Целью исследования данной статьи является рассмотрение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, на основании проведенного анализа, формирование предложений по ее улучшению.
Ключевые слова: предприятие, финансово-хозяйственная деятельность, деятельность предприятия, улучшение деятельности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как важнейший элемент обеспечения экономической безопасности, предполагает изучение оценочных признаков, их описание, выбор методов их измерения и оценку отклонений от стандартных, общепринятых значений. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности является незаменимым инструментом при оценке состояния экономической безопасности предприятия. На его основе устанавливается реальное состояние предприятия, обосновываются оптимальные параметры функционирования предприятия, выстраивается система управления, осуществляются меры по совершенствованию организации труда. [1]
Предметами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются производственные и экономические результаты, финансовое и имущественное состояние, уровень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, процессы производства и реализации продукции, работ или услуг.
Рассмотрим динамику основных финансовых показателей деятельности ООО «Хорошая неделя», представленную в Таблице 1.
Таблица 1
Основные финансовые показатели деятельности ООО «Хорошая неделя»
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Абсолютное изменение, тыс. руб. (+,-) |
Темп прироста, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1466 |
2623 |
2795 |
1329 |
90,65 |
Себестоимость услуг, тыс. руб. |
1216 |
2393 |
2456 |
1240 |
101,97 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
250 |
230 |
339 |
89 |
35,6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
210 |
153 |
200 |
-10 |
-4,76 |
Чистая прибыль на 1 рубль продаж, руб. |
0,14 |
0,06 |
0,07 |
-0,07 |
-50,05 |
Анализ приведенных показателей ООО «Хорошая неделя» позволяет сделать следующие выводы. За период 2018–2020 гг. выручка от реализации увеличилась на 1 329 тыс. руб. или на 90,65 %, вместе с тем себестоимость реализованных услуг увеличилась на 1 240 тыс. руб. или на 101,97 %. То, что себестоимость растет быстрее, чем выручка, является негативным фактором. Опережающий рост себестоимости над выручкой снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж. В целом это говорит о том, что необходимо пересмотреть ценовую политику организации, потому что торговая наценка не покрывает расходы в необходимой пропорции.
Показатель валовой прибыли увеличился на 89 тыс. руб. или на 35,6 %. Валовая прибыль должна расти быстрее выручки, что демонстрирует улучшение использования ресурсов компании. В данном случае наблюдается обратная ситуация, темп роста выручки от реализации выше, чем темп роста валовой прибыли. Это, соответственно, является негативной тенденцией для исследуемого предприятия. [2]
Чистая прибыль уменьшилась на 10 тыс. руб. или на 4,76 %. Показатель чистой прибыли отображает конечный результат деятельности предприятия, показывает, насколько выгодно осуществление данного рода деятельности. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств, формирования различных фондов и резервов, а также для реинвестиций в производство. Объем чистой прибыли напрямую зависит от размера валовой прибыли, а также от величины налоговых платежей. Уменьшение чистой прибыли говорит о том, что предприятие функционирует в убыток, необходимо принимать определённые меры по предотвращению банкротства.
Рассмотрим показатели рентабельности предприятия ООО «Хорошая неделя» за 2018–2020 гг., приведенные на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика коэффициентов рентабельности ООО «Хорошая неделя»
Из данных, представленных на рисунке, можно отметить следующее:
1) Рентабельность активов — наблюдается положительная динамика: за 2020 год данный показатель увеличился на 15,77 %. Это говорит об увеличении прибыли предприятия. Рост показателя может быть связан с увеличением чистой прибыли организации, с ростом тарифов на товары и услуги или уменьшением расходов на производство товаров и оказание услуг, а также с ростом оборачиваемости активов. [3]
2) Рентабельность продаж — наблюдается отрицательная динамика: за 2018 год данный показатель снизился на 6,15 %. Это говорит о снижении эффективности использования имеющихся ресурсов. Показатель рентабельности продаж характеризует главный аспект работы компании — реализацию основной продукции. Для исправления положения анализируются вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментная политика, система контроля затрат.
3) Рентабельность услуг — наблюдается отрицательная динамика: за 2018 год данный показатель снизился на 2,57 %. Это говорит о снижении конкурентоспособности услуг среди компаний данной отрасли.
4) Рентабельность собственного капитала — наблюдается отрицательная динамика: за 2020 год данный показатель снизился на 0,74 %. Это один из важнейших коэффициентов, используемый инвесторами и собственниками бизнеса, который показывает, как эффективно были использованы инвестированные в предприятие деньги. Отличие рентабельности собственного капитала от рентабельности активов заключается в том, что показатель рентабельности собственного капитала показывает эффективность не всех активов, а только тех, которые принадлежат собственникам предприятия. Главный критерий оценки коэффициента рентабельности собственного капитала — это сравнение его с альтернативной доходностью, которую может получить инвестор от вложения в другие проекты. В данном случае снижение коэффициента свидетельствует об уменьшении эффективности использования собственного капитала предприятия.
