Формирование информационной культуры младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 6004 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, Б. В. Формирование информационной культуры младших школьников / Б. В. Сергеева, И. В. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1546-1550. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30521/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают резко возросшую информированность детей. Раньше для ребенка школа была основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, а сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции — несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности — современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. В данном вопросе используются следующие термины: «информационная культура» и «информационная грамотность».

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Информационная грамотность трактуется каккомплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный процесс взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

Вместе с тем понятие информационной культуры личности шире, чем понятие информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

В ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культурыкак учащихся, так и учителей и библиотекарей. Главное — умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.

Для диагностики исходного уровня информационной культуры младших школьников была использована комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Было данокомплексное задание «Добрый совет».В него входил текст и 18 вопросов к нему. Каждый вопрос включал себя определенный вид умений. Первый блок вопросов был рассчитан на развитие таких умений, как умения планировать информационный поиск т. е. выявлять, какой информации не хватает для решения задачи, и определять ее источник. Второй блок вопросов рассчитан на развитие следующих умений умения извлекать информацию. Третий блок вопросов был рассчитан на развитие таких умений, как обрабатывать информацию.

Также были выявлены уровни сформированности информационной культуры:

Низкий уровень: Осуществляет поиск и отбор источников информации по одному или двум заданным критериям. Получает информацию из одного адаптированного (учебного) источника на уровне чтения и запоминания. Получает информацию, используя неадаптированный источник, на уровне чтения, запоминания и простых форм записи. Сводит информацию из нескольких источников информации по теме на уровне чтения, пересказа и простых форм записи (без переработки и анализа материала).

Средний уровень: Осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче. Владеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска источников информации. Сравнивает источники информации с точки зрения их практического использования. Сводит информацию из различных источников по заданной теме. Владеет методами аналитико-синтетической переработки информации из разных источников. Использует полученную информацию в практических целях.

Высокий уровень: Осуществляет поиск, отбор и оценку источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче и собственным информационным потребностям. Самостоятельно на основе анализа информации из различных источников делает свои выводы, заключения. Владеет технологией подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов). Создает собственный информационный продукт и может представить его в различных формах.

Сравнительные результаты сформированности информационной культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительные результаты сформированности информационной культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, 4 «В» не показал высокого уровня и средний уровень составил 70 %, что больше, чем у 4 «Б» класса. Низкий уровень 4 «В» класса также превышает и составляет 30 %.

В процессе формирующего эксперимента нами был реализован комплекс методов, приемов и форм по работе со СМИ представленный в таблице 1.

 

Таблица 1

Комплекс методов, приёмов и форм по работе с СМИ направленный на формирование информационной культуры

 

Методы

Приёмы

Организационные формы обучения

Показатели сформированности информационной культуры

РАБОТА С ПРЕССОЙ

1 Литературное чтение «Воронья верность»

- метод беседы;

— объяснительно иллюстративный наглядный

- вопрос к тексту;

— составление плана текста.

— создание рекламы

— театрализация

- классный час

– работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

— использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

— определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный;

— анализировать и оценивать содержание, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

Литературное чтение.

Пресс-турнир. По страницам детских журналов

частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный, наглядный

- игровые приёмы

— пересказ анализированного материала

- турнир

Внеклассное мероприятие «О чём рассказал журнал»

- объяснительно иллюстративный

Наглядный,

— метод беседы;

- игровые приёмы

— пересказ анализированного материала

-библиотечный урок

РАБОТА С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

Классный час «Особенности телевидения»

- объяснительно-иллюстративный;

— метод беседы;

— метод дискуссии

— исследовательский

— метод проектов

— игровой метод

- свои примеры;

— проблемное изложение;

— описание объекта наблюдения по алгоритму.

 

- классный час

 

– воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

— описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два–три существенных признака;

— в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

—критически относиться к рекламной информации.

Интеллектуальная игра «Умники и умниц»

- метод беседы;

— метод дискуссии

— исследовательский

— игровой метод

- составление монологического высказывания по заданному вопросу

— творческий пересказ

 — интеллектуальная игра

Интеллектуальная игра «Своя игра»

- метод беседы;

— метод дискуссии

— исследовательский

— игровой метод

- составление монологического высказывания по заданному вопросу

— творческий пересказ

интеллектуальная игра

РАБОТА С ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКАМИ

«Богатство водного мира»

 

- Метод проектов

— Игровой метод

- эвристическая беседа;

— вопросы к тексту;

— словесное рисование;

— творческий — пересказ;

Урок окружающий мир

– находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

— систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ;

—находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические);

— для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски.

«Цветы»

- исследовательский;

— метод беседы

— создание проблемной ситуации

- самостоятельная работа

— поиск источника информации

Урок технологии

«Оригами»

- исследовательский;

— метод беседы

— создание проблемной ситуации

- самостоятельная работа

— поиск источника информации

Урок технологии индивидуальная работа

 

Для исследования динамики развития информационной культуры младших школьников была использована та же комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Только было дано комплексное задание «Минеральные соли». Задание состояло из текста и 5 вопросов к нему.

Сравнительный анализ результатов исследования информационной культуры младших школьников экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе эксперимента представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные результаты сформированности информационной культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента

 

Как видно, низкого уровня сформированности информационной культуры нет. Средний уровень повысился до 58 % учащихся и высокий до 42 % учащихся.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало, что целенаправленная систематическая работа с учениками младших классов на уроках применяя СМИ позитивно сказывается на уровне информационной культуры, что подтверждено процентными показателями динамики сформированности информационной культуры учащихся экспериментального класса.

На современном этапе развития общества происходит стремительное увеличение потоков информации. Поэтому необходимо правильное её использование в педагогическом процессе, для формирования информационной культуры младших школьников.

В данном исследовании были рассмотрены особенности использования средств массовой информации при формировании информационной культуры младших школьников. Было выявлено, что высокий уровень сформированности информационной культуры достигается за счет работы со СМИ.

Именно в школе начинается формирование информационной культуры, при этом большая роль отводится учебному процессу. Поэтому необходимо правильно сформировать умения рациональной работы с информацией. При этом нужно учитывать один из важнейших факторов, такой как учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы, а также при работе со СМИ необходимо соблюдать такие условия, как соответствие используемого материала возрастным особенностям учащихся, санитарно-гигиенические нормы, многофункциональность использования СМИ.

 

Литература:

 

  1.      Генедина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Генедина Н. И. — М.: Просвещение, 2002. — 337 с.
  2.      Громова О. К. Развитие информационной культуры младших школьников в школах и детских библиотеках / О. К. Громова. — М.: Профессия, 2009. — 312 с.
  3.      Збаровская Н. В. Информационная культура личности: проблемы формирования / Н. В. Збаровская. — Спб: Библиотечное дело, 2005. — 63 с.
  4.      Соколова Т. Е. Информационная культура младших школьников, как педагогическая проблема / Т. Е. Соколова. — Самара: Фёдоров, 2002. — 327 с.
  5.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, метод беседы, высокий уровень, Игровой метод, интеллектуальная игра, информационная культура учащихся, информация, информационная грамотность, метод дискуссии, уровень чтения.


Задать вопрос