Сущность предпринимательства: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.01.2016

Статья просмотрена: 2473 раза

Библиографическое описание:

Кабелькова, А. С. Сущность предпринимательства: теоретический аспект / А. С. Кабелькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25445/ (дата обращения: 17.12.2024).



Содержание предпринимательской деятельности, ее характерные черты и специфика в условиях глобализации обретают отображение в таком базисном понятии, как предпринимательство.

Следует подметить, что это понятие в российской и зарубежной литературе зачастую интерпретируется по-разному.

Предпринимательство — это:активность предпринимателя, как собственника капитала, который по-своему усмотрению комбинирует факторы производства (А.Смит, XVIII в.);

  • передвижение экономических ресурсов из области низкой производительности и прибыльности в область высокой рентабельности и производительности (Ж. Б. Сэей,1803 г.)
  • получение прибыли благодаря собственным организаторским возможностям (Ф.Уокер, 1876г.)
  • деятельность, связанная с применением инновационного подхода, разработкой новых технологий (И. Шумпетер, 1934 г.)
  • инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность (Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
  • творческая деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными, компетентными работниками, образующими предпринимательскую команду, отличающуюся конструктивностью, развитыми внутренними коммуникациями, целеориентированностью, креативностью (В. Г. Шубаева, 2009 г.) [4].

1. Глобализация. Понятие «глобализация» было в первый раз введено в научный оборот южноамериканским ученым. Так, Т. Левитт обозначил глобализацию как «новую коммерческую действительность, содержащуюся в происхождении глобальных рынков для стандартизированных потребительских товаров с такими количественными признаками, которые ранее невозможно было представить» [5].

Присутствие сторонников и противников глобализации говорит о неоднозначности общественной оценки данного планетарного явления. По мнению приверженцев глобализации, она инициирует экономический рост, увеличивает материальное благополучие народонаселение, способствует формированию предпринимательских начал в производстве, сохранению и созданию рабочих мест и имеет своей целью установление гармонии в масштабах планеты. Противники же глобализации утверждают, что она будет сопровождаться усилением экспансии интернациональных компаний, ростом финансовых правонарушений, бесконтрольным движение «грязных» производств в развивающиеся страны, сопровождаемым серьезными проблемами сохранения окружающей среды и т. д. [4]

2. Жесткая рыночная конкуренция. Конкурентная борьба на базе нововведений значительно уменьшает жизненный цикл многих товаров. К примеру, подсчитано, что сегодня компьютер утрачивает предположительно 1 % собственной цены в неделю. Возрастают скорость и темпы экономической жизни, что неоднозначно влияет на формирование предпринимательства.

3. Высокие технологии. Все наибольшее количество товаров включает в свой состав микропроцессоры, чтобы увеличить сложность исполняемых ими функций, повысить потребительскую ценность, упростить использование и расширить масштабы продаж и географии рынка. Это требует от предпринимателей принятия ускорению ритма внедрения высоких технологий [6].

4. Интеллектуализация применяемых технологий, снижение роли материальных факторов производства, возрастание значительности нематериальных активов, которых в стоимости товара становится все наиболее значимой.

5. Рост значимости услуг. Взрывной подъем сервисных отраслей заинтересовал в них значимый основной капитал, успех которого базируется на возможности сервисных фирм моментально приспособиться к специализированным, вновь выявляемым потребностям различных сегментов мирового рынка услуг.

6. Актуализация человеческого капитала. Теория человеческого капитала указывает на существование положительной зависимости между динамикой инвестиций в «человеческий капитал», производительностью труда и доходом. Иными словами, основной ее вывод состоит в том, что темпы экономического роста определяются темпами роста инвестиций в «человеческий капитал» [8].

В современных условиях, как никогда прежде, высока роль антропогенного фактора развития экономики. В этой ситуации у всех специалистов, включая управленцев и индивидуальных предпринимателей, возникает необходимость постоянной профессиональной переподготовки и обучения, которые будут учитывать и специфику рынка, и специфику обновляющихся технологий, и индивидуальности наемного персонала. К индивидуальным предпринимателям (наряду с персоналом крупных компаний) предъявляются перманентно возрастающие требования касательно компетентности, предприимчивости, творческого подхода к выполнению всех функций.

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно характеризуется ролью предпринимательских учреждений, которые действуют под ответственностью юридического лица или индивидуальных предпринимателей, работающих от собственного имени и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская активность ориентирована на производство товаров, услуг, работ, которое осуществляется под действием системы финансовых законов рыночной экономики (предложения, спроса, конкурентной борьбе, цены), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Формирование предпринимательства считается одним из основных условий экономического роста, а именно, увеличения объемов ВВП. Данный фактор еще выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных взаимоотношений.

Ресурсная функция является одной из важнейших функций предпринимательства. Формирование предпринимательской деятельности подразумевает эффективное применение равно как воссоздаваемых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами понимаются все нематериальные и материальные условия и факторы производства. В первую очередь такие ресурсы как землю, трудовые ресурсы и средства производства, научные достижения и природные богатства, а также предпринимательские способности.

Предприниматель имеет возможность достигнуть наивысших успехов, если он сможет производить нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело. И все объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Но погоня за наибольшим заработком часто приводит к хищническому применению ресурсов. Подобные предприниматели собственной работой причиняют ущерб окружающей природе и обществу. В взаимосвязи с этим важное значение получает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неверное применение ресурсной функции.

Инновационная (творческо-поисковая) функция сопряжена непосредственно с применением в процессе предпринимательской деятельности новейших идей, а также с поиском новых способов и инструментов для достижения намеченных целей. Инновационная деятельность предпринимательства напрямую связана со всеми остальными функциями предпринимательства, дополняющих друг друга. Она является следствием уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности в условиях принятия решений.

