В статье автор проводит анализ финансовых результатах торговой организации.
Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, коэффициенты, рентабельность, эффективность.
Современная трактовка прибыли как экономической категории охватывает всесторонние факторы её формирования.
И. А. Бланк вкладывает в понятие прибыли чистый доход, который создается в сфере материального производства в форме денежных накоплений и выполняет определенные функции — фискальные, стимулирующие и оценочные. М. В. Мельник рассматривает прибыль как объективную экономическую категорию товарно-денежных отношений, которая охватывает широкий, очень многогранный круг общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием дополнительного продукта, что находит отражение в экономических отношениях между рабочим и предприятием, между предприятиями одной и различных отраслей производства в процессе их хозяйственной деятельности, между предприятиями и государством через финансово-банковскую систему.
Г. В. Савицкая обращает внимание на то, прибыль — это чистый доход предприятия, который формируется только после реализации продукции.
Финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта является синергическим эффектом, полученным в результате финансовой, производственной, маркетинговой и инвестиционной деятельности.
Чистая прибыль — предприятия- это положительный финансовый результат её комплексной деятельности в области производства, продажи, инвестиционной политики, финансах и управлении. В задачи анализа прибыли предприятия включена оценка динамики прибыли, ее структурных составляющих, определения внешних и внутренних факторов, способствующих формированию финансового результата. прибыли. Воздействие многочисленных факторов — изменения объема, ассортимента продаваемых товаров, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов, торговой наценки являются значимыми для формирования прибыли или убытка деятельности коммерческой организации. [1, с.164]. Для дальнейшего эффективного производства предприятию необходимо иметь прибыль как фактор развития.
Основные показатели, участвующие в формировании чистой прибыли по анализируемому предприятию ПАО «Центрторг», были взяты из формы «Отчёт о финансовых результатах» организации и представлены в на в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей прибыли ПАО «Центрторг» за 2019–2021 гг. В тысячах рублей
Показатели |
Значение, т. р. |
Откл. абсолют (+,−) |
Темп роста, % |
Откл. абсолют (+,−) |
Темп роста, % |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2020/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2020 |
|
Прибыль от продаж |
96181 |
67388 |
134158 |
-28843 |
70,0 |
66770 |
199,0 |
Прочие доходы |
88512 |
121208 |
68565 |
32696 |
137,0 |
-52643 |
56,6 |
Прочие расходы |
80028 |
116802 |
103704 |
36774 |
146,0 |
-13098 |
88,8 |
Прибыль до налогообложения |
104665 |
71794 |
93081 |
-32871 |
68,6 |
21287 |
129,7 |
Налог на прибыль |
18538 |
12177 |
25071 |
-6361 |
65,7 |
12894 |
205,8 |
Чистая прибыль |
86127 |
59617 |
68010 |
-26510 |
69,2 |
8393 |
114,1 |
Динамика показателей прибыли представлена в таблице 1 и на рисунке 1.
Рис. 1. Финансовые результаты ПАО «Центрторг»за 2019–2021 гг.
По данным таблице 1 видно, что динамика показателей прибыли от продаж в 2021г. выросла по сравнению с 2020 г. на сумму 66770 т. р., темп роста составил 199 %, прочие доходы снизились на сумму 52643 т. р., темп роста составил 56,6 %, наблюдается снижение прочих расходов на сумму 13098 т. р., темп роста составил 88,8 %, прибыль до налогообложения организации выросла на 21287 т. р., темп роста составил 129,7 %. Налог на прибыль организации на конец 2021 г. вырос на сумму 12894 т.р., темп роста составил 205,8 %.
В 2021 г.. чистая прибыль торговой организации увеличилась на сумму 8393 т. р. (темп роста 114,1 %).
Для оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта используют как относительные, так и абсолютные индикаторы, характеризующие его деятельность. Уровень доходности предприятия оценивают через относительные индикаторы её финансово-хозяйственной деятельности (коэффициенты рентабельности) [2, c.182].
Индикатор рентабельности характеризует эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, который отражает степень эффективности использования всех ресурсов предприятия — производственных, финансовых, трудовых, материальных, инновационных и др. [3, c.98].
При получении финансового результата — чистого убытка, расчёт рентабельности не имеет экономического смысла. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов [4, c.256]. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов. Так как данные баланса используются только для расчета показателей рентабельности капитала, то в работе ограничимся оценкой только этих показателей [4, c.79].
Оценка способности хозяйствующего субъекта приносит доход на вложенный капитал — цель проведения анализа рентабельности. Данный показатель является одним из основных при оценке инвестиционной привлекательности коммерческого предприятия.
Расчет показателей уровня рентабельности организации представлены в таблице 2. Охарактеризуем показатели рентабельности, представленные ниже. Общая рентабельность организации выросла на конец 2021 г. на 0,67 %. Рентабельность активов характеризует эффективность использования всех активов организации. За исследуемый период данный показатель снизился с 16 % до 15 %. Показатель рентабельности продаж отражает соотношение прибыли от продаж к выручке.
Определяет сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции на один рубль выручки.
По данным таблицы в 2021 г. показатель рентабельность собственного капитала на конец 2020 г. вырос и составляет 5,82 %. По данной организации на 1 руб. производственных фондов приходится на конец 2021 г. 5,82 р. прибыли против 5,38 р. прибыли в предыдущем 2020 г.
Таблица 2
Показатели, характеризующие рентабельность организации ПАО «Центрторг» за 2019–2021 гг. В процентах
Наименование показателя |
Период |
Отклонения, +/- |
Отклонения, +/- |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2020/2019 гг. |
2021/2020 гг. |
|
Общая рентабельность |
2,85 |
2,26 |
2,93 |
-0,59 |
0,67 |
Рентабельность собственного капитала |
8,32 |
5,38 |
5,82 |
-2,94 |
0,44 |
Рентабельность оборотных активов |
18 |
16 |
15 |
2 |
-1 |
Общая рентабельность производственных фондов |
8 |
4,8 |
6,0 |
-3,2 |
1,2 |
Рентабельность всех активов |
4,9 |
3,6 |
3,8 |
-1,3 |
0,2 |
Рентабельность основной деятельности |
16,1 |
16,4 |
18,2 |
0,3 |
1,8 |
Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. По данным таблицы 2 данный показатель имеет положительную динамику роста с 16,4 % до 18,4 % (отклонение 1,8 %). Из проведённого анализа можно сделать выводы о том, что прибыль торгового предприятия ПАО «Центрторг» в динамике на конец 2021г. увеличилась, на данное увеличение показателя в большей степени повлиял снижение прочих расходов торговой организации.
Бескризисное устойчивое развитие предприятия в будущем напрямую зависит от финансового результата- полученной прибыли, факторов её роста.
Прибыль предприятия является основным фактором её устойчивого развития в сложных экономических условиях деятельности хозяйствования.
Следовательно, проблема эффективного анализа прибыли и рентабельности, механизма формирования её увеличения является актуальной для любой коммерческой компании.
Литература:
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 536 с. –Текст: непосредственный.
- Турманидзе, Т. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Т. Е.Турмалидзе. –Москва: Экономика, 2019. — 479с. — Текст: непосредственный.
- Управление финансами: учебник / под ред. А. А. Володина. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 279 с. –Текст: непосредственный.
- Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа: практическое пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфуллин, Е. В. Негашев. — Москва: Инфа-М, 2020.- 450с. –Текст: непосредственный.