Таким образом, на основании исследования динамики показателей рентабельности можно сказать об отрицательной динамике практически всех показателей. Повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов продукции, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж. Чтобы повысить уровень доходности продаж, предприятие должно ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции. [4]
Несмотря на значительное увеличение выручки предприятия, рентабельность услуг снижается. Во многом это связано с превышением темпов роста себестоимости над темпами роста выручки.
Изучив и проанализировав основные экономические показатели предприятия ООО «Хорошая неделя», выявив негативные тенденции и угрозы, можно сделать некоторые выводы и предложить те или иные методы решения и предотвращения выявленных угроз.
1) За 2018–2020 гг. на предприятии увеличилась выручка от реализации на 90,65 %, вместе с тем себестоимость реализованных услуг увеличилась на 101,97 %. Это является негативным фактором для организации, представляя собой одну из потенциальных угроз. В данном случае необходимо пересмотреть ценовую политику в сторону увеличения цен, либо снизить затраты предприятия. Сокращение себестоимости приводит к увеличению чистой прибыли, а благодаря рациональному распределению чистой прибыли можно повысить долю собственных средств в источниках финансирования и снизить зависимость предприятия от заемных средств. Путями решения данной проблемы в данном случае может стать увеличение выпуска продукции или расширение номенклатуры выпускаемой продукции (данный фактор нацелен на увеличение выручки от продаж), увеличение цен на продукцию, сокращение затрат на производство, что позволит снизить себестоимость продукции.
2) Рентабельность продаж — наблюдается отрицательная динамика: за 2019 год данный показатель снизился на 6,15 %. Это говорит о снижении эффективности использования имеющихся ресурсов. На размер рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы, и самое главное в этой связи — выявить причины снижения данного показателя. Например, это может быть падение темпа реализации товаров или увеличение административных затрат фирмы. В любом случае, необходимо выявить наиболее существенные статьи затрат компании, а затем подумать над тем, как комплексно попробовать сократить их. Вариантом решения может стать увеличение цен на продукцию компании, уменьшение затрат и издержек фирмы, приобретение товаров по более низким ценам у поставщиков, увеличение доли наиболее продаваемой продукции, продвижение, реклама, маркетинг.
На основе проведенного анализа можно выявить несколько видов угроз экономической безопасности предприятия и попытаться предложить методы их предотвращения.
1)Угрозы правового характера:
— недостаточный уровень правовой подготовки высококвалифицированных кадров организации. Методом предотвращения данной угрозы может стать проведение обучения персонала в сфере правового обеспечения, организация курсов, тренингов, проведение аттестации работников, повышение профессиональной квалификации.
— отсутствие документов, регламентирующих административно-правовые основы деятельности по охране имущественных ценностей предприятия. Метод предотвращения угрозы: введение и разработка определенных внутренних нормативных документов, регламентирующих административно-правовые основы деятельности по охране имущественных ценностей предприятия, ознакомление и обучение персонала, в частности сотрудников охраны.
2)Информационные угрозы:
— вероятность разглашения коммерческой тайны организации. Ликвидировать угрозу возможно с помощью разработки мер по недопущению разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
— открытый доступ к носителям информации и по обеспечению безопасности в процессе использования технических средств передачи информации. Метод предотвращения: разработка мер по предупреждению несанкционированного доступа к носителям информации и по обеспечению безопасности в процессе использования технических средств передачи информации.
3)Угрозы финансового контроля:
— вероятность искажения и недостоверности финансовых и хозяйственных операций. Решение указанной проблемы возможно посредством ведения учета и подготовки бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности. [5]
Анализируя деятельность предприятия, выявляя угрозы экономической безопасности различного характера, появляется возможность воздействия и преждевременного предотвращения негативных последствий для организации. Именно поэтому большую роль в функционировании любого предприятия играет качественное построение системы экономической безопасности и анализ эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.
Литература:
- Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2016–59 с.
- Васильева Н. А., Матеуш Т. А., Миронов М. Г. Экономика предприятия. — М.: Юрайт-Издат, 2016–191 с.
- Войтоловский Н.В, Калинина А. П. Комплексный экономический анализ предприятия. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017–264 с.
- Ганущак Т. В. Оценка финансовой устойчивости предприятия. — Т. В. Ганущак // Экономика и прогнозирования — 2017 — С. 104–110.
- Глазов М. М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М. М. Глазов. — М.: Андреевский Издательский дом, 2016–448 c.
- Голубева Т. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Т. М. Голубева. — М.: Academia, 2017–208 c.