Цифровые средства массовой информации и коммуникации (СМИиК) проникли во все сферы деятельности человека. Помимо неоспоримой пользы цифровые СМИиК имеют отрицательные воздействия, многократно доказанные научными исследованиями. В связи с этим необходимо ограничить использование СМИиК, особенно с учетом того, что головной мозг детей и подростков находится в стадии формирования и негативное влияние цифровых технологий имеет в этом смысле необратимые последствия. Речь не идет о том, чтобы полностью запретить цифровые СМИиК, а об ограничении времени, проводимого в Интернете и предоставлении детям альтернативы.
Современный процесс обучения должен включать совершенно новые аспекты, вытекающие из острой необходимости внедрения в практику обучения осознанной мотивации и навыков рефлексии, а также формирование устойчивой нравственно-развитой личности.
Ключевые слова: головной мозг, учебно-воспитательный процесс, осознанная мотивация, позитивное отношение, ребенок, радость обучения.
Digital media and communications (Smiic) have penetrated into all spheres of human activity. In addition to the undeniable benefit of digital Smiic have an adverse effect proven by scientific research. In this regard, it is necessary to limit the use of Smiic, especially given that the brain of children and adolescents is at the stage of formation and the negative impact of digital technologies has irreversible consequences in this sense. We are not talking about how to completely disable digital Smiic, and to limit time spent on the Internet and providing children with alternatives.
The modern learning process should include completely new aspects arising from the urgent need to introduce into practice the training of conscious motivation and reflection skills, as well as the formation of a stable morally-developed personality.
Key words: the brain, the educational process, conscious motivation, positive attitude, child, the joy of learning.
Цифровые средства массовой информации и коммуникации (СМИиК) проникли во все сферы деятельности человека. СМИиК — неотъемлемая часть современного мира, в том числе учебно-воспитательного процесса. Образовательные каналы, онлайн-лекции, конференции и вебинары, цифровая обработка данных и электронные журналы, видео и аудио контент, всевозможные обучающие программы. Но помимо неоспоримой пользы цифровые СМИиК обладают высоким потенциалом вызывать болезненное пристрастие.
Результаты научных исследований, посвященные опыту использования цифровых технических средств, показали, что цифровые СМИиК наносят вред. Степень негативного воздействия зависит от объема потребления (чем больше используешь, тем больше вред) и от возраста (чем моложе пользователь, тем больший ущерб наносится умственным способностям). [1]
Цифровые СМИиК наносят вред развитию мышления, влекут снижение глубины эмоций и общее притупление чувств, препятствует развитию у детей творческих и аналитических способностей. Восприятие информации постепенно становится все более и более поверхностным. Использование Интернета способствует ухудшению памяти, приводит к нарушениям внимания и способности к концентрации, отрицательно влияет на навыки целенаправленного поиска информации и на способность к самоконтролю.
Описанные симптомы позволили врачам выявить новое заболевание — цифровое слабоумие. Речь идет о снижении умственной работоспособности, утрате навыков мышления и способности к критической оценке фактов, неумении ориентироваться в потоках информации. [1]
Перед лицом всех этих многообразных отрицательных воздействий цифровых СМИиК, многократно доказанных научными исследованиями, возникает вопрос, как ограничить использование цифровых СМИиК. Это необходимо сделать особенно с учетом того, что головной мозг детей и подростков находится в стадии формирования и негативное влияние цифровых технологий имеет в этом смысле необратимые последствия.
Головной мозг — самый пластичный орган, предназначенный для самообразования от колыбели до самой смерти, функционирует подобно мускулам: когда он активно работает, он растет; когда его не используют, он слабеет. Приобретать знания из самых разных источников, подвергать их сомнению, анализировать и оценивать, подвергать сомнению сами источники, складывать отдельные детали мозаики в осмысленное целое — все это надо делать самостоятельно: без этого знаниями и навыками овладеть невозможно. Тот, кто в жизни много учится, обдумывает и мысленно перерабатывает информацию, обладает высоким интеллектом. Тот же, кто в юные годы проводит много времени со СМИиК, упускает свой счастливый билет в мир полноценного и развитого мышления.
Речь не идет о том, чтобы полностью запретить цифровые СМИиК, а об ограничении времени, проводимого в Интернете и предоставлении детям альтернативы.
Современный процесс обучения должен включать совершенно новые аспекты, вытекающие из острой необходимости внедрения в практику обучения осознанной мотивации и навыков рефлексии, а также формирование устойчивой нравственно-развитой личности.
Такой учебно-воспитательный процесс начинается с обеспечения психологического комфорта, с выстраивания доверительных отношений, как основы развивающего взаимодействия. Эта зона базируется на трех краеугольных камнях — я вижу тебя, я верю в тебя, я уважаю тебя. При этом создается поддерживающая благоприятная среда принятия, приятия и веры в себя, как основа для дальнейшего достижения целей.
Когда человека «видят», замечают, отличают, осознают его уникальность и значимость, наращивается степень внутренней свободы и закладывается гармоничное мировосприятие, адекватная самооценка, уверенность в себе и навыки эффективных коммуникаций. В том числе осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и способность выстраивать диалог в соответствии с принципами исходя из позиции партнерства и развития, умение слышать и принимать мнение учащихся.
Уже на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…» [2]. Для этого ребенку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда и проявится внутренняя мотивация.
Чего я хочу? Почему это важно для меня? Что мне это даст? Насколько экологична для меня и для окружающих моя цель? Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему лично это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем он может.
Постановка подобных открытых вопросов — лучшее, что можно сделать для интеллектуального развития ребенка. Грамотно поставленный открытый вопрос мобилизует процессы мышления, учит ребенка думать самостоятельно.
