Нижегородские кустарные промыслы второй половины 19 века в описании А. В. Карпова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Косоногова, В. И. Нижегородские кустарные промыслы второй половины 19 века в описании А. В. Карпова / В. И. Косоногова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.2 (115.2). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30806/ (дата обращения: 22.12.2024).



Арзамасский край всегда был очень плодовитой землей. На его чернозёме выросло не одно поколение талантливых и неординарных личностей. Одним из таких является Андрей Васильевич Карпов. С самого юного возраста он сильно отличался от своих сверстников. Был человеком трудолюбивым, целеустремленным, — одним словом, энтузиаст своего дела.

Родился Андрей Васильевич в октябре 1857 года в семье крестьянина в селе Кирилловка Арзамаской губернии. Его семья была небогатая, поэтому с самых малых лет Карпов стремился пробить себе дорогу к успешной жизни. Он с успехом окончил сельскую начальную школу и Арзамасское уездное училище. После этого он поступает в Нижегородскую классическую гимназию, где познакомился с А. С. Гацисским — нижегородским писателем и видным общественным деятелем. Александр Серафимович очень повлиял на судьбу Карпова, именно он посоветовал Андрею Васильевичу собирать фольклорные материалы в Нижегородской области. Воспользовавшись его советом, Карпов в летние каникулы 1875 года обошёл пешком весь Арзамасский уезд и исписал не одну тетрадь фольклорным материалом.

В 1876 году ему приходится оставить гимназию и поступить в Казанский ветеринарный институт. Это решение было принято из-за непростой ситуации в семье. Нехватка денег, вечная кабала — все это заставляло Карпова как можно быстрее избавить своих родных от бедноты. Но даже семейные трудности не заставили Андрея Васильевича отказаться от своей мечты.

Во время учёбы Карпов принимает участие в работе при министерстве финансов комиссии по исследованию кустарной промышленности. На основе этих исследований он написал ряд статей по кустарным промыслам Нижегородской губернии. Северо-западные уезды и отдельные поселения, расположенные на берегу Оки вызвали у него большой интерес. Он посещает Балахинский уезд, Чернорецкую волость, Горбатовский уезд, Семёновский уезд и село Богородское. Он лично отправляется исследовать кустарные промыслы в эти районы: записывает их, приводит расчеты по экономическим условиям, изучает историю возникновения промыслов, анализирует данные по сбыту товара, а также делает записи народные приметы и поверья.

Чернорецкая волость Балахинского уезда.

Черноречкая волость до революции входила в Балахинский уезд. У неё было одно из самых выгодных местоположений. Она располагалась по левому берегу Оки и включала в себя 9 поселений (Бабушкино, Жолнино, Решетиха, Черное, Юрьевец, Бабино, Игумново, Колоткино, Растяпино). Также не стоит забывать о близости железной дороги и пароходной пристани в селе Дуденеве Горбатовского уезда, которые были основными путями доставки древесины. Через Дуденовскую пристань ежегодно проплывало 15000 бревен. Удачное географическое местоположение способствовало большому развитию промышленной жизни в этой волости. Поэтому основой кустарных промыслов жителей этого района является судостроение. [1, С. 5]

Большая часть мужского населения занималась рыболовством и судоходством, а также был распространён судостроительный промысел. В Чернорецкой волости строились морские шхуны, мелкие волжские и морские суда, использовавшиеся для сплава рыбы, но больше всего преимущество пало на мелкие морские суда. Судостроение было одним из самых выгодных промыслов в этом районе. На постройке мелкого судна рабочий мог заработать от 50 до 1000р. за одно судно, а на крупные суда цена поднималась до 5000р.

Судостроительным промыслом занимались почти круглый год, если не считать 65 праздничных дней. Производство судов можно разделить на 2 основных этапа. Первый, как правило, это заготовки и само производство судна. Им занимаются с начала сентября до конца апреля, то есть до спуска выстроенного судна в воду. Весь процесс производства идет 7 месяцев, но встречались исключения, когда судно начинали строить в мае. Этому служило, как правило, срочный заказ с дополнительной платой.

