Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 5315 раз

Библиографическое описание:

Гладышева, Е. Н. Негативное влияние компьютерных технологий / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 99-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12627/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель данного исследования: определить дидактические основы использования информационно-коммуникационных технологий обучения в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Компьютеризация отечественной системы образования — тема обширная, многообразная и актуальная.

Давно мы отказались от монополии использования ИКТ на уроках информатики. Повсеместно преподаватели экономят усилия учащихся и студентов в учебном процессе. Информация стала доступной, медиаграмотность педагогов на высоте. Но почему воздействие на мозг сокрушительное, а результатов нет? Если сравнить способности детей усваивать информацию пару десятилетий назад и нынешнее поколение, то преимущество будет у детей советской эпохи.

Я предлагаю вам совершить экскурсию к истокам подмены понятий. Дело не в мотивации, хотя эту составляющую исключать из списка факторов упадка интеллекта нельзя. Эффективная интеграция техники в учреждениях образования началась три десятилетия назад. Новаторы, готовые посвятить этому все свои силы и способствовать переменам нашлись. Техническая поддержка была неоднозначной. Задержки в освоении информационно-коммуникационных технологий в педагогических коллективах тоже были понятны. Пересмотреть свои глубинные убеждения и привычки — задача не из легких. И вот компьютер прочно утвердил свои позиции на столе преподавателя.

Массовое внедрение технологий началось. Еще раньше в личном общении учащегося появился друг, столь притягательный и вездесущий, что социализация ребенка заметно ухудшилась. Но все ли дети стали конструктивно использовать компьютеры? Многие родители практически не подозревают о неизбежных переменах, которые произойдут в менталитете ребенка при получении опыта работы за компьютером.

На сегодняшний день имеем:

  1. Детская забава становится патологической зависимостью от игр и Интернета. Компьютерная игра дает ребенку преувеличенное сознание собственной важности или «сглаживает» провалы. Ложное чувство удовлетворения поощряет дешевый успех и может подвергать риску депрессивных состояний при первой неудаче или затруднении, при столкновении с серьезными жизненными проблемами.
  2. «Кнопочное образование» оказалось не столь эффективным.

Происходит недооценка сопряженных с использованием компьютера рисков из-за положительного отношения к техническому другу, который прочно завоевал популярность в образовательных кругах.

Нарушения в работе памяти, концентрации внимания, депрессивные состояния, апатичное или девиантное поведение студентов — негативные последствия деятельности по формированию готовности к самообразованию, к работе в современной информационной среде.

  1. Коварное порхающее внимание юных пользователей настраивает на несерьезное отношение к информации.

Студенты, страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения — мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Владение компьютером в основном осуществляется за счет моторики на интуитивном уровне. Изученные технологии быстро «вымываются» из мозга. Потребность удерживать информацию отсутствует.

  1. Сеть российского образования, нашпигована цифровыми «наворотами», которые могут удивить даже скептически настроенного посетителя, но только время покажет, смогут ли такие изменения улучшить образование.

Не потускнеет ли мир для многих учащихся от «щадящего» влияния монитора?

  1. Даже сообразительным детям не гарантирован успех в школе и в жизни, пока они не выработают в себе самостоятельность, чувство автономии, не примут на себя ответственность и новые жизненные вызовы. Дети, выращенные в среде информационной культуры, с трудом принимают на себя ответственность за свои действия и не могут проявлять упорство в достижении цели.
  2. Современные дети в течение жизни столкнутся с вызовами традиционной системы ценностей, которые распространяются намного дальше электронной дружбы. Эмоциональная ранимость человека за пределами киберпространства может дать сбой. Социальная жизнь и учеба многих пользователей уже страдают в результате пребывания в виртуальной реальности часы напролет. Потеря контакта с друзьями и родственниками, «симптомы» навязчивой потребности, проблемы социальных отношений — это результат продолжительного взаимодействия подрастающего человека с компьютером.
  3. Прививание эгоцентрической картины мира, тотальная индивидуализация обучения ведут к ограничению вербальной коммуникации, отсутствию прямого межличностного контакта при передаче информации посредством сетевых технологий, снижают способность к коллективной образовательной и социально-ориентированной деятельности. Ухудшение навыков социализации, изменение привычного характера коммуникативных процессов приводит к формированию нового типа социальных отношений и механизмов поведения. Уровень психического благополучия у студентов определяется взаимодействием неблагоприятных факторов среды и системой защитных психических механизмов, обеспечивающих эффективную адаптацию и развитие.
  4. Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть на почве применения современных мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий в системе традиционного и открытого образования. В частности, некоторые обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.

Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Использование мультимедиа как способа одновременного представления образовательной информации разными способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информации. Наряду с этим, такое представление информации исключает возможность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Следовательно, современные образовательные ресурсы должны не только представлять знания, но и обеспечивать контроль усвоения знаний.

  1. Эффект «затягивания» гиперссылок распространяется не на всех студентов. Чаще учащаяся молодежь отказывается работать с текстами в виду сложности их для понимания, этот вид информации стал для них трудным.
  2. Давно студенты перешагнули «средний процент понимания» учебного материала, но преподаватели столкнулись с нецелесообразностью затрат на это усвоение, так как мозг обучающихся не задерживает в памяти ничего столь необходимого для дальнейшей деятельности.

Социальный эксперимент «электронное детство» оказывает глубокое воздействие на самых незащищенных, склонных к психологической зависимости. Гиперактивность адреналиновой реакции, которая сопровождает компьютерные игры, приучает мозг к потребности в острых ощущениях. Приобретенные эмоции, ослабление когнитивных функций сделали речевой ввод информации менее привлекательным, чем быстро сменяющие друг друга визуальные стимулы. Печатный фонд человечества становится недоступным для большинства с мультимедийным подходом в образовании. Личностные и культурные последствия внедрения современных технологий заставляют заново пересмотреть традиционные цели обучения, укоренившуюся образовательную практику. Повышение уровня технической оснащенности учреждений предоставляет возможность использовать компьютеры для развития способностей. Но нельзя позволять технологиям подвергать детей соблазнам и потенциальным преимуществам искусственных миров, позволять техносфере заменять систему ценностей. Эмоциональный наркотик в раннем возрасте оказывает необратимое ухудшение возможности развития фундаментальных умений. Истощение энергетического потенциала чрезмерной компьютерной стимуляцией ведет к хронической усталости многих учащихся.

Современные экраны планшетов и смартфонов слишком хорошо имитируют окружающую реальность, что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения киберболезни. А сколько студентов становится пациентами офтальмолога?

Одной из самых уязвимых систем организма является нервная система. Такая пластическая в детстве, она сильно страдает при работе за компьютером, но негативные проявления наступают не сразу, поэтому на последствия часто не обращают внимания.

Описание скрытого негативного влияния на организм оставляю исследователям с медицинской подготовкой.

В разумных шагах информатизации общества скрывается директива современного мира. Так или иначе образование всегда подстраивалось под политические настроения государства, запросы промышленников и условия среды.

Масштабы современных педагогических технологий, которые собственно и определяют результативность обучения, в основном опираются на информационные и коммуникационные технологии.

Рассмотрим целесообразное использование компьютера в процессе обучения. Давно позади эксперименты массового увлечения ЭОР, включение разработанных модулей на разных этапах урока, использование web-сервисов, конструирование сайтов и составление презентаций, овладение интерактивной доской и 3D-технологиями, e-learning и m-learning. Результативность мультимедийного обучения на разных ступенях образования для различных категорий обучающихся неравнозначна.

Преимущества

Недостатки

1

Визуализация учебного материала

Доступность информации.

Интенсификация учебного процесса.

Оптимизация затрат времени, энергии преподавателя на уроке.

Наглядная демонстрация динамических процессов.

Возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов при сохранении качества изображения.

Возможность использования видеофрагментов, функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи.

Занимательное сопровождение конкурсов, внеклассных мероприятий, внеурочной дистанционной деятельности студентов.

Навыки публичного выступления с помощью презентации.

Предоставление интерактивности.

Несоответствие дизайна, интерактивности педагогическим целям и содержанию урока.