К детям понимают и с воодушевлением принимают то, что теперь они по-настоящему являются субъектами учебно-воспитательного процесса и от них самих зависит, какова будет их школьная жизнь. Они учатся расставлять приоритеты и оптимизировать имеющиеся ресурсы. Обучение предполагает самостоятельную умственную работу: чем активнее и глубже мозг обрабатывает информацию, тем лучше она будет усвоена.
Применение шкал, техники «Путешествие в будущее», открытых вопросов и других инструментов, позволяют легко и эффективно достичь осознанной мотивации и развития навыков рефлексии, стимулируют собственные осознания учащихся, провоцируют совершение открытий, озарения, пробуждающие целеустремлённость и активность [3].
При таких заданиях надо выбирать линию поведения в определенных обстоятельствах, на основании постоянно поступающих данных различного рода и в соответствии со знаниями, приобретенными в прошлом. Так осмысленно планируется будущее на базе прежнего опыта, ранее полученных представлений об окружающем мире и всего того, что мы воспринимаем в данный момент. Только тот, кто правильно планирует, достигнет верного результата.
Учебный процесс в этом случае отличается не только высокой учебной мотивацией, приобретением школьниками навыков рефлексии и умением учиться, но и создает ситуацию успеха, стремление к самосовершенствованию и обеспечивает максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Возникает стремление использовать умственные способности в полном объеме, то есть думать, желать, действовать, осознавая при этом, что именно происходит, где ты находишься и, в конце концов, кто ты.
Благодаря регулярному участию в мозговых штурмах во время уроков, разработке проектов, применению различных инструментов коучинга формируются творческое мышление, социальная мобильность, навыки принятия нетривиальных решений и способность находить выход из кризисных ситуаций.
При этом реализуются такие личностные результаты, как формирование ответственного отношения к учению, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Ребенка необходимо и достаточно научить двум вещам — любить и жить полноценной жизнью. Тогда на основе этого фундамента выстраиваются колонны Жизни — хочу, могу и знаю.
С помощью таких техник, как «Внутреннее счастье», «Отпусти обиду к маме» и др., и вопросов, расширяющих рамки привычного мышления, у ребенка формируется глубинное позитивное отношение к себе и к окружающему миру. Он приобретает навыки наиболее эффективно проживать свои эмоции и способность к вариативности решений, пониманию себя и своих потребностей. Формируется внутренний ресурс веры в себя и в свои способности и навыки решения проблем, целеполагания, планирования и обратной связи, а также критическое мышление. Формируется ценный навык — умение определять свои сильные стороны и зоны для развития.
Позитивное отношение к школе легко формируется за счет таких инструментов «Как если бы…», «Обляпайся мороженым» и др. Оптимизм и мотивация способствуют развитию творческого мышления, укрепляют веру в себя, учат эффективному принятию неудач, переводя проблемы в разряд интересных задач.
При высокой степени неопределенности и жизни в конкурентоспособной среде с постоянно меняющимися условиями сохранять внутреннюю устойчивость возможно лишь при позитивном отношении к себе и положительном ценностным восприятием окружающего мира.
Как свидетельствуют последние исследования, в школьном возрасте у подростков, постоянно пользующихся компьютером, наблюдается растущая социальная изоляция и поверхностные контакты. [1] Таким образом, цифровые СМИиК приводят к коммуникативному отчуждения.
Компьютер и Интернет воздействуют не только на мышление, память и внимание, но и на социальное поведение. Социальная нейробиология — отрасль исследований мозга, концентрирующая внимание на нейробиологических механизмах социального поведения человека, утверждает, что главная функция нашего головного мозга — социальная.
Наши социальные навыки (способность сопереживать, умение поставить себя на место другого человека, совершение поступков, направленных на улучшение положения других людей) способствуют развитию и увеличению участков головного мозга, ответственных за социальное мышление.
С помощью таких техник, как «Ценностный образ класса моей мечты», «Колесо школы радости», «Пирамида образования» и др. формируется такой необходимый компонент социализации, как «Класс — единая команда». Через динамические паттерны групп стимулируется формирование инновационного мышления, навыки совместного видения и плана действий.
Когда каждый гармонично для себя и для окружающих функционирует в социальных отношениях, чувствует себя полноценным участником и субъектом общественных связей, может эффективно и осознанно разрешать возникающие перед ним задачи, то можно говорить об успешной социализации, которая является одним из важнейших процессов в жизни человека.
Когда на ядре комфорта строится оболочка интереса, которая в свою очередь наращивается радостью обучения, когда учебно-воспитательный процесс представляет единую систему: комфорт и коммуникации, осознанная мотивация и позитивное отношение к обучению, тогда необходимый и неизбежный процесс познания мира и обучения становится максимально эффективным, легким и радостным — одним словом, счастливым.
Когда все составляющие школы радости представлены и функционируют в полной мере, только тогда можно говорить о полноценном индивидуально-ориентированном гуманно-личностном гармоничном эффективном образовательном процессе. Обеспечение такого процесса должно быть основополагающей идеей для педагогической деятельности, содержания форм и методов, условий деятельности педагога.
Литература:
- Манфред Шпитцер — Антимозг: цифровые технологии и мозг [Текст]:/. — М.: АСТ, 2014. — 230с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 22.02.16).
- Аткинсон, М. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития [Текст]: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс/. — 6-е изд. — М.: — К.: Альпина Паблишер, 2017. — 214 с.
- Некрасова М. Школа радости / М. Некрасова — М.: «Издательские решения», 2018. — 120с.