Социальная функция выражается в способности любого работоспособного лица являться владельцем-собственником дела, правильно демонстрировать свои возможности и таланты. Данная функция предпринимательства часто проявляется в формировании индивидов предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности и способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и достигать установленной цели. Однако одновременно увеличивается рост наемных рабочих, которые, социально и экономически находятся в зависимости от устойчивой работы предпринимательских предприятий [9].

Чем успешнее станут действовать предпринимательские компании, тем больше станет объем денежных средств в государственные внебюджетные социальные фонды и в бюджеты различных уровней. Формирование предпринимательства обеспечивает увеличение числа работников, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников, сокращение уровня безработицы.

Организаторская функция предпринимательства выражается в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, в развитии предпринимательского управления, в изменении стратегии деятельности фирмы. Организаторская функция особо четко выявляется в быстром развитии среднего и малого предпринимательства, а также в коллективном предпринимательстве.

Таким образом, содержание предпринимательства в наибольшей степени полно выражается в соединении всех названных функций, которые справедливо присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом находятся в зависимости от субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки.

Предпринимательская деятельность — это такая разновидность хозяйственной деятельности, которая характеризуется следующими признаками.

1. Самостоятельность означает, что совершаемые действия предпринимаются людьми добровольно, не по принуждению или под влиянием. При этом люди самостоятельно не только принимают решение действовать, но также возлагают на себя риски и ответственность. Главная причина рисков — отсутствие всеобъемлющей информации о потенциале и намерениях конкурентов, предпочтениях потребителей и поставщиков. Предпринимая действия, люди также принимают на себя управление собственным делом. Самостоятельность обычно выделяется как основной признак предпринимательской деятельности. Между тем предприниматели — это не просто самостоятельные участники рынка. Ведя собственное дело по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, они являются владельцами или совладельцами этого дела. Владение делом является в рыночной экономике проявлением полной самостоятельности людей.

Полная самостоятельность предпринимателей выступает как наивысшая степень экономической свободы людей в условиях рыночной экономики. Поэтому в экономическом лексиконе в разное время становились популярными такие понятия, как «свобода предпринимательства», «свободная конкуренция» и др.

2. Свобода в современном предпринимательстве — это свобода не только «от», но и «для»: не только от принуждения, но и для эффективной деятельности на благо самим себе и окружению. Тем более, это свобода не от ответственности и от обязательств перед окружением и перед самим собой. Это, прежде всего, свобода быть владельцем своего собственного дела. Свободное владение бизнесом опирается на свободу рационального выбора людьми предпринимательства как сферы полезной и востребованной рынком деятельности взамен труда по найму, а также предмета, целей, задач, ресурсов, бизнес-процессов, способов организации деятельности и бизнес-коммуникаций.

Именно свобода рационального выбора собственного дела обусловливает выдвижение и отстаивание предпринимателями инициатив в интересах этого дела (в литературе мы встречаем и иное определение инициативности предпринимателей — предпринимательская активность).

3. Инициативность (по-другому — активность) означает, что люди предпринимают действия в соответствии с собственной инициативой, а не только потому, что так предписано приказом или отношениями жесткой зависимости. Предприниматели инициативно открывают дело, управляют им, избирают предмет деятельности для того, чтобы предпринятые действия оказались более эффективными, чем аналогичные действия конкурентов.

4. Рациональность является основой мотивации предпринимателей. Мотивация людей состоит в подчинении целей предпринимаемых действий своим осознанным интересам, в том числе интересам к принесению пользы или к приобретению выгоды. Они отстаивают свои интересы, противопоставляя их интересам конкурентов, и преследуют выгоду, стараясь превзойти конкурентов. Рациональность состоит в том, что результаты предпринимаемых действий и ресурсы (средства), необходимые для их достижения, определяются исходя из намеченных целей, а также в том, что они обязательно должны быть положительно оценены окружением. В условиях конкуренции предпринимателю нельзя оказаться безответственным и бесполезным в глазах своего окружения, напротив, ему следует выглядеть более полезным, ответственным, эффективным участником рынка, чем конкуренты.

Рассмотрев экономическую основу предпринимательства, можно сделать вывод о том, что предпринимательство — это инициативная деятельность экономических субъектов, направленная на получение прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность включает в себя общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Особенно, можно выделить социальную функцию, так как каждое дееспособное лицо может проявить свои возможности и стать собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и способности. А также предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, свобода, инициативность и рациональность.

Литература:

  1. Багиев Г. Л., А. Н. Асаул Организация предпринимательской деятельности. / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  2. Горфинкель В. Я. Организация предпринимательской деятельности. — М: Проспект, 2012
  3. Лунева Е. В.: Управление в малом и среднем бизнесе. — Старый Оскол:, 2011
  4. Макареня Т. А. Маркетинговый подход в управлении системой предоставления услуг //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика.- 2012 -№ 2.
  5. Колиниченко И. А.: Психология предпринимательства. — Ростов н/Д: Феникс, 2010
  6. Крутик А. Б.: Теория и методика обучения предпринимательству. — М.: Академия, 2010
  7. Наумов В. Н.: Организация предпринимательства. — СПб.: Питер, 2010
  8. Седова А. В., Рацлаф А. А. Теория «человеческого капитала»: эффективность инвестиций в области высшего образования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19160.
  9. Яковлев Г. А.: Организация предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, рыночная экономика, дело, имущественная ответственность, общеэкономическая функция, организаторская функция, получение прибыли, предприниматель, формирование предпринимательства, экономический рост.


Задать вопрос