Андрей Васильевич Карпов — крупнейший исследователь кустарных промыслов Нижегородской губернии и выдающийся собиратель песенного фольклора Среднего Поволжья. Жизнь и деятельность А. В. Карпова заслуживает специального научного исследования.
Андрей Васильевич родился в 1857 г. в небогатой крестьянской семье в с. Кирилловке Арзамасского уезда. После успешного окончания курса в Арзамасском уездном училище в 1873 г. он поступает стипендиатом от земства в 4-й класс нижегородской классической гимназии. Получая весьма ограниченную сумму и часто нуждаясь в необходимом, А. В. Карпов, изыскивая возможность добыть денег, обращается к секретарю статистического комитета А. С. Гацисскому, который всегда готов был помочь каждому. Принимая в судьбе Андрея Васильевича участие, он указывает ему на настоящую дорогу в его деятельности. Александр Серафимович предложил ему собирать и записывать народные песни, обычаи на родине А. В. Карпова. Это было летом 1874 года. С этих пор до самой смерти (1885 г.) Андрей Васильевич занимался неустанно литературным трудом, давшим ему возможность удовлетворять необходимые нужды и помогать своей бедной семье, всегда находившей в нем опору. В летние каникулы 1874–1875 гг. с гармонью и записной книжкой в кармане он записывает народные песни Арзамасского уезда. В августе 1876 г. Андрей Васильевич поступил в Казанский ветеринарный институт, где и окончил образование в 1879 году.
В 1878 г. при Министерстве финансов была учреждена комиссия для исследования кустарных промыслов в России, и А. С. Гацисский, принимавший в ней участие, поручил Карпову описание промыслов Нижегородской губернии. Несколько лет он занимался этим делом, и результатом трудов было описание кошемно-валяльного, скорняжного и др. промыслов Арзамасского, Семеновского и др. уездов. В 1877–1979 гг. несколько статей было помещено им в «Сибирской Земской Газете» и «Волжском Вестнике», издававшемся тогда в г. Чернигове. Из г. Сергача в 1880 г. Карпов переезжает в Оренбургский край: правительство назначило его ветеринарным врачом в г. Орск. Здесь он работал для «Оренбургского Листка», «Недели» и др., описывал местные промыслы и собирал киргизские песни. Но жизнь в захолустье, без живого обмена, без кипучей деятельности, какой он жил в Нижнем и Казани, наложила на него свою руку: Андрей Васильевич стал прибегать к «ракии» все чаще и чаще, организм не выдержал, и на 28 году жизни скоротечная чахотка свела его в могилу. [1]
Карпов А. В. был фольклористом-собирателем. В неполные 20 лет он показал себя талантливым исследователем народной поэзии. Благодаря ему уровень региональной фольклористики во второй половине XIX столетия значительно вырос. Являясь активным собирателем песенного фольклора, к делу он подходил очень грамотно и ответственно, а также был знаком со многими инструкциями по собиранию народных песен. Записывая все варианты песен, обязательно указывал фамилию и имя певца, отмечал место исполнения и иногда даже описание данного исполнения.
Народные песни стали записываться в России со второй половины XVIII столетия, и большинство собраний до конца XIX века выглядело почти так же, как собрание А. В. Карпова, представляя собой только запись словесных текстов. Песенный сборник А. В. Карпова насчитывает около 500 народных песен. Он содержит протяжные, скоморошные, игрищные, святочные, детские песни, а также песни–заплачки, казачьи песни и некоторые баллады. Сборник записанных Карповым песен представляет для фольклористов-исследователей особую ценность, так как являет собой не тенденциозно подобранную антологию, а выполненный с предельной точностью срез песенной культуры арзамасцев в пореформенные десятилетия. Многие явления, высвеченные Карповым в песенном творчестве народа 70-х годов XIX века, позднее станут предметом теоретического осмысления. [7]
А. В. Карпов записал много протяжных (иногда их обозначают как долгие или проголосные) песен, которые являются неотъемлемой частью русского песенного фольклора. Проголосные песни — это черта именно русского народа, не повторяющаяся ни в одной другой стране. Именно в них отображается душевное состояние, внутренний мир и менталитет русского человека. В протяжных песнях ведущим выразителем и формообразующим средством служит именно музыка. Они трудны для фиксации: на один слог текста может приходиться 5–10 звуков мелодии, это невозможно передать в записи словесного текста. Специфическая трудность при работе с этнофорами: просьба повторить текст отдельно от мелодии (для большей его ясности) вызывает затруднения, певцы сбиваются или изменяют слова. Это связано с изначальным единством вербального и невербального текста, отделение одного от другого певцами воспринимается как нечто новое, неестественное.
Приведем пример записи протяжной песни (сборник А. В. Карпова, песня № 11 из голосовых)
Ах, вы горы, мои горы, Жегулёвские,
Ничего-то вы, горы, не спородили
При пении (вариант записан С. В. Смоленским в конце XIX века):
Ой-да, уж вы горы, ай-но.
А-ах.
Ой-да, почему же, ой-да, вы горы,
Ничего не спородили.
Ой, не спородили.
Понятно, что записывать текст подобным образом было очень сложно, к такому методу Карпов А. В. не прибегает. [6]
Хороводных и игрищных песен выделено в сборнике Карпова А. В. всего 25. Чаще всего это песни, исполняемые на посиделках. Большинство из них составляют традиционный репертуар. Особенностью свадебных песен, записанных Андреем Васильевичем в XIX веке, является хоровое исполнение и эмоциональная напряженность.
