Фольклор является неотъемлемой частью традиционный культуры каждого народа, это огромный пласт духовной культуры, который складывался усилиями многих поколений на протяжении столетий. Знакомство с традиционной культурой народов способствует обогащению ценностной ориентации, воспитывает уважение к прошлому народа. Данный вопрос актуален во все времена, в том числе и в настоящее время. К 80-м годам двадцатого столетия были подготовлены и изданы фольклорные своды многих народов и народностей Советского Союза за исключением русского.
5–6 декабря 1978 г. в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР состоялось созванное по инициативе Сектора народно-поэтического творчества всесоюзное совещание по вопросам издания Свода русского фольклора (серия «Былины) [8, С. 217]. В центре внимания оказались вопросы, связанные с композицией и характером Свода русского фольклора. Издание должно было зафиксировать закономерности развития народной поэзии и отразить коллективный характер сбора материала.
Обосновывая важность и необходимость выпуска Свода русского фольклора, академик Д. С. Лихачев отмечал: «Русский фольклор по богатству, обилию материала, географическому разнообразию, сложности жанрового состава несравним ни с одним фольклором Европы и советского Востока. <…> Свод фольклора в известном отношении должен отразить достижения русской и советской фольклористики, быть итогом изучения русского фольклора. <…> Свод русского фольклора должен быть в известной мере и сводом достижений передовой русской и советской фольклористики. Принципы передовой русской и советской фольклористики не должны быть ни забыты, ни скороспело отменены». [6, С. 115–116].
С этого времени прошло более 40 лет, однако работа по подготовке к выходу в свет многотомного собрания русского фольклора так и не была организована в полном объеме. В определенной мере устранить эту несправедливость на региональном уровне пытаются провинциальные центры фольклора.
Активная работа проводится в бывшем АГПИ им. А. П. Гайдара (в настоящее время Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского). Сбор и систематизация фольклорных текстов Арзамасского края, многие из которых носят уникальный характер, их научное редактирование позволяют исследователям с опорой на нижегородские материалы скрупулезно изучать традиции регионального фольклора. Основой этой работы служат материалы и записи студентов, фольклорных экспедиций, которые регулярно проводятся с 1977 года, а также материалы из архива Русского географического общества. Каждый год студенты-филологи проходят фольклорную практику. Раньше группы студентов выезжала в фольклорные экспедиции, а сейчас студенты собирают материал самостоятельно по месту жительства.
Проект по составлению единого Свода устного народного творчества в Арзамасе осуществляется научным коллективом ученых-филологов и историков
АГПИ им. А. П. Гайдара (в настоящее время Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского) при участии сотрудников Нижегородского государственного университета Н. И. Лобачевского. Целью данного проекта является сбор фольклорных текстов Арзамасского края и их научное издание.
По замыслу руководителей издание должно включать в себя 24 книги. Этот выпуск направлен на то, чтобы открыть читателям и общественности богатство и неисчерпаемость традиционного фольклора. Выпуск содержит в себе объемный материал: от загадок и поговорок до духовных стихов и рассказов-воспоминаний на религиозную тему, включая при этом детский фольклор, игры, легенды, частушки и другие жанры, бытующие до сих пор. Именно с этими жанрами и ассоциируется понятие народного творчества.
«Центром притяжения всех других жанров русского фольклора в этих томах являются наиболее устойчивые и едва ли не в первозданном состоянии дошедшие до нас ранние виды поэзии, которые сопровождаются соответствующими обрядовыми действиями и в которых слово наделено и продолжает отчасти сохранять свое магическое значение. Сюда следует отнести заговоры и заклинания, приметы и гадания (8-й том), календарную (4-й том) и семейно-бытовую (5-й том) обрядовую поэзию, пословицы и поговорки (6-й том), детский фольклор (7-й том)». [1, С. 131].
Благодаря вступительным и заключительным статьям, все жанры объединены в единое целое, что помогает структурировать материал и определить композицию. Историко-филологические и этнографические статьи посвящены подробному описанию становления и развития традиций фольклора.
