П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй половины XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Разживина, С. Б. П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй половины XIX века / С. Б. Разживина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.2 (115.2). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30807/ (дата обращения: 16.11.2024).



Народ — это все люди, которые живут в данной стране и имеют свой особый быт, свою историю, составляющую основу этнографии или народоведения.

Долгие столетия жизнь простого населения была вне интересов общества, поэтому многое из народного творчества было утеряно, так как не закреплялось письменно, да и кто тогда мог подумать, что настанет время и все песни, предания и другие виды творчества станут неотъемлемой частью истории страны.

Активно изучать жизнь народа начали только в XIX веке, когда народоведение стало обширным общественным движением в России по изучению жизни и быта населения. Многие писатели пробовали внести свою лепту в изучение русского народа, одним из них был П. И. Мельников-Печерский.

МельниковПавел Иванович — выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский. Родился в Нижнем Новгороде в 1818 году. В 1834 поступил на словесный факультет Казанского университета. Одно из первых крупнейших произведений, роман «Торин», Мельников-Печерский начал писать в 1840 году, но его восприняли, как неудавшееся и посчитали подражанием Н. В. Гоголю. После этого автор 12 лет ничего не писал. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845–1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим. В своих произведениях автор показывал не только бытовые, но и поэтические черты русской жизни. Мельникова-Печерского интересует исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он преобразует мотивы славянской языческой мифологии [4].

После долгого перерыва на свет появляется дилогия «В лесах» (1871- 1874 гг.) и «На горах» (1875–1881), которая приносит П. И. Мельникову большую известность. Как пишет Д. А. Марков: «Его цитировали как великого знатока народного быта и жизни» [1]. В этих произведениях он стремился разносторонне описать народную жизнь и собрать все знания воедино. Дилогия объединила в себе богатейший фольклорно-этнографический материал, с помощью которого можно ещё лучше узнать народный быт. Одним из источников фольклорного материала, использованного автором в дилогии «В лесах» и «На горах», является, по словам В. Ф. Соколовой, то, что Мельников-Печерский имел возможность наблюдать живые формы бытования фольклора [1, С. 15]. Благодаря путешествиям по селам и деревням, общению с населением, творчество людей для писателя стало не чем-то далеким, как для нас сейчас, а близким и понятным.

Среди жанров народнопоэтического творчества, вставленных в дилогию, центральное место занимают исторические предания. Они, наряду с пословицами и поговорками, отражают психологию и нравы «нагорного народа», которые уже испытали влияние европейской культуры и новых экономических порядков, что привело к разложению общины. С помощью этих преданий автор оценивает последствия и сравнивает старое общество, не искушенное влиянием города, и новое. Например, первая часть дилогии, «В лесах», начинается с преданий о «невидимом граде Китеже на озере Светлом Яре» и «Батыевом разорении», которые позволяют П. И. Мельникову проанализировать изменения и дать оценку. Вторая часть — «На горах» — начинается преданиями о «русском заселенье по Волге» и «основании Нижнего Новгорода», что так же дает возможность проследить перемены в жизни народа. [1, С. 199].

В период 60–70-х годов, когда изучению фольклора и этнографии в России придавалось большое значение, М. Е. Салтыков-Щедрин называл «настольной» книгой для всех исследователей русского народа собрание сочинений П. И. Мельникова — Печерского. По словам Салтыкова-Щедрина он был «близко знаком с народом, его материальною и духовною обстановкою» [1, С. 7].

В 1881 году Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород, где дописывал вторую часть своей дилогии «На горах». Умер писатель в 1883 году и был похоронен на Покровском кладбище в родовом склепе [4].

П. И. Мельникова-Печерского можно назвать первым нижегородским народоведом XIX века, так как до него в Нижнем Новгороде никто не занимался изучением народного быта. Вклад автора в фольклористику в качестве собирателя устного творчества народа является значимым, ведь он не просто собирал материал, а описывал, пояснял, то есть давал возможность разобраться в этом на примерах.

Началось знакомство П. И. Мельникова с бытом русского народа с Нижегородской губернии, когда он помогал В. И. Далю в составлении «Пословиц русского народа» и «Толкового словаря живого великорусского языка». Вместе с А.Гациским и В. И. Далем они составили знаменитую троицу «богатырей» нижегородского народоведения [2]. В 1852 году П. И. Мельников- Печерский был назначен начальником губернской статистической экспедиции, что позволило ему подробно изучить населенные пункты Нижегородской области и, по просьбе В. И. Даля, записать во всех деревнях и селах оканья, яканья, цоканья.

