Оценка финансовых результатах торговой организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Воложанина, Е. В. Оценка финансовых результатах торговой организации / Е. В. Воложанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 447-450. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93216/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор проводит анализ финансовых результатах торговой организации.

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, коэффициенты, рентабельность, эффективность.

Современная трактовка прибыли как экономической категории охватывает всесторонние факторы её формирования.

И. А. Бланк вкладывает в понятие прибыли чистый доход, который создается в сфере материального производства в форме денежных накоплений и выполняет определенные функции — фискальные, стимулирующие и оценочные. М. В. Мельник рассматривает прибыль как объективную экономическую категорию товарно-денежных отношений, которая охватывает широкий, очень многогранный круг общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием дополнительного продукта, что находит отражение в экономических отношениях между рабочим и предприятием, между предприятиями одной и различных отраслей производства в процессе их хозяйственной деятельности, между предприятиями и государством через финансово-банковскую систему.

Г. В. Савицкая обращает внимание на то, прибыль — это чистый доход предприятия, который формируется только после реализации продукции.

Финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта является синергическим эффектом, полученным в результате финансовой, производственной, маркетинговой и инвестиционной деятельности.

Чистая прибыль — предприятия- это положительный финансовый результат её комплексной деятельности в области производства, продажи, инвестиционной политики, финансах и управлении. В задачи анализа прибыли предприятия включена оценка динамики прибыли, ее структурных составляющих, определения внешних и внутренних факторов, способствующих формированию финансового результата. прибыли. Воздействие многочисленных факторов — изменения объема, ассортимента продаваемых товаров, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов, торговой наценки являются значимыми для формирования прибыли или убытка деятельности коммерческой организации. [1, с.164]. Для дальнейшего эффективного производства предприятию необходимо иметь прибыль как фактор развития.

Основные показатели, участвующие в формировании чистой прибыли по анализируемому предприятию ПАО «Центрторг», были взяты из формы «Отчёт о финансовых результатах» организации и представлены в на в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей прибыли ПАО «Центрторг» за 2019–2021 гг. В тысячах рублей

Показатели

Значение, т. р.

Откл.

абсолют (+,−)

Темп роста, %

Откл.

абсолют (+,−)

Темп роста, %

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2020/

2019

2020/

2019

2021/

2020

2021/

2020

Прибыль от продаж

96181

67388

134158

-28843

70,0

66770

199,0

Прочие доходы

88512

121208

68565

32696

137,0

-52643

56,6

Прочие расходы

80028

116802

103704

36774

146,0

-13098

88,8

Прибыль до налогообложения

104665

71794

93081

-32871

68,6

21287

129,7

Налог на прибыль

18538

12177

25071

-6361

65,7

12894

205,8

Чистая прибыль

86127

59617

68010

-26510

69,2

8393

114,1

Динамика показателей прибыли представлена в таблице 1 и на рисунке 1.

Финансовые результаты ПАО «Центрторг»за 2019–2021 гг.

Рис. 1. Финансовые результаты ПАО «Центрторг»за 2019–2021 гг.

По данным таблице 1 видно, что динамика показателей прибыли от продаж в 2021г. выросла по сравнению с 2020 г. на сумму 66770 т. р., темп роста составил 199 %, прочие доходы снизились на сумму 52643 т. р., темп роста составил 56,6 %, наблюдается снижение прочих расходов на сумму 13098 т. р., темп роста составил 88,8 %, прибыль до налогообложения организации выросла на 21287 т. р., темп роста составил 129,7 %. Налог на прибыль организации на конец 2021 г. вырос на сумму 12894 т.р., темп роста составил 205,8 %.

В 2021 г.. чистая прибыль торговой организации увеличилась на сумму 8393 т. р. (темп роста 114,1 %).

Для оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта используют как относительные, так и абсолютные индикаторы, характеризующие его деятельность. Уровень доходности предприятия оценивают через относительные индикаторы её финансово-хозяйственной деятельности (коэффициенты рентабельности) [2, c.182].

Индикатор рентабельности характеризует эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, который отражает степень эффективности использования всех ресурсов предприятия — производственных, финансовых, трудовых, материальных, инновационных и др. [3, c.98].

При получении финансового результата — чистого убытка, расчёт рентабельности не имеет экономического смысла. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов [4, c.256]. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов. Так как данные баланса используются только для расчета показателей рентабельности капитала, то в работе ограничимся оценкой только этих показателей [4, c.79].

Оценка способности хозяйствующего субъекта приносит доход на вложенный капитал — цель проведения анализа рентабельности. Данный показатель является одним из основных при оценке инвестиционной привлекательности коммерческого предприятия.

Расчет показателей уровня рентабельности организации представлены в таблице 2. Охарактеризуем показатели рентабельности, представленные ниже. Общая рентабельность организации выросла на конец 2021 г. на 0,67 %. Рентабельность активов характеризует эффективность использования всех активов организации. За исследуемый период данный показатель снизился с 16 % до 15 %. Показатель рентабельности продаж отражает соотношение прибыли от продаж к выручке.

Определяет сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции на один рубль выручки.

По данным таблицы в 2021 г. показатель рентабельность собственного капитала на конец 2020 г. вырос и составляет 5,82 %. По данной организации на 1 руб. производственных фондов приходится на конец 2021 г. 5,82 р. прибыли против 5,38 р. прибыли в предыдущем 2020 г.

