В работе проводится анализ продуктовой стратегии ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» на основе разработанного интернет-опроса.
Ключевые слова: продуктовая стратегия, конкурентный анализ.
Постановка проблемы. В современных условиях в Российской Федерации резко возрастает конкуренция между винодельческими предприятиями, поэтому для каждого предприятия возрастает практическая значимость аналитического инструментария, позволяющего скорректировать производственную и реализационную программу в зависимости от сложившейся конкурентной обстановки и спроса потребителей. Недостаточная проработка конкретных методик обоснования продуктовой стратегиина предприятиях виноделия в Крыму отражается на эффективности бизнеса. При формировании продуктовой стратегии менеджмент должен представлять ответы на вопросы: какие виды продукции производить, куда и кому сбывать, как добиться успеха в борьбе с конкурентами.
Анализ последних исследований и публикаций. Методологические подходы к аналитическому обоснованию ассортимента продукции рассмотрены в теории фирмы, теории стратегического управления, отраслевых рынков и т.д.
Прикладные теории и методы аналитического обоснования продуктовой стратегииразрабатывались такими классиками стратегического анализа, такими как: А. Стриклленд, А. Томсон, К. Фляйшер, Б. Бенсуссан и др. [1, с.176-183; 2, с. 214-219]. Российские авторы в последнее время уделяют внимание вопросам стратегии развития предприятий. В своей диссертации [3, с. 10-22] Заргарова М.В. рассматривает вопросы управления производством и сбытом продукции в виноградно-винодельческом подкомплексе АПК Ставропольского края. Макроэкономическому исследованию винного рынка России посвящена статья Иванова А.Н. [4, с.53-55]
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Включение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации изменило условия деятельности бизнеса как в правовом поле, так и в экономической среде. Для винодельческих предприятий Крыма открылись возможности работы на внутренний рынок России, но эффективность такой работы зависит от глубокой проработки стратегии. При проведении конкурентного анализа и обосновании продуктовой стратегии предприятия должны учитывать особенности региональных рынков и предпочтения потребителей. Для обоснования продуктовой стратегии на примере ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» предлагается использовать метод анкетирования на основе интернет-опроса потребителей.
Целью исследования является формирование продуктовой стратегии винодельческого предприятия на основе проведенного онлайн-анкетирования и SWOT-анализа результатов опроса.
Изложение основного материала. В работепредлагается следующий перечень вопросовинтернет-анкеты для проведения анализа конкурентных позиций ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод»:
а) Назовите Ваш возраст, место проживания (свободный ответ);
б) Назовите три производителя, игристые вина которых, вы предпочитаете (свободный ответ);
в) Выберите две товарные группы по своему предпочтению для каждого производителя, что вы указали ранее (можно воспользоваться официальными сайтами данных производителей);
г) Выберите Ваш любимый тип вина: белое сухое; белое полусухое; белое сладкое; белое полусладкое; белое брют; красное сухое; красное полусухое; красное сладкое; красное полусладкое; красное брют; розовое сухое; розовое полусухое; розовое сладкое; розовое полусладкое; розовое брют.
д) Выберите важные для вас свойства игристых вин: доступная цена; ассортимент; упаковка (дизайн); вкус.
е) Для выбранных вами производителей проведите оценку свойств (баллы расставлять от 0 до 5).
Припроведение данного опроса было получено 400 ответов жителей различных субъектов Российской Федерации. Ответы были систематизированы и представлены в виде таблиц.
Таблица 1
Количество «игроков», выбранных в ходе опроса
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Количество игроков |
13 |
14 |
18 |
Количество товаров |
91 |
123 |
176 |
В ходе опроса потребители выбрали 18 «игроков» на рынке игристого вина. Далее, будут анализировать лишь 8 из них, которые получили наибольшее количество ответов, а именно: ОАО «Московский комбинат шампанских вин», ЗАО «Игристые вина», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Завод «Северная Венеция», ООО «Агрофирма «Золотая балка», ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод», ООО «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Вина и воды Абхазии».
