Основой развития каждой страны являются, как правило, ресурсы. Для того, чтобы страна развивалась «правильно», природными ресурсами тоже надо распоряжаться «правильно». Так как «правильное» управление ресурсами требует такого управленческого потенциала, который мог бы отвечать требованиям рационально, то его создание можно считать одним из важнейших звеньев системы управления государства.
Принимая во внимание то, что «правильное» управление ресурсами прямо пропорционально развитию промышленности страны, можно утверждать, что не во всех странах мира такой механизм запущен правильно. Так, например, Нигерия и Венесуэла в 70-х годах претерпели «Голландскую болезнь»[1] из-за неправильно организованной системы управления ресурсами. Несмотря на то, что эти страны отличаются изобилием таких ресурсов, как нефть и газ, неравномерный акцент на отрасли промышленности, а также интенсивный экспорт этих продукций в виде сырья привело к чрезвычайной уязвимости экономики стран. Первопричиной Голландской болезни теоретически считается такое явление, как «Парадокс изобилия» или как это называют на английском — «Проклятие ресурсов». Проклятие ресурсов или Ресурсное проклятие — явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными запасами природных ресурсов, являются, как часто считается, менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами или с запасами, которые отсутствуют вовсе. Именно такая закономерность и принимается как парадокс. Конечно, нельзя сказать, что такое правило работает во всех странах. Как было упомянуто выше, рациональное управление ресурсами может предупредить парадокс изобилия. Причиной возникновения парадокса изобилия можно считать:
снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанного с притоком в страну доходов от ресурсов;
высокая изменчивость доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;
ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, связанные с притоком «лёгких» денег в экономику;
отсутствие настоящей мотивации и реальной необходимости развития реального производственного сектора, так как сырьевые доходы позволяют относительно неплохо жить и при текущем государственном строе (застой и стагнация).
Противоположным примером можно назвать Саудовскую Аравию, Испанию, США и Норвегию, где недра страны изобилуют нефтью и газом, такое изобилие не стало для них проклятием. Сильная валютная политика предупредила эти страны от высокой инфляции. В результате темп развития стран ускорился на несколько раз. С научной точки зрения парадокс изобилия не должен возникнуть в общем смысле, т. е. новые месторождения и изобилие природных ресурсов ведет к макроэкономическому развитию. Например, С. Кузнец в своей теории экономического роста выбрал центральной темой своих эмпирических исследований то, что рост агрегированного продукта страны неизбежно предполагает глубокое преобразование всей её экономической структуры. Это преобразование затрагивает многие аспекты экономической жизни — структуру выпуска, отраслевую и профессиональную структуру занятости, распределение занятий на работу внутри семьи и на рыночную деятельность, структуру дохода с точки зрения факторов производства, численность, возрастной состав и территориальное распределение населения, межстрановые потоки товаров, капитала, рабочей силы и знаний, организацию промышленности и государственное регулирование. Подобные изменения, по его мнению, являются необходимым условием совокупного роста и, раз начавшись, формируют, сдерживают или поддерживают последующее экономическое развитие страны [1]. Как видно из утверждения С. Кузнеца, организация промышленности и государственное регулирование приняты, в конечном счете, как основные факторы экономического роста. Значит, система и механизм государственного регулирования, направленные на развитие страны должны учитывать риск парадокса изобилия в случае открытия новых месторождений в большом количестве. Комитет статистики каждой страны ведет учёт баланса природных ресурсов, но если учитывать процесс учёта как один из инструментов управления административно–территориальными единицами, то учёт природных ресурсов обеспечит контроль природопользователя. Нефтегазовая отрасль, будучи передовой отраслью многих стран, требует особого контроля. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых [4]. Перед тем, как начать и эксплуатировать новые скважины, составляется смета расходов и маркетинговый проект по использованию ресурса. На этом этапе, должен быть проведен прогноз валютных курсов, т. е. расчёт одного барреля по международным ценам на данный период с опорой на прогноз и поправкой на инфляцию. Правильное предвидение изменения цен в будущем уменьшает риск появления парадокса изобилия. Но в процессе расчётов и прогноза нужно учитывать индивидуальность каждой страны и исходить из соотношения внутреннего и внешнего потребления «чёрного золота». Например, в Узбекистане природный газ составляет основную часть топливно-энергетического баланса, что говорит о том, что внутреннее потребление природного газа полностью обеспечивается страной без импорта данной продукции и экспортируется в другие страны. Даже в случае возникновения парадокса изобилия Узбекистан имеет хорошо налаженный коридор сбыта природного газа и множество промышленных объектов, занимающихся переработкой сырья и преобразованием в конечный продукт. Но и само понятие «обеспечение полностью» не говорит о том, что все регионы страны возможно обеспечить природным газом. С такой проблемой сталкивается каждая страна, которая имеет разнообразный ландшафт, климат и географическое расположение. Значит, парадокс изобилия может иметь двухстороннее влияние (Рис. 1).
Рис. 1. Двухстороннее влияние Парадокса изобилия на экономику страны
Так как учёт природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.) конкретными природопользователями или собственниками природных ресурсов, а данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе — кадастре, то в управляющих организациях приемлемо внедрение горизонтального управления. Потому как в таком виде нет размытости при исполнении функций каждого сотрудника и каждый начальник отдела отвечает за свои отведённые задачи и здесь не может быть неясности, т. е. полная прозрачность всех операций. В вертикальном виде управления директор не способен полностью контролировать единолично все отделы и принимает все отчёты с рук своих заместителей, а не с рук начальников отделов. Значит, основные аспекты управления ресурсами базируются на правильном составлении и организации системы контроля природных ресурсов страны. Иначе говоря, правильный менеджмент на уровне страны — залог защиты от парадокса изобилия.
Литература:
1. Helen Hughes. The dangers of export pessimism. San Fransisco, California — 1992. 446 pp.
2. Simon Kuznets,Modern Economic Growth: Rate, Structure and Spread. New Haven and London: Yale University Press, 1966. xvii + 529 pp.
3. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Модульная программа для менеджеров. Управление инновациями, Часть № 7, 2010
4. Закон сегодня. Юридический портал. URL: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ekol-prav/DOC_026.php
5. Кабанова Т. А., Бурова Т. Ф. Мировые товарные рынки: состояние, динамика, перспективы. Деньги и кредит — 6/2009. Информационно-аналитические материалы России.
[1]Голландская болезнь представляет собой экономическое явление, при котором большие доходы от экспорта природных ресурсов оказывают негативное воздействие на развитие других секторов экономики, повышая номинальный и реальный обменные курсы национальной валюты, а также заработную плату в добывающих отраслях.