Методика формирования медиакомпетентности у учащихся старших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2018

Статья просмотрена: 1166 раз

Библиографическое описание:

Некрасов, М. И. Методика формирования медиакомпетентности у учащихся старших классов / М. И. Некрасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 356-359. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54650/ (дата обращения: 22.11.2024).



Сегодня образование школьников особенно требует внедрение средств медиа, они как ничто другое способствуют обогащению знаний учеников об окружающем их мире, актуальных новостях и социальных процессах, происходящих в обществе. К сожалению, Интернет и СМИ часто искажают новости, реклама способствует навязыванию идей культа потребителей вещей и продуктов, услуг, в которых человек по большей части не нуждается на самом деле, а развитие медиа-грамотности в образовательном процессе не является массово востребованным и актуальным, хотя востребованность эта необходима. Медиа позволяют не только улучшить образовательный процесс на примерах использования кино и интернет-сайтов, позволяющих красочно и подробно представить изучаемый материал, но и выработать критическое мышление у учеников, обеспечивающее их кибер-безопасность, анализ получаемой вне школы информации и адекватное восприятие разных форм рекламы.

В современных российских школах мы можем наблюдать использование форм медиа, но обычно это ограничивается показом кино, прослушиванием музыкальных композиций, просмотром изображений. Интернет-ресурсы, включающие в себя интерактивные сайты, данные СМИ и т. п. во многом остаются на втором плане и не рассматриваются педагогами как возможные средства для улучшения или даже обогащения образовательного процесса. В данной статье мы попытаемся разработать примерное методическое пособие, используя которое, современный педагог сможет внедрять и осуществлять медиа-образовательный процесс среди учащихся. Полагаем, что использование методического пособия можно адаптировать для разных классов учащихся, но рекомендую его для учеников старших классов, так как это позволит педагогу обсуждать более серьёзные темы с учениками (например, при анализе данных, получаемых от СМИ), встречать отклик с их стороны и успешно развивать их медиа-компетентность. Таким образом, целью работы является разработка методики формирования медиа-компетентности у учащихся старших классов.

Актуальность данной работы выражена в острой необходимости использования медиа-ресурсов в образовательном процессе и неспособности многих педагогов грамотно анализировать и работать с этими ресурсами. Сегодня «многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников/ студентов технологически» [1]. Предложенная методика будет способствовать преодолению этой неспособности, отставанию.

В связи с этим, объектом исследования является медиа-компетентность, которой должен обладать в первую очередь педагог, чтобы уметь развивать её в учащихся.

Предметом исследования является сама методика, с помощью которой такое развитие медиа-компетентности будет возможным. Благодаря этому важному навыку ученик сможет правильно работать с информацией, получаемой из Интернета, анализировать источники этой информации и её качество, что не только улучшит образовательный процесс, но и в течение жизни будет играть немаловажную роль.

Автор исследования ставит перед собой следующие задачи:

‒ Провести краткий обзор отечественного опыта в исследуемой проблеме;

‒ Разработать методические рекомендации по выработке медиа-компетентности для педагогов, обучающих старшие классы.

Следует так же выделить основную гипотезу в данной работе. Есть предположение, что медиа компетентность будет формироваться более успешно при использовании соответствующей методики:

‒ Анализ актуальных новостей из разных новостных ресурсов вместе с учащимися;

‒ Обсуждение и анализ популярного и актуального контента для выявления закономерностей навязывания и распространения, рекламы данного контента, причин, обуславливающих его появление.