Таблица 2
Дистрибьюция винзаводов Российской Федерации
Конкуренты |
Субъекты Российской Федерации |
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) |
Пятигорск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Тамбов |
ЗАО "Игристые вина" |
все, кроме Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Еврейского Автономных округов, Забайкальского края |
ЗАО "Абрау-Дюрсо" |
все, кроме мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Еврейского Автономных округов, Смоленской и Брянской области, Забайкальского края |
ООО "Завод "Северная Венеция" |
Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Иваново, Екатеринбург, Владимир, Тверь, Тамбов |
ООО "Агрофирма "Золотая балка" |
Архангельск, Владимир, Волгоград, Вологда, Иваново, Йошкар-Ола, Калуга, Киров, Кострома, Красноярск, Нижний Новгород, Пенза, Саранск, Смоленск, Хабаровск, Ярославль, АР Крым, Севастополь |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" |
Приморский край, Ростовская область, Московская область, Ставропольский край, Тверь, Архангельск, АР Крым, Санкт-Петербург, Севастополь, Ульяновская область, Чукотский автономный округ |
ООО "Инкерманский завод марочных вин" |
Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, АР Крым, Владимир, Иваново, Кострома, Курск, Пенза, Рязань, Ярославль, Севастополь |
ООО "Вина и воды Абхазии" |
Сочи, Москва, Анапа, Ростов-на-Дону, Магадан |
На основе таблицы 2 можно сделать вывод, что ЗАО «Игристые вина» и ЗАО «Абрау-Дюрсо» имеют самую широкую дистрибьюцию в Российской Федерации, а именно продажи первого охватывают 94,11% всех субъектов Российской Федерации и второй – 90,58%. Наименьшая география продаж у ООО «Вина и воды Абхазии». Севастопольский винзавод охватывает 12, 94% всех субъектов Российской Федерации.
По данным таблиц 3-7 можно сделать выводы о ключевых направлениях бизнеса:
- В Автономной Республике Крым и городе Севастополе предпочитают больше полусладкие и полусухие вина, В Московской области – сухие и полусладкие, В Санкт-Петербурге – сладкие и полусухие, В Краснодарском крае – как и в Севастополе, полусладкие и полусухие и в других регионах – сладкие и полусухие.
- В Крыму, Севастополе, Краснодаре и других регионах потребители предпочитают торговые группы низко и средне-ценового сегмента, а в Московской области и Санкт-Петербурге от средне-ценового до премиум класса.
Таким образом, можно увидеть, в какие регионы следует поставлять какой тип вин. Так, например, в Краснодарский край, Севастопольскому винзавода, можно поставлять полусладкие и полусухие игристыевина низко-ценового сегмента, в Москву сухие средней ценовой категории.
