Организации торговли и технического сервиса в настоящее время сталкиваются с рядом проблем и вызовов, связанных с изменением потребительского поведения, усилением конкуренции, развитием информационных технологий, экологическими и социальными аспектами торговли. «АВМ-СЕРВИС» следует уделить больше внимания улучшению качества своих услуг или клиентского обслуживания, чтобы повысить уровень удовлетворенности клиентов и поддержать свою долю рынка на долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: повышение, эффективность, выручка, рентабельность, доходы, факторы.
В современных условиях организации торговли и технического сервиса сталкиваются с рядом проблем и вызовов, связанных с изменением потребительского поведения, усилением конкуренции, развитием информационных технологий, экологическими и социальными аспектами торговли. В связи с этим возрастает необходимость поиска новых подходов и инструментов для повышения качества и эффективности деятельности организации, для адаптации торговых предприятий, а также предприятий сервиса к меняющимся условиям рынка.
Для исследования выбрано ООО «АВМ-СЕРВИС», которое состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 01.08.2016 как малое предприятие.
Оценку состояния и эффективности хозяйственной деятельности ООО «АВМ-СЕРВИС» проведем на основании анализа результатов производственно-экономической деятельности предприятия: выручка, себестоимость продаж, прибыль от реализации, чистая прибыль, рентабельность производства, рентабельность продаж. Анализ производится на основе данных формы № 2 приложение к бухгалтерскому балансу «Отчет о финансовых результатах» за последние три отчетных периода.
Анализ результатов производственно-экономической деятельности предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ результатов производственно-экономической деятельности предприятия
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Изменение 2022–2020 гг |
|
+/- |
% |
||||
Выручка, тыс.руб |
76 180 |
144 185 |
149 597 |
73 417 |
96,37 |
Себестоимость продаж, тыс.руб |
77 020 |
145 519 |
136 679 |
59 659 |
77,46 |
Валовая прибыль (убыток), тыс.руб |
-840 |
-1 334 |
12 918 |
13 758 |
-1637,86 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб |
-10 571 |
-11 549 |
-2 944 |
7 627 |
-72,15 |
Прочие доходы, тыс.руб |
18 890 |
17 504 |
22 478 |
3 588 |
18,99 |
Прочие расходы, тыс.руб |
7 437 |
2 598 |
15 454 |
8 017 |
107,80 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб |
882 |
3 357 |
4 080 |
3 198 |
362,59 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб |
882 |
3 357 |
4 080 |
3 198 |
362,59 |
Рентабельность производства, % |
-0,51 |
-0,80 |
7,91 |
8,42 |
-1661,98 |
Рентабельность продаж, % |
1,16 |
2,33 |
2,73 |
1,57 |
135,56 |
Из представленных данных производственно-экономической деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:
- За период с 2020 по 2022 гг. выручка значительно выросла, увеличившись на 96,37 %. Это может свидетельствовать о росте объемов продаж или увеличении цен на производимую продукцию.
- Несмотря на рост выручки, себестоимость продаж также выросла, что привело к уменьшению валовой прибыли и увеличению убытков.
- Рентабельность производства значительно увеличилась с отрицательных значений до 7,91 % в 2022 году.
- Рентабельность продаж также продемонстрировала рост, но затем снизилась с 2,73 % в 2022 году до 1,57 %. — Это может означать улучшение эффективности производства, но одновременно снижение эффективности в управлении затратами и увеличении прочих расходов.
- Прочие доходы увеличились на 18,99 %, тогда как прочие расходы увеличились на 107,80 %. Это свидетельствует о изменении в структуре дополнительных доходов и расходов.
- Чистая прибыль также увеличилась с 882 тыс.руб. в 2020 году до 4 080 тыс.руб. в 2022 году, что означает улучшение финансовых результатов предприятия.
Таким образом, предприятие продемонстрировало значительное улучшение производственных и финансовых показателей за рассматриваемый период, за исключением рентабельности продаж в 2022 году.
Проведем SWOT-анализ ООО «АВМ-СЕРВИС». В таблице 2 представлен SWOT-анализ (внутренней среды) ООО «АВМ-СЕРВИС».
Таблица 2
SWOT -анализ (внутренней среды) ООО «АВМ-СЕРВИС»
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
Сильные стороны (S) |
- фирма имеет положительную репутацию; — высокая квалификация персонала; — опытное руководство; — устойчивое финансовое положение предприятия |
- появление новых моющих средств и техники, с которыми потребитель может сам все убрать; — сокращение числа покупателей из-за экономической обстановки в стране и в регионе. |
Слабые стороны (W) |
- качество услуг ухудшено за счет снижения расходов на моющие средства; — задержка заработной платы работникам из-за того, что основная часть средств в обороте; — затягивание сроков уборки. |
- появление конкурентов; — рост цен на моющие средства и оборудование для уборки; — нестабильность на валютном рынке увеличивает себестоимость работ и снижает спрос. |
Для того чтобы избежать угрозы вероятности банкротства и успешно развиваться в будущем предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке потребительских услуг: требованиями потребителей, соотношением цен на предлагаемые услуги, разнообразием и новизной предлагаемых услуг, конкуренцией.
