участие подростки от 12 до 17 лет (из них в творческой среде 27 человек 16–17 лет, 14–15 лет — 34 человека и 17 человек 12–13 лет. А в обычной среде 16–17 лет 24 человека, 14–15 лет -19 человек и 9 человек 12–13 лет)
Предварительные результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что процесс становления идентичности в творческой среде происходит особым образом. Такие качества творческой среды как активность и свобода влияют на развитие параметров идентичности, мы наблюдаем статистически значимую разницу по критерию U Манна-Уитни (критерий значим на уровне <0,05 и 0,01) по следующим личностным характеристикам:
‒ отношение к собственному поведению (0.01)
‒ Отношение к собственной внешности (0.05)
‒ Самоотношение (0.01)
‒ Уверенность в себе (0,05)
В возрасте 14–15 лет мы выявили в творческой среде яркую картину кризиса, все показатели снижаются в этот возрастной период. Рассмотрим в качестве примера (рис. 1). В творческой среде в 12–13 лет мы наблюдаем, что 50 % подростков стремятся соответствовать требованиям взрослых (в обычной среде 86 %).
Рис. 1.
В 14 -15 лет высокий уровень соответствующего поведения демонстрируют только 20 % подростков. И в 16–17 лет высокий уровень взрослого поведения представляют 42 % подростка из творческой образовательной среды. Также, обращаясь к этой диаграмме, стоит отметить высокую степень открытости рефлексивности подростков, что проявляется в наличии низких показателей по шкале поведение.
Заключение
Полученные данные показали, что становление идентичности в творческой среде представляет процесс успешного прохождения кризиса и формирование образа «Я». В творческой образовательной среде выявлен низкий уровень тревожности и высокий уровень принятия школьной ситуации и как следствие подростки не опасаются становиться собой.
Литература:
- Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика. — М. АНО «ЦНПРО», 2013
- Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. — под. ред. Д. Б. Эльконина. — М. Педагогика, 1984. — Т.4.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2011.
- Сапожникова Р. Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания// Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию –М.: Смысл, 2001.