Первая книга серии «Народная поэзия Арзамасского края» — «Сказки» — была издана в 2002 г. Неслучайно сборник «Сказки» — «первооткрыватель», ведь именно сказка рядом с каждым из нас с самого детства, одно из самых ярких воспоминаний. Сказка — жанр, который будет интересен читателю во все времена и всем поколениям. Поэтому книга адресована широкому кругу читателей, будет интересна и полезна в любом возрасте, так как в книге целостно представлено современное состояние сказочной традиции южных районов Нижегородской области.
На данный момент издано II тома «Сказок». В первый том вошло 250 сказок, причем у одной сказки может быть несколько вариантов. Особое внимание автор уделяет внутривидовой систематизации сказок: все произведения подразделяются на сказки о животных, волшебные, легендарные и новеллистические, анекдотические и докучные. Широко и подробно предоставлен справочный материал, расположенный в конце книги: сюда входят комментарии, данные о мастерах-сказочниках (в том числе фото сказочников), указатель исполнителей сказок и мест записи. Кроме этого в книге содержатся историко-этнографические и филологические статьи.
По сравнению со вторым томом, первый том выглядит скромнее, хотя и превышает количеством единиц на 85 сказок. «Это объясняется, как пишет в заключительной статье «Алатырь — камень русской жизни» вдумчивый составитель и пытливый исследователь этих сказок Ю. А. Курдин, постепенной утратой современными носителями и исполнителями эпического мировосприятия, ослаблением традиции мастерства словесного живописания, а также тем, что в устном бытовании язык и стиль позднейших сказителей становится более сжатым, лаконичным, а то и сухим, черствым. Поэтому происходит неизбежное при таких переломах сужение и уменьшение объема рассказываемых ими сюжетов» [1, С. 133–134].
Особенность второй книги состоит в том, что она включает в себя труды
А. Н. Афанасьева, И. А. Худякова, В. Н. Морохина, Н. Д. Комовской и др. «В книгу вошли сказки, записанные в южных районах Нижегородской обл. в течении XIX-XX веков. Таким образом, она представляет, можно сказать, полуторавековую историю бытования и развития сказочной традиции, а так же собирания и изучения данного вида народной поэзии не только в крае, но и, в какой-то мере, во всей России» [1, С. 132].
Следует отметить, что большое влияние на собирателей оказали сказки А. С. Пушкина, с которыми авторы пытались найти сходство. В этом ракурсе стоит рассматривать сборники В. И. Чернышева, который смог сохранить, можно сказать, в первозданном состоянии мировоззрение и восприятие народа, колорит устной поэзии, особенности местного говора.
Одним из важнейших исторических источников выступают предания. В 2005 и 2006 годах появились еще два тома серии. Первый том «Предания» состоит из двух книг, авторами которых являются Ю. А. Курдин и Л. А. Климкова: «Предания земли арзамасской» и «У народной памяти много слов». Основаны эти книги на материалах фольклорных и диалектологических практик, экспедиций.
Открывают сборник вступительные статьи, материал строго систематизирован, а также в сборнике содержится научный аппарат, словарь и указатели.
Особенность состоит в том, что проза изучается в фольклористическом и диалектологическом аспектах. Особо следует отметить вторую половину тома, которая насыщена топонимами, микротопонимами, мотивационными текстами, в которых четко отображены особенности говора. Исследователям удалось передать колорит народной речи во всех оттенках: фонетических, грамматических и синтаксических.
Кроме этого в сборнике можно обнаружить и тексты сборников Н. Д. Комовской и В. Н. Морохина.
В основном все произведения сборника посвящены недавнему прошлому арзамасской земли: о первопоселенцах и их быте, об освоении края, о выдающихся исторических личностях и др. Нередко в текстах сочетаются быль и небылица, реальное и ирреальное, дело человеческих рук и божественный (небесный) промысел, что соответствует представлениям народа о жизни и существовании.
