В настоящее время социальный аудит служит одним из механизмов системы управления, а также способом мониторинга, предназначенным для наблюдения за сферой социально-экономических отношений. Главной и универсальной целью социального аудита является повышение эффективности управления социальными отношениями, методами социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социально-экономических отношений.
Для проведения социального аудита, руководство предприятие приглашает специалистов для проведения обследования. Они, опираясь на соответствующие информационные технологии, осуществляют аудит соответствия профессиональных качеств менеджера его функциям, заработной платы — трудовому законодательству, условий труда — нормам безопасности и экологическим условиям и т. д. Это помогает вскрыть причины социальной напряженности, узнать мнение персонала о своих руководителях. Результаты социального аудита позволяют руководителю предприятия наметить и обосновать программу поддержания в нормальном состоянии системы социальных отношений.
Составной частью социального аудита является аудит расчетов с персоналом предприятия по оплате труда. Эту работу можно разделить на три последовательных этапа.
На первоначальном этапе проводится аудит соблюдения законности трудовых отношений. Осуществляется проверка наличия и правильности оформления локальных нормативных актов, приказов о приеме на работу, приказов об увольнении работника, трудовых договоров.
Следующим этапом аудиторской проверки является аудит правильности начисления заработной платы (проверка правильности применения сдельной, повременной и иных систем оплаты труда), тарифных ставок, сдельных расценок и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Заключительным этапом является аудит полноты и правильности раскрытия информации о затратах труда и заработной плате в финансовой отчетности, т. е. осуществляется сверка показателей финансовой отчетности с регистрами синтетического и аналитического учета по оплате труда.
Аудитор при проверках прежде всего исследует обязательные документы кадрового учета, а также документооборот по заработной плате: расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера, реестры к платежным ведомостям в случае перечисления выплаты зарплаты на карточки работников и др.
Актуальность рассматриваемых проблем связана с наличием просроченной задолженности по заработной плате, которая характеризуется следующими фактами.
Таблица 1
Просроченная задолженность организаций по заработной плате работников за 2005–2012 гг. (млн. рублей) [2].
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Всего по обследованным видам экономической деятельности |
5756 |
4159 |
2668 |
4674 |
3565 |
2400 |
1766 |
1560 |
Сельское хозяйство, охота и лесозаготовки |
1778 |
1112 |
495 |
539 |
264 |
216 |
176 |
167 |
Рыболовство, рыбоводство |
110 |
88 |
37 |
7 |
7 |
12 |
2 |
1 |
Добыча полезных ископаемых |
144 |
220 |
197 |
275 |
103 |
96 |
87 |
67 |
Обрабатывающие производства |
1955 |
1083 |
833 |
1840 |
1690 |
1234 |
778 |
785 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
521 |
695 |
465 |
295 |
83 |
151 |
99 |
66 |
Строительство |
346 |
215 |
114 |
518 |
416 |
343 |
346 |
266 |
Транспорт |
316 |
266 |
205 |
860 |
773 |
234 |
175 |
100 |
Управление недвижимым имуществом |
259 |
195 |
95 |
67 |
50 |
39 |
26 |
24 |
Научные исследования и разработки |
190 |
110 |
112 |
188 |
150 |
61 |
60 |
69 |
Образование |
34 |
52 |
45 |
44 |
9 |
8 |
4 |
4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
30 |
60 |
56 |
27 |
8 |
3 |
4 |
4 |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
67 |
56 |
8 |
11 |
6 |
2 |
6 |
2 |
Деятельность в области культуры |
6 |
7 |
6 |
3 |
6 |
1 |
3 |
5 |
По данной таблице видно, что наибольшая задолженность организаций по заработной плате составляет в обрабатывающих производствах, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2005 годом, но остается достаточно высокой.
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2014г. составила 2546 млн. рублей, или 99,1 % общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 марта 2014г. она снизилась на 98 млн.рублей (на 3,7 %). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 23 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 марта 2014г. на 2 млн.рублей (на 10,6 %), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 0,1 млн.рублей, и снизилась по сравнению с 1 марта 2014г. на 7 млн.рублей (в 62 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации составила 13 млн.рублей (увеличение на 9 млн.рублей, или в 3,7 раза), местных бюджетов — 10 млн.рублей (снижение на 0,4 млн.рублей, или на 3,8 %).