При подготовке иллюстративного материала требуют больших затрат времени на отбор и переработку данных.

Отвлечение от текстологических методов.

Упрощение мыслительной деятельности.

2

Проектная деятельность: составление презентаций, моделирование сайтов, конструирование технических новинок, работа с CAD-системами, использование web-технологий, научно-практическая деятельность, электронный документооборот — выпускные квалификационные работы, дипломные работы, отчеты по практике

Продуктивная самореализация студента.

Эффективность обучения:

 расширение диапазона компетенций студента по оформлению, редактированию, размещению информации;

 формирование навыков критического мышления;

 развитие творческого потенциала, социальной ответственности, коммуникабельности, познавательного интереса.

Интенсификация процессов интеллектуального развития студентов.

Моделирование сложных систем в виртуальной реальности.

Времязатратная деятельность.

Умственные и эмоциональные перегрузки студентов.

Чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Неудовлетворительное качество учебного материала, недостаток профессионализма при разработке дидактического материала с целью визуализации.

3

Формирование ИК-компетенций

Стимулирование заинтересованности в учебе.

Повышение личностного потенциала студентов.

Развитие коммуникативных и творческих способностей студентов.

Формирование ответственности за результаты своей работы при решении профессиональных задач и системного подхода к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей.

Понимание гуманитарных, культурных и социальных вопросов, связанных с информационными технологиями и практикой легального и этического поведения.

Формирование культуры учебной деятельности студента.

Воздействие на различные каналы восприятия информации.

Индивидуализация обучения, нет достаточной практики диалогического общения.

Неграмотное проектирование компьютерных средств обучения и недочеты, допущенные их создателями.

В силу различных обстоятельств нельзя воспользоваться модулями ЭОР: достаточно жестко запрограммированная логика структуры задания, преподавателю предоставляются скудные возможности по выстраиванию собственного плана занятия в зависимости от образовательного уровня студентов.

Степень готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения.

В нашей стране с очень интерактивными курсами торопиться не стоит. Интернет-соединения на данный момент оставляют желать лучшего. Фильтры, ограничивающие контент, не упрощают эту задачу.

4

Компьютерное тестирование

Автоматическая обработка результатов.

Возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений.

Объективное оценивание компетенций.

Частичная автоматизация рутинной работы преподавателей, связанная с учетом, измерением и оценкой знаний студентов.

Состояние материально-технической базы.

Тесты не всегда отвечают современным требованиям к контрольно-измерительным и диагностическим электронным материалам, иногда не соответствуют дидактическим целям учебного занятия.

Недостаточная подготовка преподавателей в применении современных технологий контрольно-оценочной деятельности.

5

Тренинг

Включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими,

возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню.

Возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения.

Гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения.

Возможность сделать процесс обучения более активным, мотивированным, исследовательским.

Недостаточный уровень методической подготовки разработчиков тренажеров.

Неадекватное педагогическим целям соревнование обучающихся.

Некорректная форма представления подготовленных электронных продуктов.

Отсутствие знаний экранной эргономики.

6

Дистанционное обучение

Самостоятельный опыт учебной деятельности.

Формирование личной ответственности за постоянное повышение квалификации, эффективное и продуктивное использование приложений технологических систем.

Демонстрация навыков использования цифровых инструментов и ресурсов.

Своевременное получение справочной или пояснительной информации.

Предоставление возможности в познании студентами самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности.

Гибкий график обучения.

Возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям.

Объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний.

Экономия времени.

Простота возвращения к пройденному учебному материалу.

Не у всех студентов есть технические возможности включиться в процессы e-learning и m-learning.

Слабая техническая и программная поддержка.

Формирование у студентов определенных личностных качеств.

Не приобретаются некоторые социальные навыки (техника личной презентации, «живая» дискуссия и контроль эмоций).

Требования к уровню самостоятельности студента. Для успешного внедрения технологий в образование навыки работы с информационными системами должны иметь не только преподаватели, но и другие участники учебного процесса.

Проблема качества электронных курсов.

Правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности.

Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительный период времени. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники, темпы развития web-технологий вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий.

Компьютеры произвели прорыв в сфере решения проблем, первоначально связанных с вычислениями. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

Из-за эйфории по поводу позитивных последствий использования новых технологий происходит недооценка или игнорирование сопряженных с ним рисков, зачастую крайне серьёзных. Притупление восприятия информации: мозг, который привык только получать, теряет способность к анализу и творческой работе. Синдром потерянного времени: доступность сведений и электронных развлечений приводит к тому, что человек в социальных сетях, в Интернете часами отвлекается от насущных дел и основных занятий. Негативный процесс, когда не только дети, уступая синтетическому комфорту, в конце концов, становятся поклонниками сети. При синдроме хронической усталости отдых и сон обычно являются недостаточно качественными.

Я предлагаю ввести в обучение курс компьютерного дизайна вместо неуместных на сегодняшний день тем по системам счисления (компьютер вполне справляется с задачами, на которые ученик тратит столько времени). Но не каждый информатик владеет в совершенстве определенными требованиями к композиции, к единству стилевого и цветового решения. Поэтому в этих вопросах нужен специалист с художественным вкусом, нравственными ориентирами и чутким сердцем. Творчество всегда было спутником у лиц с эстетическими пристрастиями.

Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и компьютер в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому студенту в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.

Чтобы избежать потерь, которые неизбежно скажутся на качестве формирования личности специалиста с точки зрения не только его профессионально-практической, но и социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика человека необходимо прекратить практику свертывания социальных контактов, опосредованное социальное взаимодействие и общение, индивидуализм… Без развитой практики диалогического общения мы упустим саму возможность формирования творческого мышления.

Пару десятилетий назад не успели информатики сформулировать главное предназначение компьютера, а уже требуется изобретать способы защиты интересов детей от авторитарной власти этого технического деспота.

Цифровая революция не закончилась с появлением облачных структур информационного пространства. Она продолжается — и каждый год всплывают новые нестыковки в культуре, традициях, праве, неприспособленных под новые — цифровые! — реалии. Часто такие нестыковки серьёзны и порождают долгие горячие дебаты. Но попадаются и вроде бы мелочи, которые даже обсудить нормально возможным не представляется.

Приход компьютерных технологий на смену традиционной методике безусловно внёс коррективы в процесс обучения. А вот способствовали ли они усилению эффективности учебного процесса, как ожидалось?

Кнопочное воспитание, серфинг по социальным сетям, компьютерная зависимость от игр и Интернета — патологические факторы потерянного времени, столь необходимого для развития и образования. Опасное влияние пустопорожнего использования компьютера для хорошего самочувствия или эйфории за планшетом заметно к подростковому периоду. Фактически можно наблюдать психологические и физические симптомы.

В результате дестабилизирующей деятельности по развалу образования имеем профессиональную деформацию личности преподавателей, энергичное безвекторное сословие менеджеров от образования, утраченное впечатлительное и доверчивое отношение к учителю, иронию ослабления внимания к работе…Технический помощник, компьютер, интенсивно влияет на процесс… деградации. Наглядно-образное мышление не переходит в фазу абстрактного и апатичное отношение к наглядности сопровождается лениво-вальяжным слабоумием многих представителей молодежи.

Интернет также ставит нас перед лицом новых этических проблем, сложных вопросов авторского права, собственности на информацию и плагиата.

Прикладные программы, которые мы используем в образовании, должны строиться на прочных педагогических основах, включать механизмы повышения качества и обратной связи, быть мерилом компетентностей, иметь доступную навигацию, быть удобными в управлении.

Я выделяю несколько методик активизации мозговой деятельности человека с помощью компьютера: игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность, решение оптимизационных задач.

Профессиональное обучение должно быть связано со стратегией организации и с индивидуальными потребностями студентов. Методы должны быть ориентированы на получение умений вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Эти процедурные знания ни в коем случае нельзя заменять визуализацией процесса обучения.