Таблица 3 Ключевые направления бизнеса (АР Крым и Севастополь) |
||||||||||||
Конкуренты |
ТГ 1 |
ТГ 2 |
ТГ 3 |
ТГ 4 |
ТГ 5 |
ТГ 6 |
ТГ 7 |
ТГ 8 |
ТГ 9 |
ТГ 10 |
ТГ 11 |
ТГ 12 |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А) |
+ |
+ |
||||||||||
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Игристые вина" (В) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г) |
+ |
|||||||||||
ООО "Завод "Северная Венеция" (Д) |
+ |
|||||||||||
ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е) |
+ |
|||||||||||
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж) |
+ |
|||||||||||
ООО "Вина и воды Абхазии" (З) |
+ |
|||||||||||
Таблица 4 Ключевые направления бизнеса (Московская область) |
||||||||||||
Конкуренты |
ТГ 1 |
ТГ 2 |
ТГ 3 |
ТГ 4 |
ТГ 5 |
ТГ 6 |
ТГ 7 |
ТГ 8 |
ТГ 9 |
ТГ 10 |
ТГ 11 |
ТГ 12 |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А) |
+ |
+ |
||||||||||
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б) |
+ |
|||||||||||
ЗАО "Игристые вина" (В) |
+ |
|||||||||||
ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г) |
+ |
|||||||||||
ООО "Завод "Северная Венеция" (Д) |
+ |
|||||||||||
ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е) |
+ |
|||||||||||
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж) |
+ |
|||||||||||
ООО "Вина и воды Абхазии" (З) |
+ |
|||||||||||
Таблица 5 Ключевые направления бизнеса (Санкт-Петербург) |
||||||||||||
Конкуренты |
ТГ 1 |
ТГ 2 |
ТГ 3 |
ТГ 4 |
ТГ 5 |
ТГ 6 |
ТГ 7 |
ТГ 8 |
ТГ 9 |
ТГ 10 |
ТГ 11 |
ТГ 12 |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А) |
+ |
+ |
||||||||||
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Игристые вина" (В) |
||||||||||||
ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г) |
+ |
|||||||||||
ООО "Завод "Северная Венеция" (Д) |
+ |
|||||||||||
ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е) |
+ |
|||||||||||
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж) |
+ |
|||||||||||
ООО "Вина и воды Абхазии" (З) |
+ |
|||||||||||
Таблица 6 Ключевые направления бизнеса (Краснодарский край) |
||||||||||||
Конкуренты |
ТГ 1 |
ТГ 2 |
ТГ 3 |
ТГ 4 |
ТГ 5 |
ТГ 6 |
ТГ 7 |
ТГ 8 |
ТГ 9 |
ТГ 10 |
ТГ 11 |
ТГ 12 |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А) |
||||||||||||
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Игристые вина" (В) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г) |
+ |
|||||||||||
ООО "Завод "Северная Венеция" (Д) |
+ |
|||||||||||
ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е) |
+ |
|||||||||||
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж) |
+ |
|||||||||||
ООО "Вина и воды Абхазии" (З) |
+ |
|||||||||||
Таблица 7 Ключевые направления бизнеса (Другие регионы) |
||||||||||||
Конкуренты |
ТГ 1 |
ТГ 2 |
ТГ 3 |
ТГ 4 |
ТГ 5 |
ТГ 6 |
ТГ 7 |
ТГ 8 |
ТГ 9 |
ТГ 10 |
ТГ 11 |
ТГ 12 |
ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А) |
+ |
+ |
||||||||||
ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Игристые вина" (В) |
+ |
+ |
||||||||||
ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г) |
+ |
+ |
||||||||||
ООО "Завод "Северная Венеция" (Д) |
+ |
|||||||||||
ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е) |
+ |
|||||||||||
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж) |
+ |
|||||||||||
ООО "Вина и воды Абхазии" (З) |
+ |
|||||||||||
В таблице 8 представлена оценка свойств каждого конкурента, а именно: доступная цена, ассортимент, упаковка (дизайн), вкус, рекламная активность, наличие интернет-магазина. Наибольшее количество баллов в сумме, а именно 29 баллов из 30 набрала ООО «Агрофирма «Золотая балка», а наименьшее – 17 баллов – Московский комбинат шампанских вин.
Таблица 8 Оценка свойств (по 5-ти бальной шкале) |
||||||||
Свойства |
К. А |
К. Б |
К. В |
К. Г |
К. Д |
К. Е |
К. Ж |
К. З |
Доступная цена |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Ассортимент |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Упаковка (дизайн) |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
Вкус |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Рекламная активность |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
5 |
4 |
2 |
Интернет-магазин |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Также была выделена целевая аудитория каждого из заводов, которая представлена в таблице 9. Таким образом, можно увидеть в каком регионе Российской Федерации каждое из предприятий пользуется популярностью.
