Разработка конкурентной стратегии на примере ООО «КЦ Медоборы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 26.03.2023

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Сулейманова, Э. Ю. Разработка конкурентной стратегии на примере ООО «КЦ Медоборы» / Э. Ю. Сулейманова, Л. С. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 251-255. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100973/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время при весомых и частых изменениях в экономической и социальной сфере предприятию важно и нужно оставаться конкурентноспособной в долгосрочной перспективе, поэтому именно сейчас так возросла важность стратегического поведения.

На данный момент в ситуации сильной конкурентной борьбы предприятиям необходимо обращать больше внимания и концентрации на внутреннее состояние дел, а также создать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их сфере. Возникновение недавних запросов и изменение позиции покупателя, нарастание конкуренции за сырье и материалы, глобализация, а также возникновение новых особенностей бизнеса, развитие технологий, сетей информации, при которых становится реальным скорое, почти молниеносное распространение, а также получение актуальной информации, доступность технологий, и другие причины, именно они повлияли на рост актуальности и необходимости стратегического управления.

Ключевые слов а: конкурентная стратегия, SWOT, PEST-анализ, матрица БКГ, экономические показатели

Currently, with significant and frequent changes in the economic and social sphere, it is important and necessary for an enterprise to remain competitive in the long term, which is why the importance of strategic behavior has increased so much right now.

At the moment, in a situation of strong competition, enterprises need to pay more attention and focus on the internal state of affairs, as well as create a long-term strategy that would allow them to keep up with the changes taking place in their field. The emergence of recent requests and a change in the buyer's position, increasing competition for raw materials, globalization, as well as the emergence of new business features, the development of technologies, information networks, in which rapid, almost lightning-fast distribution becomes real, as well as the receipt of up-to-date information, the availability of technologies, and other reasons, they influenced the growth of relevance and the need for strategic management.

Keywords: competitive strategy, SWOT, PEST analysis, BCG matrix, confectionery, economic indicators

Понятие «стратегия» («наука и искусство развертывания войск для боя») вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение [1].

Стратегия — совокупный план, необходимый для принятия решений, связанных с управлением компаний, решающий границы деятельности организации. Главная задача стратегии — преобразовать организацию из нынешнего состояния в будущее желаемое руководством состояние компании [4].

Предприятие ООО «КЦ Медоборы» основано в 1998 году и расположено по адресу: 299053, город Севастополь, улица Вакуленчука, дом 31.

Главным видом деятельности ООО «КЦ Медоборы» является производство кондитерских изделий. Ассортимент продукции предприятия достаточно широк. Сюда входят производство таких видов кондитерских изделий: — торты; печенье; эклеры; бисквиты; маффины; пирожные; пироги.

Для того, чтобы иметь детальную оценку предприятия необходимо рассмотреть основные экономические показатели предприятия. Анализ данных показателей поможет в повышении эффективности экономической деятельности предприятия, в укреплении ее финансовой устойчивости.

Итак, ООО «КЦ Медоборы», согласно анализу показателей, постоянно наращивает объемы производства и реализации продукции, о чем свидетельствует рост выручки. Прибыль от продаж и чистая прибыль при этом сократились, что вызвано как снижением выручки в 2020 году, так и ростом коммерческих и управленческих расходов. Высокие показатели рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие достаточно эффективно использует свои ресурсы. Эффективность продаж также высока, о чем говорит высокое значение рентабельности продаж.

PEST-анализ следует провести для того, чтобы конкретнее проанализировать макросреду предприятия. Анализ является инструментом, который дает возможность выявить политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society) и технологические (Technology) аспекты внешней среды, которые могут помочь составить, а также модернизировать стратегию компании [2]. PEST-анализ для ООО «КЦ Медоборы» представлен в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Экспертная оценка влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность ООО «КЦ «Медоборы»