На втором этапе судостроители занимались сплавом и сбытом построенных судов. Этот процесс происходил с середины весны и заканчивался в начале сентября. Для большего заработка чернорецкие судна использовали в судоходстве. На них до самой Астрахани сплавляли различные товары, использовали их для перевозки людей и транспортировки рыбы. Продажа судна зависела от случая, было время года, когда судно продавали дешевле, чем оно стоило [1, С. 7–18].

Кроме судостроительного и рыбного промысла, чернорецкие крестьяне занимались и другими видами ремесла. Одним из них являлось занятие земледелием. Вся Чернорецкая волость располагалась на чернозёме, но мало кто из крестьян занимался этим кустарным промыслом, так как это занятие приносило мало дохода. Так же в Балахинском уезде развивалось фабрично-заводская деятельность, на ее территории насчитывалось 9 алебастровых заводов. Но, не смотря на широкое распространение других промыслов, главным из них оставался судостроение.

Горбатовский уезд.

Горбатовский уезд являлся административно-территориальной единицей Нижегородской губернии и просуществовал до 1918г. В его состав вошло 23 волости, центром был г. Горбатов.

Горбатовский уезд является одним из самых промышленно-развитых уездов губернии. Он славился своим прядильным промыслом. Центром прядильного производства является г. Горбатов именно здесь живут основные хозяева, на которых работают большинство крестьян Горбатовского уезда. Близкое расположение р. Оки и Волги и сильное развитие на них судоходства требовало большого количества снастей, в особенности канатов. Это повлияло на развитие канатного производства, что стало очень выгодным ремеслом во всем уезде.

Кустарное производство делилось на два типа: домашнюю промышленность, где кустарь самостоятельно занимается изготовлением продукции и домашнюю систему производства или, как ее называют, «кустарную промышленность», где кустарь выполняет заказ крупного предпринимателя, получая от него материал для производства. Первая форма труда была выгоднее второй, но многие крестьяне Горбатовского уезда использовали второй тип производства. Мелкий кустарь не имел торговых связей с отдалёнными оптовыми покупателями, поэтому многие крестьяне шли в кабалу к крупному предпринимателю своей местности, который служил посредником между производителем и потребителем.

При прядении участвуют мужчины, женщины и дети, начиная с 9–11 лет. В некоторых селениях Горбатовского уезда плетением занимаются почти поголовно, в остальных, как правило, 2/3 населения. Средний рабочий день прядильщика равняется 17 часам, 2 часа которых уходят на завтрак и обед. Вредного влияния на здоровье жителей промысел не оказывает. Несмотря на то, что плетение канатов — ремесло трудное и выматывающее, жители цветут здоровьем и хорошо выглядят. Возможно, на это влияет близкое расположение к городу, что влияет на характер их жизни, приближая их к городскому мещанскому образу жизни. [1, С. 33–37]

Основным материалом для производства канатов становится пенька. Её использовали в двух видах: трепаной и нетрепаной. В первом случае все фазы производства выполняются в Горбатовском уезде, во втором начало производства — трепанье пеньки — исполняется в тех местах, откуда была привезена пенька. Производством пеньки занимались во многих селах Нижегородской губернии, но основными поставщиками стали: с. Гуляево Лукояновского уезда Нижегородской губернии, Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии, с. Тенькуши Муромского уезда Владимирской губернии, а также Починковская пенька, Вадская пенька, Сурская и Ардатовская пенька. Горбатов — главный пункт, куда свозиться пенька и где хозяева покупают ее для кустарного производства. Базарной цена за пеньку колебалась от 1 руб. 70 коп. до 2 р. 30 коп. За год в г. Горбатове покупали до 200000 пудов производимой пеньки, это примерно на сумму свыше 400000 р. [1, С. 54]

В последние годы горбатовский прядильный промысел начинает уменьшаться. Главная причина уменьшения производства — это развитие пароходства. С появлением и развитием пароходного дела использование канатов и снастей для мореходства уходит на второй план. Ещё одной значимой причиной уменьшения прядильного промысла является конкуренция. В разных местах России стали появляться фабрики по производству канатов, тем самым вытесняя горбатовские изделия

Также, на территории Горбатовского уезда распространились такие промыслы, как гончарный, кожевенное производство, плетение ивовых корзин, шитьё хомутин и рукавиц, склеивание подбор из стружки и т. д. Все перечисленные промыслы широко распространились в селе Богородское. Это поселение находилось в 28 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Тем самым, у него было хорошее местоположение, позволяющее сбывать всю продукцию в Нижний Новгород.