Таблица 9 Целевая аудитория |
||||||||
Параметр ЦА |
К. А |
К. Б |
К. В |
К. Г |
К. Д |
К. Е |
К. Ж |
К. З |
Регион |
АР Крым и Севастополь |
Московская область |
Санкт-Петербург |
Московская область |
Санкт-Петербург |
АР Крым и Севастополь |
АР Крым и Севастополь |
Другие регионы |
Возраст |
21-68 |
32-56 |
32-41 |
21-68 |
32-41 |
21-54 |
21-41 |
41-54 |
Критерии выбора продукции |
вкус, доступность, цена |
вкус |
вкус, доступность |
вкус |
вкус, доступность |
вкус, цена, доступность |
вкус, цена, доступность |
вкус, цена |
На основе проведенного опроса был разработан SWOT-анализ по каждому конкуренту. Таким образом, самую сильную конкурентную позицию, исходя из сильных сторон, имеет ЗАО «Абрау-Дюрсо», далее идет ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод». Самую слабую позицию занимает ООО «Завод «Северная Венеция».
Таблица 10
SWOT-анализ всех конкурентов
SWOT |
К. А |
К. Б |
К. В |
К. Г |
Сильные стороны |
узнаваемость бренда, сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение |
устойчивое финансовое положение, выгодное географическое положение |
устойчивое финансовое положение, узнаваемость бренда, дистрибьюция |
устойчивое финансовое положение, узнаваемый бренд, выгодное географическое положение, дистрибьюция |
Слабые стороны |
неустойчивое финансовое положение |
слабая собственная сырьевая база, узнаваемость бренда |
географическое положение, слабая собственная сырьевая база |
слабая собственная сырьевая база |
Возможность |
Расширение дистрибьюции, повышение устойчивости финансового положения, оптимизация ассортимента и реализации |
покупка виноградников в России и за рубежом, расширение ассортимента и дистрибьюции |
сохранение устойчивого положения на рынке, расширение премиального ассортимента |
покупка виноградников в России и за рубежом, расширение премиального ассортимента, расширение дистрибьюции (экспорт) |
Угрозы |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
Таблица 11
SWOT-анализ всех конкурентов
SWOT |
К. Д |
К. Е |
К. Ж |
К. З |
Сильные стороны |
устойчивое финансовое положение |
узнаваемость бренда, дистрибьюция, выгодное географическое положение |
узнаваемость бренда, сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение |
сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение, устойчивое финансовое положение |
Слабые стороны |
узнаваемость бренда, географическое положение, слабая собственная сырьевая база, дистрибьюция |
неустойчивое финансовое положение, |
дистрибьюция |
дистрибьюция, узнаваемость бренда |
Возможность |
расширение дистрибьюции, увеличение сырьевой базы |
повышение устойчивости финансового положения, расширение ассортимента |
расширение дистрибьюции, повышение устойчивости финансового положения |
расширение дистрибьюции и ассортимента |
Угрозы |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
экономические потрясения, неурожаи винограда |
Выводы. Каждому предприятию необходимо учитывать вкусы потребителей различных регионов Российской Федерации, т.к. в каждом регионе имеются свои вкусовые и ценовые предпочтения. Севастопольскому винодельческому заводу необходимо расширить географию своих поставок, для увеличения выручки, привлечения новых покупателей и укрепления своих конкурентных позиций.
Перспективы дальнейших исследований. Представленная в работе задача обоснования продуктовой стратегии Севастопольского винзавода при помощи проведенного опроса представляет собой начальный этап исследований. В дальнейшем, планируется анализ ценовой политики конкурентов в разрезе нескольких регионов Российской Федерации и товарных групп, чтобы дать рекомендации по корректировке продуктовой и сбытовой политики предприятия.
Литература:
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 387 с.
- Фляйшер К., Б. Бенссусан Стратегический и конкурентный анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.
- Заргарова М.В. Управление производством и сбытом виноградно-винодельческой продукции региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством. - М.: МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. – 26с.
- Иванов А.Н. Расчетная оценка и прогнозирование емкости и степени насыщения винного рынка России.- Российский экономический журнал, №3,том 25, 2013.- с.53-56.