Медиа-компетентность определяется А. В. Шариковым как «компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» [2]. Таким образом, можно сказать, что сегодняшние медиа представляют собой особую среду, в которую включается каждый человек, используя её для практик коммуникации. А. В. Фёдоров [3] замечает, что человек, не владеющий медиа-компетентностью представляет собой неспособного правильного оценивать информацию, подверженного манипулятивным воздействиям индивидуума. Информация, получаемая школьниками в Интернете, в частности, — в социальных сетях — не всегда может быть полезной, правдивой и даже безопасной. Известны случаи, когда в форме популярной игры “Синий кит” подросткам навязывались депрессивные мысли и отношение к окружающему миру, людям, что приводило к соответствующим суицидальным мыслям. Ребёнку предлагалось выполнить ряд действий-заданий, в ходе которых ребёнок наносил себе увечья в виде порезов и т. п., конечным заданием было самоубийство. Сегодня как никогда важно понимание того, что Интернет — далеко не безопасная среда для молодых людей, развитие у них медиа-компетентности как раз позволит случаям вроде истории с “Синим китом” не развиваться до таких страшных крайностей.

Наверняка многие родители сталкивались с тем, что их дети случайно перешли по ссылке в Интернете и на устройство была загружена вирусная программа, или с онлайн-кошелька куда-то пропали финансовые средства. Страшна здесь даже не сама вирусная программа, а то, что при переходе по неизвестной ссылке ребёнка могло ждать всё, что угодно. Устройство и функционирование медиа-среды должны быть известны каждому, это фундаментальная основа работы с медиа-источниками. Родители, занятые работой и домашними делами бывают убеждены: мой ребёнок всё знает и умеет, в школе ему всё объяснят. К сожалению, это часто бывает ошибочным мнением.

Методика по формированию медиа-компетентности у учащихся старших классов позволит учителям выработать комплекс знаний и навыков при работе с медиа-средой и медиа-источниками.

Методический комплекс состоит из нескольких этапов, каждый из них будет охарактеризован ниже.

‒ 1 этап. На данном этапе процесс обучения основан на знакомстве с основными понятиями из области медиа и характеристикой работы с медиа-средой. Роль учителя превалирует над самостоятельной деятельностью учеников.

Деятельность учителя по формированию когнитивно-информационного и технологического компонентов: объяснение и структурирование приёмов (первичных умений) работы с информацией (поиск, анализ, сравнение, классификация, презентация), начальное ознакомление со способами работы с медиа-источниками, формирование навыков анализа.

Работа педагога шире всего направлена на формирование мотивационно-личностного компонента медиа-компетенции учеников старших классов: презентация возможностей медиа-средств в учебной деятельности учащихся старших классов, формирование интереса к медиа-среде при помощи включения в образовательный процесс медиа-средств, ознакомление с классом, оснащённым компьютерным оборудованием, проведение интерактивных занятий с использованием медиа-средств и т. п.

Работа учеников состоит в выполнении упражнений по формированию способов работы с информацией (поиск, анализ, сравнение и др.), ознакомление с терминологией медиа-среды, ознакомление с медиа-источниками, презентация своих теоретических знаний в отношении медиа-среды. Работа учеников имеет репродуктивный характер, ознакомление с медиа-средой проходит вместе с учителем (поиск информации в Интернете, её анализ и т. п.). Методическое обеспечение этапа. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Упражнения: простой поиск информации, анализ, сущностное сравнение, обобщение и т. п. найденной информации, составление простого поискового запроса в поисковых системах Интернета, сбор, нахождение, выявление реальной достоверной информации. Средства: медиа-средства (компьютер, интерактивная доска, мобильные гаджеты и т. п.).

Приёмы и методы: презентация, игровые формы работы, словесные, наглядные, интерактивные методы и т. п. Этот этап отвечает за формирование мотивов активного использования медиа учащимися на уроках и в повседневной жизни. При этом учащиеся получают начальные теоретические знания и умения из области медиа. На этом этапе особенно важно и даже необходимо показать педагогам и учащимся, что медиа-средства не ухудшают и усложняют образовательный процесс, а, наоборот, помогают развивать эрудицию, ряд полезных умений и навыков (например, работа с источниками). Предметы образовательного процесса учеников должны опираться на использование меди-средств и медиа-источников.