Таблица 2

Показатели, характеризующие рентабельность организации ПАО «Центрторг» за 2019–2021 гг. В процентах

Наименование

показателя

Период

Отклонения,

+/-

Отклонения,

+/-

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2020/2019

гг.

2021/2020

гг.

Общая рентабельность

2,85

2,26

2,93

-0,59

0,67

Рентабельность собственного капитала

8,32

5,38

5,82

-2,94

0,44

Рентабельность оборотных активов

18

16

15

2

-1

Общая рентабельность производственных фондов

8

4,8

6,0

-3,2

1,2

Рентабельность всех

активов

4,9

3,6

3,8

-1,3

0,2

Рентабельность

основной деятельности

16,1

16,4

18,2

0,3

1,8

Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. По данным таблицы 2 данный показатель имеет положительную динамику роста с 16,4 % до 18,4 % (отклонение 1,8 %). Из проведённого анализа можно сделать выводы о том, что прибыль торгового предприятия ПАО «Центрторг» в динамике на конец 2021г. увеличилась, на данное увеличение показателя в большей степени повлиял снижение прочих расходов торговой организации.

Бескризисное устойчивое развитие предприятия в будущем напрямую зависит от финансового результата- полученной прибыли, факторов её роста.

Прибыль предприятия является основным фактором её устойчивого развития в сложных экономических условиях деятельности хозяйствования.

Следовательно, проблема эффективного анализа прибыли и рентабельности, механизма формирования её увеличения является актуальной для любой коммерческой компании.

Литература:

  1. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 536 с. –Текст: непосредственный.
  2. Турманидзе, Т. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Т. Е.Турмалидзе. –Москва: Экономика, 2019. — 479с. — Текст: непосредственный.
  3. Управление финансами: учебник / под ред. А. А. Володина. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 279 с. –Текст: непосредственный.
  4. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа: практическое пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфуллин, Е. В. Негашев. — Москва: Инфа-М, 2020.- 450с. –Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, прибыль, финансовый результат, хозяйствующий субъект, динамик показателей прибыли, показатель, рентабельность, торговая организация, чистая прибыль, эффективность использования.


Похожие статьи

Подходы и методики анализа финансового состояния предприятия

В статье рассмотрены основные подходы и методики анализа финансового состояния предприятия с их теоретической характеристикой.

Оптимизация финансовой структуры компании

В статье рассмотрены подходы к оптимизации финансовой структуры компании, выбран оптимальный подход и с его помощью выработаны методы для улучшения финансовых результатов компании.

Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта

В статье рассмотрены показатели оценки эффективности инвестиционных проектов. Подробно анализируются группы статистических и динамических методов. Дается характеристика на каждый из показателей, обращается внимание на их достоинства и недостатки.

Методики анализа финансовых результатов

В данной статье представлено сравнение известных методик анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предложенные разными авторами.

Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли

В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимиз...

Особенности комплексной оценки в рамках анализа финансового состояния компании

В статье автор пытается выявить особенности и преимущества интегральной оценки финансового состояния организации.

Принятие управленческих решений на основе вариативности финансовых результатов компании

В статье рассматривается понятие финансового результата, а также различных видов прибылей. Выявлены выводы о результативности деятельности хозяйствующего субъекта на основе определенного вида прибыли и в их совокупности. Выяснена вариативность финанс...

Методы повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях

Данная статья посвящена исследовательскому анализу методов повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях.

Определение резервов повышения финансовых результатов фирмы

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования финансовой деятельности предприятия. Выделены ключевые проблемы, приводящие к ухудшению финансовых показателей. Даны рекомендации с целью определения резервов повышения финан...

Пути улучшения реализации продукции и финансовых результатов

В статье рассматриваются основные пути улучшения реализации продукции и финансовых результатов.

Похожие статьи

Подходы и методики анализа финансового состояния предприятия

В статье рассмотрены основные подходы и методики анализа финансового состояния предприятия с их теоретической характеристикой.

Оптимизация финансовой структуры компании

В статье рассмотрены подходы к оптимизации финансовой структуры компании, выбран оптимальный подход и с его помощью выработаны методы для улучшения финансовых результатов компании.

Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта

В статье рассмотрены показатели оценки эффективности инвестиционных проектов. Подробно анализируются группы статистических и динамических методов. Дается характеристика на каждый из показателей, обращается внимание на их достоинства и недостатки.

Методики анализа финансовых результатов

В данной статье представлено сравнение известных методик анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предложенные разными авторами.

Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли

В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимиз...

Особенности комплексной оценки в рамках анализа финансового состояния компании

В статье автор пытается выявить особенности и преимущества интегральной оценки финансового состояния организации.

Принятие управленческих решений на основе вариативности финансовых результатов компании

В статье рассматривается понятие финансового результата, а также различных видов прибылей. Выявлены выводы о результативности деятельности хозяйствующего субъекта на основе определенного вида прибыли и в их совокупности. Выяснена вариативность финанс...

Методы повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях

Данная статья посвящена исследовательскому анализу методов повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях.

Определение резервов повышения финансовых результатов фирмы

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования финансовой деятельности предприятия. Выделены ключевые проблемы, приводящие к ухудшению финансовых показателей. Даны рекомендации с целью определения резервов повышения финан...

Пути улучшения реализации продукции и финансовых результатов

В статье рассматриваются основные пути улучшения реализации продукции и финансовых результатов.

Задать вопрос