Описание фактора

Влияние фактора

Средняя оценка

Оценка с поправкой на вес

Политические факторы

Работа предприятия ограничена из-за коронавируса

3

1,8

0,14

Поддержка государства

2

1,2

0,06

Кредитование льготами

3

2,8

0,22

Экономические факторы

Экономическая обстановка находится в нестабильности

3

4,6

0,35

Уровень инвестиций снижен

2

3,2

0,16

Цены на ресурсы и сырье растет

3

4,6

0,35

Курс рубля снижен

2

4,2

0,22

Социальные факторы

Уровень дохода снижается

3

4,4

0,34

Здоровый образ жизни актуализируется

2

2,4

0,12

Потребительские предпочтения изменяются

3

4

0,31

Потребители продукции в летний сезон увеличиваются

2

3,2

0,16

Технические факторы

Оборудование изнашивается

3

4,2

0,32

Наблюдение за новшествами на рынке оборудования

2

2,4

0,12

Новые виды продукции разрабатываются и внедряются

3

3,6

0,28

Применяются энергосберегающие ресурсы

3

3,8

0,29

Общий итог:

39

Далее следует группировка факторов по степени влияния.

Таблица 2

Группировка факторов по степени влияния

Описание фактора

Оценка с поправкой на вес

Экономические факторы

1,09

Технические факторы

1,02

Социальные факторы

0,77

Политические факторы

0,42

Согласно анализу, на эффективность деятельности предприятия именно экономические факторы оказывают наибольшее влияние. Нестабильная экономическая ситуация в стране приводит к значительным колебаниям цен на ресурсы, росту себестоимости и снижению нормы прибыли.

Не менее важен технологический фактор, так как уровень производства увеличивается, труд облегчается при использовании качественного нового оборудования, а также внедрение новых технологий производства, новых уникальных изделий, которых нет у фирм-конкурентов. Социальный фактор: уровень реальных доходов населения оказывает особое влияние, так как при уменьшении доходов население переходит на более дешевые продукты, к которым относится хлеб. При этом происходит переход населения на потребление кондитерских изделий взамен более дорогостоящих продуктов.

Далее составим SWOT-анализ на основе полученных раннее данных. Данный анализ направлен на оценку слабых и сильных сторон предприятия, его потенциальных угроз и возможностей, угроз и возможностей внешней среды [6].

Предприятие обычно проводит работу по нескольким направлениям: реализует сильные стороны; исправляет слабые стороны компании, использует ее сильные стороны; предпринимаем меры для компенсации угроз [3]. — таблица 3.

Таблица 3

SWOT- анализ деятельности ООО «КЦ Медоборы»

Благоприятные факторы внешней среды (возможности, opportunities)

1. Преумножение населения Республики Крым и, соответственно, увеличение количества потребителей

2. Рост объема реализации в курортный сезон

3. Отсутствие больших конкурентов

Неблагоприятные факторы внешней среды (угрозы, threats)

1. Ограничения в связи с коронавирусом

2.Снижение покупательской способности денег

3.Изменение вкусов и предпочтений потребителей

5.Рост цен на сырье и энергоресурсы

6. Присутствие мелких конкурентов

Сильные стороны (strengths)

1. Современное оборудование

2. Достаточное количество финансовых ресурсов

3. Широкий ассортимент выпускаемой продукции

4. Положительная репутация у покупателей

5. Наличие фирменной сети

«Сила и возможности». Применение значительных сторон компании с целью извлечения выгоды из способностей, предоставляемых внешней средой.

1. выход на новые рынки, преумножение ассортимента позволит обеспечить наличие финансовых средств;

2. утвержденная репутация позволит выйти на новые рынки

3. квалификация персонала и развитие рекламных технологий откроют возможности идти в ногу с развивающейся сферой

4. гибкая ценовая политика обеспечит рост покупателей

5. сформированная стратегия позволит использовать все возможности.

«Сила и угрозы». Использование силы организации для устранения угрозы.

1. карантинные ограничения, усиление конкуренции, политика государства, падение курса рубля, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

2. появление большого количества конкурентов создаст дополнительные расходы на рекламу

Слабые стороны (weaknesses)

1. Отсутствие основной стратегии деятельности предприятия

2. Незначительное количество новых видов продукции

3. Слабая маркетинговая кампания

«Слабость и возможности». Преодоление имеющихся в организации слабостей за счет появившихся возможностей.

1. развитие дополнительных услуг, акции и распродажи позволят увеличить объем реализации

2. программы лояльности позволят удержать потребителей, а также повысить их число

«Слабость и угрозы». Действия, направленные одновременно на избавление от собственных слабостей и предотвращение угроз.

