Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 05.07.2020

Статья просмотрена: 753 раза

Библиографическое описание:

Аксенова, К. Н. Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС / К. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/15988/ (дата обращения: 23.11.2024).



УМК: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс».

Тема: Слово и его лексическое значение.

Тип урок а: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами парной работы.

Результаты:

Предметные:

Сформировать представление о слове как предмете изучения лексики;

научить различать лексическое и грамматическое значение слова;

понимать слово как их единство;

объяснять языковые явления.

Метапредметные:

  1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
  2. Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык различения лексического и грамматического значений слова;
  3. Развивать коммуникативную компетенцию: навыки парного взаимодействия.
  4. Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.
  5. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе текстов русских авторов.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

патриотизм

  • формулировать собственное мнение,
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в паре
  • владеть различными

видами аудирования,

  • осуществлять информационную

переработку текста (опорные слова, схема)

  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,
  • выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • объяснять лексическое и грамматическое значение слова,
  • различать их,
  • различать слова по их принадлежности к части речи,
  • производить орфографический, лексический разборы.

проводить наблюдение под руководством учителя;

•осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

•давать определение понятиям;

•устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование:

− мультимедийная презентация

− «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

− учебник

− «Рабочая тетрадь»


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что вы знаете о лексике. Используйте опорные слова:

 углубить

 расширить

 повторить

 совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Сегодня мы продолжим углублять наши знания о том, что слово — одна из единиц языка.

?-Почему оно — одна из главных единиц?

?-Почему так богат словарный состав любого языка?

Настраиваются на плодотворную работу

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Словарная работа

См...шной, пощ...дить, г...р...зонт, д...ждливый, радос...ный, ужас(?)ный, тр...пинка, малюс...нькие, пр...громыхали, д...лекий, б...гроветь, со...нце, к...рабль.

Вставить пропущенные буквы, распределить слова по столбикам(предмет, действие, признак), объяснить свои действия.

Проверяют в парах,

Познавательные,

коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно- ориентированное задание. Работа с текстом

Слайд № 4 мультимедийной презентации, работа с диалогом в учебнике на стр. 149.

Организует беседу, консультирует учащихся

Выполняют задания к слайду, соотносят его с информацией в учебнике.

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

— подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа с кластером

Объясняют, по какому принципу составлен кластер, разбирают слова, входящие в него, по составу, определяют морфологические категории, составляют словосочетания и предложения.

Организует беседу, консультирует учащихся

Делают записи в тетрадях по результатам беседы.

Регулятивные

Работа по теме урока

Работа в паре — анализ текста

Упр. 326, ответить на вопросы, данные к упражнению.

Консультирует пары учащихся

- устно отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения

Коммуникативные

Познавательные (анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

— доказательство)

Отчёт одной из пар

Проверяет правильность выполнения

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Работа по теме

Анализ текста

Учебник стр. 150

Организует беседу.

Слушают, дополняют.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Физминутка

Алмазный — сделанный из алмаза.

Алмазный — прил., м.р., ед. ч;

Бежать — быстро передвигаться с помощью ног.

Бежать — гл., нфг, несов. Вид;

Кабинет — служебное помещение.

Кабинет — сущ., м.р., ед. ч.

Чтобы немного передохнуть, проведем физминутку. Я называю слова, вы встаете, если слышите его лексическое значение, садитесь, если грамматическое.

Выполняют физминутку.

Регулятивные

Познавательные

Закрепление знаний

Знакомство с устройством словарной статьи, работа со словарем

Слайд № 8, упр. 328, 329

Организует работу в парах, консультирует

Выполняют указанные виды работы

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Закрепление знаний

Работа с текстом, лексический диктант

Слайд № 9,10, упр.330(анализ текста по заданиям к упр.)

1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.(айсберг)

2. Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей. (пылесос)

3. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах.(бакен)

По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

Выполняют указанные виды работ

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Проектное задание

Мини-проект «Важность понимания лексического значения слова»

Работа в 5 группах, работа со словарем и слайдом № 11.

Найти в толковом словаре значение слова знаменательный, составить и записать предложение с этим словом.

То же самое со словом знаменитый .

Выбрать нужное слово, записать предложение, объяснить постановку тире:

День Победы 9 мая — (знаменитая, знаменательная) дата в жизни нашей страны.

Работа со слайдом: составить словосочетания с паронимами, объяснить свою точку зрения.

Сопровождает и контролирует мини-проект.

В конце проекта учитель подводит итог: «Почему важно понимать лексическое значение слова».

Обсуждают в группе, объясняют свою точку зрения.

Защищают проект.

Доказывают, что для правильного понимания фразы необходимо знать точное лексическое значение слова.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

V. Подведение итогов,

рефлексия

Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я узнал(а)...

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…

Зачем мне это надо знать?

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, что такое лексическое и грамматическое значение слова, чем они отличаются. Слово — это единство двух значений.

Регулятивные

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

— формулирование и аргументация своего мнения.

Личностные

— адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

— следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

&64, упр. 335


Литература:

  1. Аванесов Р. И., Ожегов С. И. Русский орфографический словарь: около 180000 слов/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова/ О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. Ред.), И. В. Нечаева, Л. Н. Гельцова. — 2-е изд., испр. и доп., М, 2004
  2. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс». — 2-е изд., перераб., М: ВАКО. 2014
  3. Учебник «Русский язык 5 класс». Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М. Просвещение, 2014

Похожие статьи

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова»

Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Похожие статьи

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова»

Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса