В статье представлен краткий анализ подхода к пониманию сущности риска ведения хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Представлен краткий анализ актуальной для конкретного предприятия рыночной ситуации и степень потенциального влияния тех или иных риск-факторов, определенная на основе метода экспертных оценок.
Ключевые слова : риск, предприятие, управление рисками, степень влияния, экспертная оценка.
Современная социально-экономическая обстановка в нашей стране характеризуется возникновением все новых и постоянно возрастающих «вызовов», являющихся, по своей сущности, уникальными кризисными явлениями, прогнозирование которых возможно лишь с учетом всестороннего анализа макро-, мезо- и микроуровня.
В действительности, диапазон кризисных явлений, затрагивающих экономику нашей страны, сводится к влиянию ограниченного числа рисков. Риск является постоянным спутником любого коммерческого предприятия в нашей стране, однако, при должном уровне изучения, риск перестает представлять опасность для самого факта существования предприятия и становится лишь одним из множества факторов его (предприятия) функционирования.
В многообразии теоретического понимания сущности и содержания понятия «риск» отмечено несколько важных для практической деятельности коммерческих предприятий тенденций: риск сопряжен с рисковой ситуацией и ситуацией неопределенности и предполагает неоднозначность исхода создавшейся ситуации; как экономическая категория «риск» воспринимается как ситуация неопределённости, рисковая ситуация с возможностью получения ущерба; риск как производимое субъектом действие обладает свойством альтернативности и возможностью выбора с целью избегания ущерба; риск как деятельность предполагает выявление возможностей избегания ущерба — возможность управления причинами и последствиями риска (устранение причин риска, минимизация последствий ситуации рисков и т. д.). [2]
Осознав риск как субъективно-объективную характеристику деятельности предприятия, возможно представить вариативность классификаций рисков, где в отдельную группу выделены экономические риски, имеющие многообразие форм, проявляющиеся на всех этапах жизненного цикла предприятия.
Минимизация экономических рисков — одна из форм профилактики экономических рисков, осуществляемой по тем их видам, которых нельзя избежать. [1]
Для того, чтобы снизить уровень влияния того или иного риска на деятельность предприятия требуется, в первую очередь, анализ специфики деятельности этого предприятия и свойственных конкретно ему рисков.
Во-вторых, необходимо провести оценку вероятности наступления рисков и, в-третьих, определить стратегию реагирования при наступлении риска.
Здесь необходимо также отметить, что часть рисков возможно нивелировать превентивными мерами. Другие же требуют формирования более устойчивой экономической и организационно-функциональной структуры. Все это обосновывает необходимость проведения оценки рисков предприятия на всех этапах его существования.
С целью оценки конкурентных рисков проведем оценку конкурентоспособности выбранного предприятия при помощи метода экспертных оценок (таблица 1). В качестве экспертов были взяты руководитель и аналитик анализируемого предприятия, а также один из аналитиков маркетингового предприятия г. Хабаровска.
Таблица 1
Экспертная оценка конкурентоспособности ООО «Спецпромальянс»
Факторы конкурентоспособности |
Предприятие |
|||
ООО «Спецпромальянс» |
ООО «Тех Маш Деталь» |
ООО «РусСнабКомплект» |
Компания «Специмпорт ДВ» |
|
Продукт |
||||
Надежность |
7,67 |
7,33 |
7,33 |
7,00 |
Срок службы |
8,67 |
8,67 |
9,33 |
9,67 |
Технический уровень |
6,67 |
7,00 |
7,00 |
6,67 |
Бренд товара |
6,33 |
6,67 |
7,00 |
7,33 |
Гарантийный сервис |
9,33 |
8,67 |
9,00 |
9,00 |
Ценовая политика |
||||
Оптовая цена |
8,33 |
7,33 |
7,00 |
7,67 |
Розничная цена |
7,67 |
8,33 |
8,67 |
8,67 |
Программа лояльности |
7,00 |
7,67 |
7,67 |
7,33 |
Условия и порядок расчета (вариативность) |
7,00 |
7,00 |
7,00 |
6,67 |
Сбыт |
||||
Стратегия сбыта |
7,67 |
8,33 |
8,67 |
8,67 |
Число нижестоящих посредников |
7,00 |
7,67 |
7,67 |
7,33 |
Степень охвата рынка |
7,00 |
7,00 |
7,00 |
6,67 |
Регион сбыта |
8,33 |
7,33 |
6,67 |
6,33 |
Продвижение |
||||
Формы рекламы |
7,67 |
8,33 |
8,67 |
8,67 |
Размещение |
7,00 |
7,67 |
7,67 |
7,33 |
Рекламный бюджет |
7,00 |
7,00 |
7,00 |
6,67 |
Участие в публичных мероприятиях |
8,33 |
7,33 |
6,67 |
6,33 |
Источник: составлено автором на основе проведенного анализа
Оценка каждого показателя производилась на основе 10-тибальной шкалы. В таблице представлен средний балл.
Как видно из представленных в таблице 1 данных, существуют некоторые слабые места у реализуемых предприятием товаров. Между тем, поскольку предприятие в большей степени не в состоянии оказывать влияние на эту группу показателей, определим, что им выполняется «максимум из возможного», а именно — предоставление максимального по своей функциональности гарантийного сервиса на реализуемый продукт.
Отметим также, что предприятие несколько отстает от своих конкурентов в части программы лояльности и розничной цены продукта, однако в полной мере компенсирует это конкурентоспособностью цен на оптовые поставки. В данном случае речь идет именно о балансе цен, достигнутом руководством таким образом. [3]
Благодаря этому предприятие сформировало наибольший регион сбыта продукции среди конкурентов и способно удерживать его, как и объем своего присутствия на рынке, при значительно меньшем количестве нижестоящих посредников.
Отдельно следует отметить, что маркетинговая (рекламная) стратегия предприятия также сформирована с учетом первостепенности оптовых продаж, ввиду чего больше внимание уделяется участию в профильных ярмарках и выставках, а не в неоправданно дорогой рекламе в непрофильных периодических изданиях.
Между тем, указанные показатели конкурентоспособности относятся, в первую очередь, к маркетинговому анализу предприятия, что делает их скорее следствием (индикатором) фактически наличествующих экономических рисков (индикатум).
Далее рассмотрим влияние основных общих для всех предприятий рыночных факторов. Для этого выделим пяти групп факторов, определяющих внешнюю среду предприятия, и проведем анализ уровня их влияния при помощи метода экспертных оценок:
— финансово-экономические;
— политические;
— рыночные;
— технологические;
— факторы социального поведения.
Проанализированные факторы находятся в равновесном состоянии, что также подтверждает ранее полученный вывод о необходимости развития конкурентоспособности предприятия и формировании более успешной, с точки зрения рынка, экономической модели.
Отдельно отметим, что влияние таких факторов, как изменение нормативно-правового поля следует отнести к числу факторов риска, изменение которых легко прогнозируемо по средствам анализа проектов нормативно-правовых актов, в то время как показатели финансово-экономического блока в условиях текущей экономической ситуации в нашей стране представляются наиболее неустойчивыми и практически не поддающимися достаточному уровню прогнозирования.
Таким образом, единственным вариантом избежать нестабильность данного блока факторов представляется именно формирование более устойчивой экономической модели предприятия.
Литература:
- Барсукова, М. В. Методические аспекты управления экономическими рисками и экономической безопасностью в регионе / М. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Вестник РУК. — 2019. — № 2 (36). — С. 12–18.
- Голубенко, О. А. Адаптация системы управления рисками к условиям работы торговых предприятий / О. А. Голубенко, Э. В. Финаенова, О. Ю. Свекольникова. — Текст: непосредственный // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2019. — № 2 (76). — С. 54–56.
- Лабутина, Н. Н. Формирование управленческих механизмов через риск-ориентированные подходы в управлении государственными закупками. Цифровая экономика / Н. Н. Лабутина. — Текст: непосредственный // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 2. — С. 69–72.