К числу отрицательных аспектов внедрения компьютерных технологий можно отнести свертывание социальных контактов студентов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране монитора к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий в образовательном мире при всех своих очевидных достоинствах стало существенным влияние негативных факторов на обучающихся. Сложные способы представления информации отвлекают студентов от изучаемого материала.

Образование — единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности студентов.

Пока не создана уникальная технология автоматического выявления и устранения проблем развития памяти и мышления. Профессиональный опыт подсказывает, что задача эта непосильна любому поколению педагогов, поскольку доступ к редактированию всех свойств интеллекта не поддерживается, прежде всего, специфическими особенностями личности и пагубным влиянием среды.

Когда запущен механизм разрушения познавательной самостоятельности? Этому и посвящена исследовательская работа на основе личных наблюдений и опыта.

Анализ достоинств и недостатков, захлестнувших систему образования в связи с использованием средств ИКТ, позволяет критически пересмотреть позиции компьютера в современном учебном процессе, отказаться от ожиданий усиления мыслительных операций из-за слабой мотивации нынешнего поколения, органично применять достижения программистов для эффективной подачи учебного материала и как мощное средство для автоматического контроля знаний.

Старые добрые времена, когда преподаватель работал только с мелом, ручкой и небольшим набором ТСО, ушли в прошлое. Сегодня основным инструментом в процессе обучения является компьютер.

Эффективное использование информационных технологий происходит при наличии активного обучения со стороны студентов, а не пассивной реакции на искусственное развлечение или простые компьютерные программы тренировочных упражнений. Ослабление когнитивных функций, эмоциональные перегрузки в досуговой деятельности, игромания очевидные результаты влияния техносферы на несформированную психологическую и личную базу подростков, бегущих от собственных проблем, несмотря на неловкость и дискомфорт. Неправильно спланированное использование различных современных технологий способствует ухудшению этой удручающей ситуации. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм (режим времени, затемнение, требования к микроклимату) присутствуют в российском образовании, поэтому являются негативными факторами воздействия на здоровье студентов.

Ситуация, сложившаяся в России в настоящее время, характеризуется высокими темпами социальной, экономической и аксиологической трансформации. Эти процессы захватывают все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и коммуникационных технологий. С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам — электронным библиотекам, базам данных, файлообменникам, георесурсам и другим ЭОР. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Формированию новой образовательной среды препятствуют:

– неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения;

– зависимость эффективности выполнения учебных задач от прикладного программного обеспечения;

– динамика отставания личностных характеристик и качественных показателей уровня развития памяти и мышления;

– ограниченный доступ к информации (контент-фильтры);

– проблемы в кадровой политике, планировании и организации учебного процесса.

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить результаты обучения такие, которые нельзя получить без применения этой технологии. ИТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Переход современного общества к информационной эпохе выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств современных технологий на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В течение срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека — речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств современных коммуникаций срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Соотнесение содержания универсальных учебных действий и компетенций с практическим применением ИКТ в образовательном процессе показало, что к числу наиболее сложных результатов относятся:

– формирование критического отношения студентов к информации, полученной из различных источников;

– воспитание правовой культуры в сфере создания, использования, обработки и передачи информации;

– воспитание здорового и безопасного образа жизни в контексте рисков развития информационного общества;

– развитие регулятивных универсальных учебных действий на основе использования результатов учебной деятельности, представленных в электронном виде;

– развитие проектных и исследовательских компетенций студентов.

Быстрое технологическое развитие цивилизации привело пользователей информационных ресурсов к фанатичной тяге: к компьютерным играм, неограниченному доступу к «самиздату», длительному общению в соцсетях и в киберпространстве. Отказаться от технократического развития — всё равно, что вернуться назад. Привлекательность современных технологий зорко контролирует этот шаг. Поэтому искусственный мир с заданными параметрами, созданный человечеством, необходимо грамотно использовать под свои нужды и ни в коем случае не пересекаться с недугами, вызванными увлечением и неразумным бесконтрольным отношением к компьютеру. А познавательную активность в юном возрасте не заменять виртуальной реальностью электронного мира.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, процесс обучения, учебный материал, виртуальная реальность, возможность, информация, компьютер, образование, студент, диалогическое общение.