Предания арзамасской старины представляет собой художественную ценность, так как именно повествования хранят память о не столь далеком прошлом края.
Исходным материалом для жанра преданий стали рассказы, получившие в международной фольклористике название меморатов. Меморат, или устный рассказ-воспоминание, отражает историю региона, которая сохранилось в памяти участников и очевидцев, причем меморат выражает субъективное отношение рассказчика, оценку определенных событий. Мемораты помещены в отдельный сборник «Были и байки».
В сборнике насчитывается 242 мемората, которые классифицируются по принципу хронологии или по персоналиям, а по типу повествования распадаются на были и байки. Всего в сборнике восемь разделов.
«Первую группу составили устные рассказы, которые можно определить и как предания о крепостном праве. <…> Во втором разделе собраны рассказы, близкие к преданиям семейного типа, что, впрочем, не препятствует сближению их с историческими и топонимическими преданиями. <…> Разделы третий и четвертый рассказывают о самых драматичных событиях русской истории XX века: коллективизации и Великой Отечественной войне. <…> В пятом разделе преобладают повествования, тяготеющие к форме байки и выполняющие функции своеобразных народных анекдотов». [2, с. 5, 7, 8]. Особенность классификации разделов так же состоит в том, что в первых пяти разделах представлены воспоминания из различных населенных пунктов, а в остальных разделах представлена традиция трех селений: Кирилловки Арзамасского района, Архангельского Шатковского района, Суворова Дивеевского района. Выбор этих сел обусловлен связью с фольклористом XIX века — Андреем Васильевичем Карповым.
Тем не менее, каждый населенный пункт Нижегородчины, представленный в сборнике, самобытен, имеет свою историю и содержит оценку событий, коснувшихся как отдельного селения, так и всей страны.
Как известно, человек на протяжении всей жизни особое место уделял песенному творчеству. Песня сопутствовала человеку в любом деле, была с ним и в горе, и в радости.
К середине XIX века, когда традиционная культура Арзамасского края становится объектом внимания фольклористов и народоведов, регион явил себя подлинной песенной сокровищницей России. И в этой сокровищнице крупным самородком стал сборник «Народные песни, записанные в Арзамасском уезде в Нижегородской области» А. В. Карповым в 1870-е годы [4].
А. В. Карпов — фольклорист-собиратель, внесший огромнейший вклад в исследование народной поэзии. Песни А. В. Карпова многообразны. Сборник включает в себя и исторические, и обрядовые, и хоровые, и лирические, и даже шуточные песни. Сборник имеет большую значимость для исследователей, так как собиратель в записанных материалах смог сохранить и отразить экономические и социальные проблемы, которые охватили Россию, в том числе и маленькие уголки родины. «Записи Карпова помогают понять исторические судьбы фольклора, его развитие, движение границ жанров, ведь это моментальная фотография песенной жизни большого, здорового, хранящего традиции русского села в переломный момент его истории, когда многие установки носителей культуры резко менялись» [7, С. 585].
«Деятельность Карпова проходила под непосредственным руководством выдающегося ученого-статиста Гациского, требующего с научной точностью фиксировать новые явления в жизни нижегородцев после реформы 1861 года, способствовавшей бурному развитию кустарной промышленности в губернии. Живые зарисовки крестьянского быта в очерках Карпова без приукрас воспроизводят деревенскую пореформенную действительность с разными типами хозяйства» [5].
Всего в сборнике насчитывается 500 песен, которые были записаны в селах Арзамасского уезда. «В комментариях собирателя указывается место записи текста песни, нередко называется имя и социальная принадлежность информанта, к ряду песен местного происхождения дается история их сочинения. Карпов характеризует особенности исполнения хороводных, игрищных и святочных песен; он обращает внимание на географическую приуроченность песен и на частотность их исполнения. Собирателем, по возможности, сохранены при записи фонетические и лексические особенности говора, значение многих диалектных слов уточнено» [5].
