В статье рассмотрено понятие и оценка деловой активности. Проанализированы изменения показателей в ООО «Кашелка», произошедших за отчетный период, указаны факторы, оказавших влияние на деловую активность, а также даны рекомендации по увеличению собственного капитала.
Ключевые слова: деловая активность, коэффициент оборачиваемости и анализ рентабельности
В современных экономических условиях деловая активность становится одним из основных факторов успешного развития предприятия. Деловая активностьпроявляется в динамичности развития организации, достижении его поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала. Для ее оценки используются как качественные критерии, так и количественные показатели. На качественном уровне может быть получена в результата сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компании [1, с. 123]. Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим направлениям:
− оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;
− оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;
− оценка уровня эффективности использования материал, финансовых ресурсов коммерческих организаций;
− эффективное стимулирование трудовой деятельности работников [2, с. 75].
Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Анализ потребностей и потенциала региональных субъектов предпринимательства позволяет объективно оценить перспективы развития предприятия [4]. Увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности анализируемого предприятия. Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Анализ деловой активности ООО «Кашелка» за 2014–2015 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ деловой активности ООО «Кашелка» за 2014–2015гг. (в тысячах рублях)
Показатель |
Отчетный период |
Отклонения |
||
2014г. |
2015г. |
Абсолютное (+,-) |
Относи-тельное,% |
|
Коэффициент оборачиваемости активов |
2,4 |
2,5 |
+ 0,1 |
+ 4,2 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
12,7 |
13,1 |
+ 0,4 |
+ 3,1 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
2,5 |
2,6 |
+ 0,1 |
+ 4 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
7,1 |
7,3 |
+ 0,2 |
+ 2,8 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
5,7 |
5,9 |
+ 0,2 |
+ 3,5 |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств |
102,9 |
106,6 |
+ 3,7 |
+ 3,6 |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
4,5 |
4,6 |
+ 0,1 |
+ 2,2 |
По данным проведенного анализа, можно сказать, что коэффициент оборачиваемости активов в 2015 году увеличился на 0,1 тысяч рублей или 4,2 процентов по сравнению с 2014 годом, это повышение свидетельствует о более эффективном использовании средств в отчетном периоде. Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 0,4 тысяч рублей или 3,1 процентов, говорит о том, что собственные средства ООО «Кашелка» вводит в оборот. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2015 году. По сравнению с 2014 годом, увеличился на 0,1 тысяч рублей или на 4 процента, это говорит о том, что скорость оборота мобильных активов увеличилась.
Увеличение в 2015 году коэффициента дебиторской задолженности на 0,2 тысяч рублей или 2,8 процентов, это увеличение свидетельствует о более быстром погашении покупательской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с 2014 годом увеличился на 0,2 тысяч рублей или 3,5 процентов, это говорит об улучшении платежеспособности ООО «Кашелка» по отношению к поставщикам товаров, а также внебюджетным, бюджетным фондам и сотрудникам предприятия.
Ускорение оборота денежных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 3,7 тысяч рублей или 3,6 процентов, свидетельствует о положительной платежеспособности, экономической стабильности и эффективности управления денежно-финансовыми ресурсами в ООО «Кашелка».
Коэффициент оборачиваемости запасов в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 0,1 тысяч рублей или на 2,2 процентов, ускорение оборота запасов отражает эффективное его использование и за счет этого возрастает объем реализации и прибыли.
Для улучшения показателей деловой активности в ООО «Кашелка» необходимо уменьшить количество привлеченного капитала и повысить объем собственного капитала. Чтобы уменьшить количество привлеченного капитала можно воспользоваться несколькими способами, например:
− получение кредитов на льготных условиях, для этого надо провести переговоры с кредиторами и обсудить отсрочку платежей;
− создать систему резервов по сомнительным долгам. В данном случае, при заключении договоров ООО «Кашелка» может рассчитывать на своевременное поступление необходимых платежей. Такая система позволит сформировать источники для покрытия убытков.
− разработать необходимые процедуры взаимодействия с дебиторами в случае нарушения условий договора о выплате долга, для этого надо определить и ввести соответствующую систему наказания недобросовестных покупателей.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.