1. ухудшение конкурентной позиции в связи с появлением более сильных конкурентов

2. неблагоприятная политика государства может привести к падению объема продаж

Матрица БКГ будет являться крайним анализом в данной статье. Матрица БКГ — инструмент стратегического анализа и планирования. Матрица БКГ представляет собой диаграмму, разделенную на четыре сектора, с оригинальными запоминающимися названиями («Звезды», «Дохлые собаки», «Трудные дети» и «Дойные коровы»). Проведем анализ с помощью БКГ матрицы [7]. В таблице 4 представлены показатели выручки по основным товарным позициям предприятия.

Таблица 4

Показатели выручки по основным товарным позициям

Продукция

Выручка

Объем продаж ведущего конкурента

Темп роста рынка

Относительная доля рынка

2019г

2020г

Печенье

94769

90807

136398

0,96

0,67

Пирожное

107423

91585

84908

0,85

1,08

Пироги и выпечка

56954

55987

144090

0,98

0,39

Торты

52791

50809

26970

0,96

1,88

Итого

311937

289188

392366

0,93

0,74

Применяя Excel, построим матрицу БГК.

Матрица БКГ ООО «КЦ Медоборы»

Рис. 1. Матрица БКГ ООО «КЦ Медоборы»

Как показывает матрица БКГ, торты находятся в сегменте «Звезды». Этот сегмент занимает существенную долю продаж, и приносят стабильную прибыль.

Производство данного вида продукции необходимо продолжать, поскольку данная продукция является визитной карточкой предприятия несмотря на их высокую стоимость. Пирожные находятся в категории «Дойные коровы». Именно данный вид продукции обеспечивает предприятию наибольший доход, что связано с тем, что продукция имеет широкий ассортимент различной ценовой категории. Кроме того, продукция небольшая по объему, что вызывает ее относительно невысокую стоимость, а значит покупатель с любым уровнем доходов может позволить себе такую покупку. Данный вид продукции необходимо наращивать, расширяя при этом ассортимент. Пироги и печенье находятся в зоне «Трудные дети», то есть доля продаж незначительна, однако необходимо инвестировать в развитие данного ассортимента продукции.

Исходя из проведенного анализа внешней и внутренней среды, а также анализа состояния продаж, предприятию необходимо выбрать стратегию удержания позиций на рынке.

В заключение можно выявить, что проведенный анализ показал, что ООО «КЦ Медоборы», являясь одним из наиболее известных кондитерских предприятий города Севастополя, производит широкий ассортимент кондитерской продукции. Предприятие постоянно наращивает объемы производства и реализации продукции, о чем свидетельствует рост выручки. Предприятие эффективно использует свои ресурсы, о чем говорят высокие показатели рентабельности активов и собственного капитала. Эффективность продаж также высока, о чем говорит высокое значение рентабельности продаж. Миссия ООО «КЦ «Медоборы» заключается в удовлетворении потребностей покупателей в кондитерских изделиях с учетом их спроса и вкусовых предпочтений с целью повышения уровня дохода и увеличения чистой прибыли предприятия.

Исходя из проведенного анализа внешней и внутренней среды, а также анализа состояния продаж, предприятию необходимо выбрать стратегию удержания позиций на рынке.

Литература:

  1. Гриднев Евгений Сергеевич Применение матрицы БКГ при разработке стратегии предприятия // Экономика и бизнес. 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-matritsy-bkg-pri-razrabotke-strategii-predpriyatiya/viewer
  2. Иванова Ирина Витальевна Стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса// Экономика и бизнес 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povysheniya-konkurentosposobnosti-biznesa/viewer
  3. «Инструкция составления PEST-анализа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/example/
  4. Карташов Константин Аркадьевич Современное представление о роли и значении конкурентной стратегии предприятия // Общество и право. 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-predstavlenie-o-roli-i-znachenii-konkurentnoy-strategii-predpriyatiya
  5. ООО «КЦ Медоборы»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ // Аудит.ру. URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/9201007852_ooo-kts.. 12
  6. Пол Стребел, Энн-Валери Олссон. Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 208 с.
  7. С. М. Перминов. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией. –СПб.: Питер, 2012. — 784 с. 7
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, SWOT, вид продукции, возможность, матрица, предприятие, проведенный анализ, широкий ассортимент, внутренняя среда, высокое значение рентабельности продаж.


Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Формы слияний и поглощений в банковском секторе

В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Формы слияний и поглощений в банковском секторе

В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Задать вопрос