Тексты, помещенные в одном из сборников «Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом в 1875 года» представляют собой огромные богатства народной лирики нашего края, но только в 2010 году, благодаря работе Ю. А. Курдина, который и является автором проекта, сборник был опубликован в полном объеме и явил собой наследие Арзамасского уезда.
Не менее важным является сборник одного из увлекательных жанров Арзамасского края «Исторические песни». Сборник представляет собой особую ценность, так как повествует не только о значительных событиях прошлого, но и содержит народную оценку событий, что позволяет узнать дух народа, отношение к происходящему.
Обычно сюжет основан на конкретном материале, но с течением времени некоторые детали утрачиваются, либо трансформируются, поэтому некоторые элементы могут быть вымышленными, переосмысленными.
В сборнике песни строго структурированы по хронологическому признаку. «В целом же исторические песни Арзамасского края с учетом региональных реалий есть смысл подразделять на древнейшие (XIII-XVI века, противостояние татаро-монголам, завершившееся в эпоху Ивана Грозного), XVII века (ополчение Минина и Пожарского, церковный раскол, крестьянская война Степана Разина), XVIII века (эпоха Петра I, крестьянская война Емельяна Пугачева, русско-турецкие войны), XIX века (Отечественная война 1812 года, войны на Кавказе и в Крыму), начала XX (русско-японская и Первая мировая войны). Наиболее архаичные песни края представлены всего одним сюжетом «Татарский полон», записанная от русского населения» [3, С. 15].
Спустя четырнадцать лет после выпуска первой книги из серии «Народная поэзия Арзамасского края» Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского продолжает выступать мощнейшим подспорьем в собирании и систематизации фольклорного материала. Следует отметить, что составление фольклорного свода с подобным охватом текстов на региональном уровне еще не производилось.
Благодаря объемной и трудоемкой работе коллектива по составлению выпуска удалось систематизировать многообразие фольклорных жанров и показать богатство и величину истории традиционной культуры Арзамасского края.
Собрания народной поэзии края дают нам возможность гордиться не только «славою своих предков» (А. С. Пушкин), но и их величайшей художественной культурой, выразившейся в песнях, сказках и словотворчестве [5].
Литература:
- Ахметшин Б.Г. «Рецензия на: Народная поэзия Арзамасского края. Сказки: В 2 кн. / Сост. и авт. проекта Ю. А. Курдин. — Кн. 1. — Арзамас: АГПИ, 2002. — 503 с.; Кн. 2. — Арзамас: АГПИ, 2003. — 703 с». // Традиционная культура 4 (24) / 2006. — С. 131–135.
- Были и байки. Народная поэзия Арзамасского края / Сост., вступ. ст., коммент. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников; науч. ред. С. Н. Пяткин; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 462 с.
- Исторические песни. Народная поэзия Арзамасского края / Авт. Проекта Ю. А. Курдин: сост. Ю. А. Курдин, Т. В. Михайлова, Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, А. В. Харлов, М. П. Шустов: науч. ред. Ю. А. Курдин; АГПИ им. А. П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2006. — 247 с.
- Курдин Ю. А. «Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). — С. 125–128.
- Курдин Ю. А. «Фольклорная сокровищница России» // Личность. Культура. Общество. 2007 № 2. — С. 410.
- Лихачев Д. С. «Несколько замечаний о составлении свода русского фольклора» // Русский фольклор, Т XXI Поэтика русского фольклора, Ленинград «Наука» Ленинградское отделение, 1981 — С. 115–116.
- Морохин Н. В. «Арзамасское многоголосье» // Арзамасская сторона: альманах. Выпуск 5/ АГПИ, Арз. отд. Нижегород. обл. орган. Союза писателей России. — Арзамас: АГПИ, 2012. — С. 583–585.
- Хомчук Н. И. «Всесоюзное совещание по вопросам издания свода русского фольклора (серия «Былины)» // Русский фольклор, Т. XIX, Ленинград «Наука» Ленинградское отделение, 1979 — С. 217–227.