На деловую активность ООО «Кашелка» влияют такие факторы, как уровень инфляции и процентных ставок по кредиту, изменение курса национальной валюты и конкурентоспособность на внешнем рынке.
Одним из основных показателей деловой активности является рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [3, с. 294]. На уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся следующие факторы:
− политическая и экономическая ситуация в мире и в стране;
− финансово-кредитная политика;
− отношение с клиентами, поставщиками и другими партнерами по бизнесу, контролирующими органами, общественностью и внешними заинтересованными лицами.
К внутренним факторам относятся:
− производственные процессы которые непосредственно связанны с основной деятельностью предприятия;
− кадровый состав компании;
− финансовое положение;
− маркетинговая политика;
− менеджмент;
− внедрение инноваций.
Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффектности и разработать систему мер по использованию данных резервов. Анализ расчета оценки рентабельности в ООО «Кашелка» за 2014–2015 года приводится в таблице 2. Анализ производится на основании формы отчетности «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах».
Таблица 2
Анализ расчета оценки рентабельности вООО «Кашелка» за 2014–2015гг. (в тысячах рублях)
Показатели |
Отчетный период |
Отклонения |
||
2014г. |
2015г. |
Абсолютное (+,-) |
Относительное,% |
|
Рентабельность инвестиций с позиции предприятия, % |
||||
Рентабельность активов |
74,4 |
64,5 |
-10 |
- 13,3 |
Рентабельность инвестированного капитала |
348,2 |
379,8 |
+ 31,6 |
+ 9,1 |
Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия, % |
||||
Рентабельность собственного капитала |
348,2 |
379,8 |
+ 31,6 |
+ 9,1 |
Рентабельность продаж, % |
||||
Норма валовой прибыли |
0,6 |
0,55 |
- 0,05 |
- 8,3 |
Норма операционной прибыли |
0,4 |
0,3 |
- 0,1 |
- 25 |
Норма чистой прибыли |
0,31 |
0,25 |
- 0,06 |
- 19,4 |
Рентабельность активов в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 13,3 процентов, т. е. доля чистой прибыли к сумме активов уменьшилась.
Рентабельность инвестированного капитала в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 31,6 процентов, это говорит об эффективности вложения в ООО «Кашелка» как собственных, так и привлеченных средств. Рентабельность собственного капитала характеризует прибыль, которую собственник получит с рубля вложенных в предприятие средств. С одного рубля, вложенного в предприятие, собственник в 2015 году получит на 31,6 рублей больше, чем в 2014 году. Рентабельность продаж по валовой прибыли в 2015 году понизилась на 8,3 процентов по сравнению с 2014 годом. Снижение коэффициента отражает увеличение затрат на продажу продукции, и следовательно эффективность использования производственных фондов снизилась. Рентабельность продаж по операционной прибыли в 2015 году составила 0,3 процентов. Это значит, что после вычета уплаченных налогов и процентов в каждом рубле вырученных средств содержится 0,3 процента прибыли. Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2015 году равна 0,25 процентов. Это значит, что в конечном итоге после уплаты всех налогов и процентов, в каждом заработанном рубле осталось 0,25 процентов прибыли.
Рентабельность продаж в ООО «Кашелка» можно увеличить, если повысить цены на предлагаемый ассортимент или снизить себестоимость. Нельзя рассматривать влияние отдельных факторов, потому, как оказывает влияние на динамику и уровень показателей рентабельности вся совокупность производственно-хозяйственных факторов. Для принятия правильного решения ООО «Кашелка» должна ориентироваться на такие факторы как: динамика конъюнктуры рынка, колебания покупательского спроса, возможность экономии внутренних ресурсов, оценка деятельности конкурентов и прочие. Для этих целей используются инструменты товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
Литература:
- Рябова М. А. Анализ финансовой отчетности: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. — УлГТУ, 2011. – 237 с.
- Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 30 / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. — Мн.: ООО «Новое знание», 2014. — 688 с.
- Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.