PEST-анализ предприятия ООО «АВМ-СЕРВИС» представлен в таблице 3.
Таблица 3
PEST-анализ ООО «АВМ-СЕРВИС»
Фактор |
Весовой коэффициент |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Политические факторы (Итог=3,5) |
||||
Устойчивость политической власти |
0,15 |
2 |
0,3 |
|
Изменения в налоговой политике |
0,3 |
4 |
1,2 |
|
Усиление санкций и контрсанкций |
0,2 |
3 |
0,6 |
|
Законодательство, регулирующее правила работы в отрасли |
0,35 |
4 |
1,4 |
|
Экономические факторы (Итог=4) |
||||
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды |
0,2 |
3 |
0,6 |
|
Повышение уровня цен |
0,35 |
5 |
1,75 |
|
Снижение уровня доходов населения |
0,3 |
4 |
1,2 |
|
Нестабильность валютного курса |
0,15 |
3 |
0,45 |
|
Социальные факторы (Итог=3,5) |
||||
Повышение требований к качеству и уровню сервиса |
0,4 |
4 |
1,6 |
|
Стиль жизни и привычки употребления |
0,2 |
3 |
0,6 |
|
Средний темп прироста населения |
0,15 |
2 |
0,3 |
|
Размер и структура семьи |
0,25 |
4 |
1 |
|
Технологические факторы (Итог=3,05) |
||||
Уровень нововведений и технологического развития отрасли |
0,35 |
2 |
0,7 |
|
Развитие Интернет ресурсов |
0,4 |
4 |
1,6 |
|
Степень использования, внедрения и передачи технологий |
0,25 |
3 |
0,75 |
|
Из таблицы PEST-анализа компании ООО «АВМ-СЕРВИС» можно сделать следующие выводы:
- Политические факторы имеют среднюю значимость для деятельности компании, при этом наибольшее влияние могут оказать изменения в налоговой политике (вес 0,3) и законодательство, регулирующее правила работы в отрасли (вес 0,35).
- Экономические факторы имеют большую значимость для деятельности компании, причем повышение уровня цен (вес 0,35) и снижение уровня доходов населения (вес 0,3) могут оказывать наибольшее влияние на ее деятельность.
- Социальные факторы также имеют значимое влияние на деятельность компании, при этом повышение требований к качеству и уровню сервиса (вес 0,4) может оказать наибольшее влияние.
- Технологические факторы имеют более низкую значимость для деятельности компании, но развитие Интернет-ресурсов (вес 0,4) может оказать наибольшее влияние на деятельность компании.
Исходя из проведенного PEST-анализа, можно сделать вывод, что компания должна уделять большое внимание изменениям налоговой политики и законодательству, регулирующему правила работы в отрасли. Кроме того, важно следить за уровнем цен и доходов населения и улучшать качество продукции и уровень сервиса, чтобы соответствовать повышающимся требованиям потребителей. Важным фактором также является развитие Интернет-ресурсов, что позволит компании расширять свою клиентскую базу и улучшать качество работы с клиентами.
Далее проведем маркетинговый анализ предприятия ООО «АВМ-СЕРВИС». Для этого составим таблицу 4.
Таблица 4
Маркетинговый анализ
Показатель |
2020 г |
2021 г |
2022 г |
Доля рынка, % |
2,5 |
3,0 |
3,3 |
Узнаваемость бренда |
0,9 |
0,92 |
0,94 |
Уровень удовлетворенности клиентов |
0,9 |
0,87 |
0,85 |
Доля рынка указана предположительно, так как отмечено, что она ежегодно растет.
Таким образом, уровень удовлетворенности клиентов в организации ООО «АВМ-СЕРВИС» снижался за период от 2020 года до 2022 года на примерно 3,3 % и 2,3 % соответственно. Эти результаты могут свидетельствовать о недостаточной качестве услуг или продуктов, о проблемах в обслуживании клиентов или о конкурентном давлении на рынке.
Таким образом, ООО «АВМ-СЕРВИС» следует уделить больше внимания улучшению качества своих услуг или клиентского обслуживания, чтобы повысить уровень удовлетворенности клиентов и поддержать свою долю рынка на долгосрочной перспективе.
Литература:
- Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов; под ред. д.э.н., проф. Л. П. Дашкова. — 3-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. — 286 с.
- Владимиров, А. Э. Анализ и оценка рентабельности торгового предприятия / А. Э. Владимиров // Молодежный научный форум: сборник статей по материалам LXXVI студенческой международной научно-практической конференции (Москва, 24 февраля 2020 года). — Москва: Международный центр науки и образования, 2020. — С. 20–25.
- Гайдук, В. И. Экономика фирмы: учебник для вузов / В. И. Гайдук, П. С. Лемещенко, В. Д. Секерин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 420 с.
- Терещенко, Н. Н. Эффективность деятельности предприятия торговли: монография / Н. Н. Терещенко, О. Н. Есина, А. С. Ильина. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. — 220 с.