Песенный сборник, собранный Андреев Васильевичем, пролежал в Областном архиве долгое время и увидел свет в 1960 году Василием Михайловичем Потявиным, который опубликовал из него несколько исторических песен в своей книге «Народная поэзия Горьковской области» [2, С.202–203; 206–208; 219; 221–223; 247–248]
До недавнего времени из огромного наследия А. В. Карпова были опубликованы лишь некоторые песни и отдельные очерки, касающиеся кустарных промыслов. Андрей Васильевич Карпов проявил себя не только как талантливый фольклорист-собиратель песенного творчества, но и как автор целого цикла статей, посвященного кустарным промыслам. Особенно подробно им были исследованы вяленый, сапожный, кузнечный, скорняжный промыслы.
На основе статей, написанных Карповым А. В., кустарные промыслы изучались современными исследователями. Так, например, Маринин А. В. в своей статье «Промыслы и ремесла Вадского района Нижегородской области: прошлое и настоящее», проследив судьбу кустарных промыслов Вадского района, делает вывод, что «со второй половины XX столетия кустарное производство в Вадском районе приходит в упадок и в большинстве своём вытесняется промышленным, приобретая единичный характер» [4, С. 148]
Изучение традиций кустарных промыслов тесно переплеталось с традициями фольклора нашего края. Например, для описания кузнечного промысла Карпов А. В. использовал различные пословицы и поговорки, а при анализе сапожного промысла часто прибегал к помощи топонимического предания, объясняющего происхождение этого промысла. Статьи Карпова А. В. о кустарных промыслах были опубликованы в различных изданиях периодической печати того времени: в «Симбирской земской газете», «Волжском вестнике», «Волгаре», а с переездом в город Орск — в «Оренбургском листке». [8, С. 23]
Несколько особняком в творчестве А. В. Карпова стоят «Очерки народного самоуправления», знаменующие собой новый этап его литературной деятельности. От статистического обзора местностей он перешел к художественному осмыслению действительности. Выведенные в очерках образы деревенского мира пореформенной России органично вписываются в галерею образов и типов, созданных народнической литературой 1870-х годов. Сочетание художественных картин и страстной публицистики, исследовательский подход к деревенской действительности, умение, по выражению Глеба Успенского, «опуститься в самую глубь мелочей народной жизни», ставит А. В. Карпова в один ряд с виднейшими представителями народнической прозы: Н. Н. Златовратским, Н. Е. Карониным-Петропавлоским, С. М. Степняком-Кравчинским, которых Г. В. Плеханов охарактеризовал как «художников-социологов». Кто знает, не уйди Карпов А.В. из жизни в неполные 28 лет, в нём мог бы в полной мере раскрыться незаурядный талант писателя, близкого по своему духу В. И. Далю и П. И. Мельникову-Печерскому. Сам автор «В лесах» и «На горах» решился по настоянию В. И. Даля опубликовать рассказ «Красильниковы» в 1852 году, имея за спиной богатый жизненный опыт и 34 года от роду. [8, С.23–24]
Долгое время культурное наследие нашего земляка-фольклориста не было востребованным. Но благодаря упорному труду и многочисленным стараниям коллектива Арзамасского филиала ННГУ ежегодными стали научно-практические конференции «Карповские чтения», посвященные наследию А. В. Карпова, организатором и идейным вдохновителем которых является декан историко-филологического факультета Курдин Ю. А.
В докладе «Песни Арзамасского уезда П. И. Пискарева и А. В. Карпова» Ю. А. Курдин даёт обстоятельную характеристику сборнику песен А.В Карпова, говорит о близости творческих судеб А.В Карпова и П. И. Пискарёва. Исследователь подмечает, что Карпов не просто записывал народные песни, он дополнял свои записи пространными комментариями, давая характеристику приемов исполнения протяжных, частых и святочных песен. При этом собиратель сохранял фонетические и лексические особенности говора исполнителей песен. [5, С. 15]
Вклад Андрея Васильевича Карпова в культуру и историю Арзамасского края можно считать действительно огромным. Необходимо более тщательно и подробно изучать культурное наследие нашего фольклориста-земляка. Исследования Карпова А. В. в области кустарных промыслов можно использовать и по сей день, развивая кооперативное движение в современной России. Труд и старания А. В. Карпова не должны быть забыты, фольклорное песенное творчество как нельзя лучше отображает быт и нравы наших предков. Собрание песен должно заинтересовать, на наш взгляд, не только профессиональных музыкантов и певцов, но и исследователей родного края.
Литература:
- Потявин В. М. Собирание и изучение фольклора Нижегородского Поволжья в XIX веке // Народная поэзия Горьковской области. Выпуск первый / Сост. В.Потявин.- Горький, 1960. — С.377.
- Народная Поэзия Горьковской области / Сост. и редактор В.М Потявин. Горький: Изд-во ГГУ, 1960.448 с.
- Песни Арзамасского уезда. Арзамас: АГПИ, 2010. 639 с.
- Курдин Ю. А. Карповские чтения: Сборник статей / под ред. Е. П. Титков. Арзамас-Саров: СГТ, 2009. 405 с.
- Курдин Ю. А. Карповские чтения: Сборник статей. Вып. 4.7 / Отв. Ред. С. Н. Пяткин. Арзамас: АГПИ, 2012. 539 с.
- Петри Э. К. Собрание А. В. Карпова и проблемы музыкальной фольклористики XIX века. // Карповские чтения: сборник статей. Выпуск 2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Русское народное слово в языке и речи». 22–24 октября 2009 года / отв. Ред. Е.П Титков; АГПИ им. Гайдара. — Саров: СГТ, 2009. — 405 с.
- Шишкин В. Несколько слов по поводу нового направления народный песен // Нижегородские губернские ведомости, 1890 г., № 16, 21.
- Титков Е. П. Первые Карповские чтения // Арзамасская сторона № 12–13 / Отв. Редактор С. Г. Кондаков. — Арзамас, 2007. — С. 160.