Аудитор обязательно должен проверить выплату денежных сумм по оплате труда, по оплате отпуска в установленный срок (не позднее чем за три дня до наступления периода отпуска), а также случаи невыплаты расчетных сумм в день увольнения работника.
При этом следует отметить, что денежные суммы считаются выплаченными не с момента отправки расчетных документов в банк, а с момента получения их именно работником. Особенно важно это учитывать в случаях, когда зарплата перечисляется на индивидуальный карточный счет работника в банке.
Работодатели, устанавливая в правилах внутреннего трудового распорядка дни выплаты заработной платы, часто считают своей обязанностью выплатить заработную плату в срок выполненной работы, если бухгалтерия работодателя направляет в банк расчетные документы в указанные для выдачи зарплаты дни. При этом образующаяся несвоевременная выплата причитающихся работнику сумм по оплате труда грозит не только компенсацией в полном объеме, но и привлечением работодателя к административной ответственности.
Поскольку социальный аудит имеет комплексный и многосторонний характер, инициаторами и заказчиками его проведения могут выступать практически все участники социально-экономических отношений. Это определяется такой принципиально важной особенностью российской модели социального аудита, согласно которой он рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социально-экономических отношений.
Так, если в зарубежном социальном аудите заказчиками в основном являются собственники и руководители предприятий или организаций, то в контексте системы социального партнерства заказчиками в российской модели социального аудита, кроме работодателей, могут выступать также службы управления персоналом, работники организации, профсоюзы, органы власти и неправительственные организации [3].
Социальный аудит можно определить как инновационный инструмент менеджмента, заключающийся в оценке социальных отношений внутри организации и вне ее, который позволяет провести анализ факторов социальных рисков организации и выработать предложения по минимизации их воздействия. Социальными рисками могут быть, например, риски, связанные с охраной труда. В современных условиях особенно уделяют внимание на состояние охраны труда. Так, с 1 января 2014 года был принят Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Суть его состоит в том, что каждый работодатель в обязательном порядке раз в пять лет должен провести специальную оценку условий труда на каждом рабочем месте, кроме рабочих мест надомников и дистанционных работников. Специальная оценка условий труда являетсяединым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [1].
Цель этой оценки — выяснить, в каких условиях трудятся люди, какие вредные факторы и каким образом влияют на человека. Такую работу осуществляют только специальные аккредитованные компании.
Также следует выделить аудиторские риски при расчетах с персоналом по заработной плате:
- отсутствие коллективных и трудовых договоров;
- отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
- необоснованное списание на себестоимость продукции для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров;
- начисление доплат, надбавок и иных выплат работникам, не указанных во внутренних локальных актах и трудовых договорах (контрактах);
- невключение в базу для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выплат работникам, производимых за счет собственных средств организации (материальная помощь, премии, доплаты, оплата питания и т. д.);
- оформление отпуска, выплата суточных и компенсаций работникам, выполняющим обязанности по договорам гражданско-правового характера;
- многократное заключение гражданско-правовых договоров с одним и тем же физическим лицом на оказание одной и той же услуги в течение длительного периода времени.
Чтобы устранить вышеперечисленные нарушения, аудитор должен детально проанализировать первичные документы, убедиться в полной взаимоувязке формулировок, показателей и цифровых значений в конкретных документах. Их следует проверять как по форме, так и по существу, а также производить арифметический контроль данных, отраженных в первичных документах. Таким образом, особенности методики аудита расчетов по оплате труда обусловлены большим количеством нормативных актов и документов по учету заработной платы, постоянно меняющимся законодательством в области расчетов с персоналом, что требует их учета при проведении проверки. Все это позволит повысить качество аудита по данному направлению учета, а также прочих услуг в области аудиторской деятельности.
С каждым годом все больше возрастает роль социального аудита, который позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления ее резервов внутрифирменных социально-трудовых отношений. Результатом аудиторской проверки является снижение рисков при проверках контролирующими органами, снижение конфликтных ситуаций с работниками. Все это говорит о том, что социальный аудит является одним из основных инструментов эффективного управления предприятием.
Литература:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
2. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/
3. В. Р. Мешков: Социальный аудит: российская практика // Общество и экономика: [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.finanal.ru/006/sotsialnyi-audit-rossiiskaya-praktika?page=0,0