Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников
Автор: Неводова Дарья Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.12.2016
Статья просмотрена: 2561 раз
Библиографическое описание:
Неводова, Д. П. Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников / Д. П. Неводова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11598/ (дата обращения: 22.12.2024).
Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников
Неводова Дарья Павловна, студент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики [1, с.324].
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, поэтому очень важно с ранних лет формировать у детей коммуникативную культуру и навыки общения [2].
Коммуникативная культура — это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств [5, с.636].
Систематизация и обобщение материала, раскрывающего формы, методы и средства формирования коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе стали целью нашего исследования. В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию коммуникативных умений будет способствовать повышению уровня коммуникативной культуры младших школьников.
Для достижения цели в соответствии со сформулированной гипотезой потребовалось решить следующие задачи:
– изучить работу учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников;
– провести диагностику развития коммуникативных умений младших школьников;
– описать систему работы учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников.
С целью проверки нашей гипотезы мы провели опытническо-экспериментальную работу, включающую 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте участвовало 25 учащихся 4 «А» класса. Базовой школой для эксперимента была Перевозская СОШ № 1 Нижегородской области.
В качестве констатирующего эксперимента мы разработали опросник оценки уровня общительности. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, результаты опросника представлены в таблице 1.
Таблица 1
Опросник оценки уровня общительности (констатирующий этап)
Вопрос |
Ответы |
Количество людей в% |
Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней? |
да |
56 % |
нет |
15 % |
|
иногда |
39 % |
|
Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски? |
да |
73 % |
нет |
6 % |
|
иногда |
21 % |
|
Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми? |
да |
78 % |
нет |
8 % |
|
иногда |
14 % |
|
Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо? |
да |
6 % |
нет |
85 % |
|
иногда |
9 % |
|
Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга? |
да |
45 % |
нет |
46 % |
|
иногда |
9 % |
|
Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно? |
да |
51 % |
нет |
43 % |
|
иногда |
6 % |
|
В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом? |
да |
67 % |
нет |
16 % |
|
иногда |
17 % |
|
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу? |
да |
12 % |
нет |
80 % |
|
иногда |
8 % |
|
Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию? |
да |
84 % |
нет |
8 % |
|
иногда |
8 % |
|
С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением? |
да |
4 % |
нет |
91 % |
|
иногда |
5 % |
Обработка результатов:
«Да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется средний балл, который указывает, к какой категории людей принадлежит данная группа.
Было выявлено, что у большей части детского коллектива преобладает средний уровень коммуникативных умений.
Таким образом, можно констатировать, что многие дети общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя более менее уверенно. Новые проблемы их почти не пугают. И все же с новыми людьми они осторожны, в спорах участвуют неохотно.
Для установления системы работы по формированию коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста нами был разработан тематический план проведения мероприятий, классных часов и бесед с детьми, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план проведения мероприятий, классных часов ибесед сучащимися
Блоки |
Месяцы |
Темы занятий |
Задачи |
Самопознание |
Октябрь |
«Общение в жизни человека», «Ищу друга», «Я глазами других» |
– выработка соответствующих навыков культурного общения;- выработка умения пользоваться вежливыми словами; – соблюдение правила этикета на примере образов литературных героев; – обобщение знаний о дружбе; |
Проблемы общения |
Ноябрь |
«Вежливость», «Учимся слушать друг друга», «Пойми меня» |
– формирование привычки помогать друг другу; – формирование умения договариваться; – стимулирование положительных форм общения и торможение негативных. – укрепление дружеских отношений. |
Позитивное общение |
Декабрь |
«Культура общения», «Зачем нужен этикет?», «Предотвращение конфликтов» |
– формирование привычки дружно играть и трудиться сообща; – расширить кругозор обучающихся; – воспитание доброжелательных отношений; – формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций. |
На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил мероприятия и классные часы по указанному плану. В качестве примера приведем фрагмент внеклассного мероприятия «Культура общения».
Внеклассное мероприятие «Культура общения».
Цель: формировать знания о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Задачи:
Образовательная: знакомство детей с нормами и правилами общения с взрослыми и сверстниками;
Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речи;
Воспитательная: воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Ход урока
Учитель. А что значит быть культурным человеком?
Дети отвечают на вопросы.
Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?
Ответы детей.
Учитель. У людей существуют Правила:
- Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно.
- Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
- Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
- Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Учитель. Нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:
Левый столбик: Правый столбик:
У себя как хочешь, по делам гляди.
О пустяках спорить — молчание — золото.
По одежде не суди, а в гостях — как велят.
Слово — серебро, а гостям рад.
Хоть не богат, дело упустить.
Учитель. Уважение к окружающим — это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?
Дети отвечают на вопросы учителя.
Контрольный этап предполагал проведение анкетирования учащихся с теми же вопросами, что и наконстатирующем. Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Опросник оценки уровня общительности (контрольный этап)
Вопрос |
Ответы |
Количество людей в% |
Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней? |
да |
43 % |
нет |
20 % |
|
иногда |
37 % |
|
Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски? |
да |
59 % |
нет |
11 % |
|
иногда |
30 % |
|
Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми? |
да |
82 % |
нет |
6 % |
|
иногда |
12 % |
|
Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо? |
да |
5 % |
нет |
89 % |
|
иногда |
6 % |
|
Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга? |
да |
37 % |
нет |
59 % |
|
иногда |
4 % |
|
Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно? |
да |
45 % |
нет |
49 % |
|
иногда |
6 % |
|
В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом? |
да |
60 % |
нет |
28 % |
|
иногда |
12 % |
|
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу? |
да |
36 % |
нет |
54 % |
|
иногда |
10 % |
|
Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию? |
да |
62 % |
нет |
29 % |
|
иногда |
9 % |
|
С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением? |
да |
0 % |
нет |
95 % |
|
иногда |
5 % |
Таким образом, результаты исследования показывают, что у детей наблюдается повышение уровня коммуникативности. Дети с большим интересом слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.
Из этого следует, что учителю необходима систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками, чтобы наладить между ними отношения и обеспечить в дальнейшем хороший фундамент для построения культуры общения.
Литература:
- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития //Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. — C.485
- Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО " МОДЭК», 2002. — C.320
- Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан — М.: Питер,2000. — C.304
- Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И. М. Михайлова — М.: Псков. ПГПУ, 2005. — C.188
- Рохлина Е. А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 636–639.