П. И. Мельников-Печерский — первый фольклорист Нижегородской области. «К нижегородской истории и археологии мне пришлось прокладывать непроторенную еще дорогу: я собирал рукописи, занимался в архивах, которых до того никто не касался»,- пишет Павел Иванович Мельников [4]. Действительно, Мельникова-Печерского можно назвать «первопроходцем» Нижегородского фольклора. Конечно, и до него были писатели и поэты, собиравшие знания о нижегородской земле, например, таковым является великий русский поэт и писатель А. С. Пушкин, который делал записи различных сказок, песен и преданий в Большом Болдине. Но поэт был здесь лишь проездом и интересовался данной темой, чтобы включить её в свои произведения. П. И. Мельников же является коренным нижегородцем, прожив практически всю жизнь в Нижегородской области, он с молодости познавал свой край, странствуя по его поселкам. Писатель побывал во многих деревнях и селах, в которых собирал информацию о жителях, их быте, общался с народом, включаясь в их жизнь. Его привлекали в этой провинции её культура, слово и древние документы, к которым он обращался, как историк. П. И. Мельников стал частью большой русской литературы, поэтому вполне можно сказать, что с него начинается настоящая нижегородская литература [4, С. 5].

Первой публикацией, где им были записаны нижегородские предания и легенды, стали имеющие специальные отступления путевые очерки «Записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», опубликованные Мельниковым в1840–1841годах. На страницах его работ обнаруживаются множество местных пословиц, примет, описаний обрядов, пересказанных быличек — пусть они и не представлены в привычной для современного читателя или исследователя форме фольклорного сборника с комментариями [4, С.19].

Многие народные сказания, незаписанные вовремя, могли бы исчезнуть навсегда, поэтому, благодаря именно П. И. Мельникову- Печерскому, мы сейчас можем прочитать «Коромыслову башню», «Ибрагимов городок», «Почайну» и другие произведения, так как именно П. И. Мельников впервые их опубликовал. Представить нижегородский фольклор без этих сказаний невозможно, ведь с ними знакомы все, кто хотя бы раз интересовался историей нижегородского народоведения.

Кроме того, П. И. Мельников считается первым отечественным финно-угроведом XIX века, его работы заложили основу этой науки в Поволжье. Он написал монографическую работу, «Очерки мордвы», в которой впервые попытался описать быт финно-угорского этноса. Эта один из фундаментальных трудов XIX века о Нижегородском Поволжье. Материалами данной работы послужили наблюдения самого автора, рукописные и опубликованные источники, песни, легенды. «Очерки мордвы» собрали в себе большое количество интересной и очень важной информации о Нижегородском Поволжье, его истории и фольклоре [4, С. 16].

Главное чертой русского народа всегда была щедрая, открытая нараспашку душа. Многие песни, сказки, частушки об этом и повествуют: о смелых, добрых и искренних людях. Говоря о финно-угорцах, Мельников- Печерский, в отличие от других писателей, называет их вполне дружелюбным народом, у которого почти нет убийств. Мне кажется, что такое отношение русского человека к другому народу говорит о его хороших качествах, его знаниях и добром сердце. А кто как не человек, обладающий всеми чертами русского народа, сможет полностью погрузить нас, читателей, в их жизнь, рассказать без прикрас всю правду? Конечно, нельзя говорить о том, что П. И. Мельников был единственным писателем, который хорошо знал народную жизнь, но он был первым, кто стал записывать народный фольклор, когда ещё не было никаких правил и форм заполнения. Он вовремя успевает записать и сохранить важный для развития народоведения материал. Например, Мельников становится публикатором уникальной мордовской былину «На горах то было на Дятловых», которая была ему специально доставлена из села Сиуха. Это предание содержит информацию о том, как представляло мир мордовское население, а также мистический ответ на вопрос о судьбах Нижегородского Поволжья [4, С. 18–19]. Решив внести это произведение в текст «На горах», автор, видимо, сразу ориентировался на прозаический рассказ о «русском расселенье по Волге». Внося поправки в текст «предания о мордве», Мельников стремился изменить языковую окраску произведения мордовского фольклора, чтобы оно органичнее вписалось в речь Андрея Печерского. По всей вероятности, изложение народного предания и после «правки» не удовлетворило писателя, обратившегося затем к народной былине, по его мнению, «несущей на себе несомненную печать древности». Прежде всего, Мельников попытался переиначить форму народнопоэтического произведения и переложить стихотворную былину в прозу. С этой целью он видоизменяет структуру предложений, трансформирует строфику, убирает замедляющие действие повторы, характерные для былины. Однако и в обработанном виде «предание» продолжало сохранять ритмические особенности мордовской былины [3, С. 63].