‒ 2 этап. В этом этапе происходит становление умений и навыков по формированию медиа-компетентности учащихся. В рамках данного этапа увеличивается объем самостоятельной работы учеников с информацией, полученной из медиа-среды и медиа-средствами, учитель по большей части лишь консультирует учеников.

Деятельность учителя: учитель не регламентирует способы работы учеников, увеличивается объем практических самостоятельных заданий по работе с информацией и использованию медиа-средств, учитель помогает ученикам в работе, направляя их при необходимости.

Деятельность учащихся: практическая работа превалирует над теоретической, ученики самостоятельно выбирают формы и способы работы с информацией в медиа-среде, показывается свободное владение основной терминологией в области медиа и усвоенными знаниями, а так же сложившиеся навыки работы с информацией в медиа-среде и медиа средствами (применение изученного материала в сфере медиа в учебном процессе, знание и умение способов работы с информацией — поиск информации, её анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение, классификация, демонстрация информации в различных формах (презентация, устное выступление перед аудиторией, сверстником и т. п.), презентация умения работы с медиа-средствами и медиа-средой на уроках и при выполнении домашнего задания.

Методическое обеспечение этапа. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная, консультация. Задания: более сложные задания, ориентированные на поиск, анализ, сравнение и т. п. информации в медиа-среде, работа с медиа-средствами.

Приёмы и методы: презентация, игровые методы, словесные, наглядные, деловые игры, интерактивные методы, практические методы, частичное применение метода дистанционного обучения, коучинг, метод рефлексии, метод ротаций (ученик исполняет роль учителя и наоборот), и т. п. Данный этап отвечает за приобретение практических знаний в области медиа, формирование свободного владения способами и навыками работы с информацией и медиасредствами.

3 этап. На этом этапе ученики показывают владение полученными знаниями в области медиа, достигнутый уровень сформированности медиа-компетентности. Деятельность учителя: учитель почти не помогает учащимся, отвечает на некоторые их вопросы, помогая с затруднениями, учитель даёт усложняющиеся задания по формированию медиа-компетентности.

Деятельность учащихся: продуктивная самостоятельная работа по адаптации знаний из области медиа с минимальной помощью учителя или без его помощи вообще, владение и использование всех изученных понятий, способов работы с информацией, свободное владение всеми изученными медиа-средствами и умение применять полученные навыки не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни, правильное и использование алгоритмов работы с медиа-средствами, медиа-ресурсами, свободное владение способами демонстрации своих знаний и умений из области медиа перед массовой аудиторией.

Итогом работы является предложенная методика по формированию медиа-компетентности у учащихся старших классов. Методика состоит из трёх последовательных этапов, каждый из которых выполняет свою функцию: на первом этапе учащиеся знакомятся с медиа-средой, терминологией в этой области, работой с медиа-ресурсами и т. п. На втором этапе, соответственно: учащиеся учатся работать с медиа-средствами, медиа-средой, закрепляют полученные знания, умения, навыки. Третий этап является заключительным, в нём учащимся предлагается открыто продемонстрировать развитое свободное владение медиа-средствами, работу с медиа-средой. Роль учителя на каждом этапе различна: фигура педагога крайне важна на всех трёх этапах для успешной реализации развития и формирования медиа-компетентности, однако если внимание и роль транслятора знаний на первом этапе безоговорочно и всецело отводится учителю, то на последующих этапах, учитель участвует в деятельности учеников в меньшей степени, в идеале, на третьем этапе, ученики работают совершенно самостоятельно, а учитель необходим им лишь как консультант.

Данная работа носит рекомендательный характер, использование предложенной методики по формированию медиа-компетентности позволит успешно реализовывать этот процесс в школьном образовании.

Литература:

  1. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
  2. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, 1990. 66 с.
  3. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, область медиа, образовательный процесс, формирование медиа-компетентности, информация, работа, учащийся, учащийся старший классов, учитель, предложенная методика.


Похожие статьи

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Технология медиаобразования в обучении младших школьников

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Похожие статьи

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Технология медиаобразования в обучении младших школьников

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Задать вопрос