Самым выгодным видом деятельности считалось занятие гончарным делом. Им крестьяне могли заниматься круглый год, не смотря на другие промыслы. Богородские гончарные производства отличались своим размером. Фабрика размещалась в отдельном здании, имела свою лошадь для перевозки глины, а также 2–3 горна для быстрого производства продукции. Посуда отличалась качеством и прочностью, в отличие от конкурентов в других губерниях.

Семёновский иБалахинский уезд Нижегородской губернии.

Семёновский и Балахинский уезд не отличался плодовитой землей, в отличие от других уездов Нижегородской губернии. Здесь была, как правило, бесплодная почва с тысячами непроходимых болот. Поверхность Заволжья ровная, за исключением нескольких возвышенностей по берегам Линды и Керженца — главных речек этой области. Такие географические условия повлияли на развитие особых кустарных промыслов. Например, в восточной Приволжской части Семёновского уезда и части Балахинского, находящейся по берегам р. Оки, занимались кузнечным промыслом, а в северной части Семёновского уезда и части Балахинского, исстари сложился промысел горянщина, т. е выделывание деревянной посуды. Основными кустарными промыслами стали щепной, валенный и кузнечный промысел. [5]

Валенным промыслом занималось население южной и западной части Семёновского уезда и восточной части Балахинского уезда. Изначально предметами валенного промысла были шляпы и валенки, но с течением времени стали производить сапоги с голенищами. Позже появился новый предмет валенного промысла — стелька. Необходимость валенного производства распространилась и в соседние губернии, что привело к большой конкуренции в этом производстве. [1, С.147–149; 5]

Щепным промыслом занимались в северной части Семёновского и Балахинского уездов. Отличительной чертой этой местности стало преобладание хвойных деревьев, что послужило широкому развитию этого ремесла. Появляются различные виды щепного промысла: точение и крашение посуды, вырезание ложек, производство кадок, коробов, колёс, саней и пр. Развитие щепного производства, как и занятие, валенным промыслом, распространилось по всей Нижегородской губернии, что привело к значительной конкуренции среди крестьян.

Андрей Васильевич Карпов внес огромный вклад в изучение кустарных промыслов Нижегородской губернии. Он сам лично посещал деревни, села, города, изучал промысел, давал ему краткую характеристику. Одним из самых значительных достижений Карпова стало детальное описание производственного этапа, так как многие и не знали, как производятся данные изделия. Карпов описывает историю появления промыслов, с точностью указывая к какому времени, относится данный вид промысла. Приводит подсчеты по производству, указывает точные цены на товары и говорит про вырученные деньги крестьян. Всё эти ценные сведенья, записанные Андреем Васильевичем Карповым, являются важными для истории Нижегородской губернии.

Литература:

  1. Карпов А. В. Кустарные промыслы Арзамасского уезда / А. В. Карпов; ред.-сост. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников; науч. ред. Е. П. Титков; АГПИ. — Арзамас: АГПИ, 2012. — 379с., ил. — (Наследие).
  2. Карповские чтения: сборник статей / отв. ред. Е. П. Титков; АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2010. Вып. 3. 457 с.
  3. Курдин, Ю.А. «Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). — С. 125–128.
  4. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России // Личность. Культура. Общество. М., 2007. Спец. вып. 2 (38). С. 410–413.
  5. Народная поэзия Арзамасского края. Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года / авт. проекта Ю. А. Курдин; сост. Ю. А. Курдин, Э. К. Петри, А. В. Пряников; науч. ред. Е. П. Титков; АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2010. 639 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Горбатовский уезд, Нижегородская губерния, горбатов, ока, Семеновский уезд, уезд, богородское, валенный промысл, промысл, Нижний Новгород.


Задать вопрос