Произведения П. И. Мельникова- Печерского являются востребованными и по сей день. В 2010 году был снят сериал по мотивам дилогии «В лесах» и «На горах», в котором снялись одни из популярных актеров, что ещё раз подтверждает, что работа, проделанная Мельниковым, имеет огромное значение и является актуальной. Благодаря тому, что писатель очень точно смог описать жизнь и быт народа, верно оценить многие явления той действительности, показать проявление исторического времени в судьбах отдельных людей, стало возможным понимание для нас того времени и эпохи так глубоко, чтобы прочувствовать и сопереживать. Большая часть фольклорного материала хранилась в памяти автора, он старался сохранить особенности говора и указывал место записи [3, С. 59]. На основе этого можно судить о том, насколько трепетным было его отношение к материалу, а значит к истории народа, его душе.

Наследие Павла Ивановича, как исследователя Нижегородского Поволжья, составляет множество работ, которые для тех, кто интересуется историей этой области, станут настоящим сокровищем. Они посвящены различным населенным пунктам, людям, памятникам культуры, а также документы, проливающие свет на события отдаленных времен. Многие очерки и легенды, собранные Мельниковым-Печерским, могли бы быть потеряны для нижегородцев следующих поколений. Фольклор интересует писателя как выражение чувств и мыслей народа, как его вера в лучшее, вера в счастье и любовь. Произведения П. И. Мельникова интересны особенно тем читателям, которым знакома описываемая автором местность, ведь так хочется порой узнать, как жили в твоем родном селе или городе предки, чем они занимались, как отдыхали. Обращаясь к наследию Мельникова-Печерского, его раз хочется отметить его значительный вклад в изучение нижегородского фольклора и в историю народоведения. То, о чем писал Павел Иванович, уже давно многими забыто, но всегда приходит время, когда люди вынуждены вернуться к прошлому, чтобы вспомнить ошибки и постараться их не повторять, чтобы ещё раз окунуться в ту жизнь, которой жили другие люди. Работы П. И. Мельникова- Печерского внесли огромный вклад в изучение не только Нижегородской истории, но и всей России, так как мы один народ, и история у нас одна.

Литература:

  1. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова — Печерского: Монография. — Арзамас: АГПИ, 2004. 302 с.
  2. Курдин Ю. А. Подвижники народоведения // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2009. № 7 (19) 2009, часть 1, С. 90–93.
  3. Курдин Ю. А. Фольклор Арзамасского края в творчестве П. И. Мельникова-Печерского // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей — Н. Новгород: НГПУ, 2007. — С. 59–65.
  4. Морохин Н. В., Павлов Д. Г. Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский)/ Сост. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов. — Нижний Новгород: издательство «Книги», 2011. — 544 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, Мельник, Нижегородское Поволжье, Нижний Новгород, Мельниково, народный быт, Нижегородская область, нижегородский фольклор, Россия, фольклорный материал.


Похожие статьи

Ананий Павлович Кузнецов — собиратель фольклора Оренбуржья

Взаимоотношения А. С. Пушкина с известными симбирянами XIX столетия: Н. М. Карамзиным, Н. М. Языковым и братьями Тургеневыми

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования

А. Т. Болотов — удивительный русский человек

Иван Иванович Хемницер: астраханский баснописец — предшественник Крылова

Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина

Народный календарь — колыбель научного естествознания (из опыта работы с народным календарём на уроках окружающего мира)

А. В. Карпов — исследователь кустарных промыслов Арзамасского уезда

Страницы жизни и литературного пути В. Ф. Раевского — «первого декабриста»

П. А. Ойунский первый директор научно-исследовательского института языка и культуры

Похожие статьи

Ананий Павлович Кузнецов — собиратель фольклора Оренбуржья

Взаимоотношения А. С. Пушкина с известными симбирянами XIX столетия: Н. М. Карамзиным, Н. М. Языковым и братьями Тургеневыми

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования

А. Т. Болотов — удивительный русский человек

Иван Иванович Хемницер: астраханский баснописец — предшественник Крылова

Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина

Народный календарь — колыбель научного естествознания (из опыта работы с народным календарём на уроках окружающего мира)

А. В. Карпов — исследователь кустарных промыслов Арзамасского уезда

Страницы жизни и литературного пути В. Ф. Раевского — «первого декабриста»

П. А. Ойунский первый директор научно-исследовательского института языка и культуры

Задать вопрос