Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 2561 раз

Библиографическое описание:

Неводова, Д. П. Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников / Д. П. Неводова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11598/ (дата обращения: 22.12.2024).



Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Неводова Дарья Павловна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики [1, с.324].

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, поэтому очень важно с ранних лет формировать у детей коммуникативную культуру и навыки общения [2].

Коммуникативная культура — это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств [5, с.636].

Систематизация и обобщение материала, раскрывающего формы, методы и средства формирования коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе стали целью нашего исследования. В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию коммуникативных умений будет способствовать повышению уровня коммуникативной культуры младших школьников.

Для достижения цели в соответствии со сформулированной гипотезой потребовалось решить следующие задачи:

– изучить работу учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников;

– провести диагностику развития коммуникативных умений младших школьников;

– описать систему работы учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников.

С целью проверки нашей гипотезы мы провели опытническо-экспериментальную работу, включающую 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте участвовало 25 учащихся 4 «А» класса. Базовой школой для эксперимента была Перевозская СОШ № 1 Нижегородской области.

В качестве констатирующего эксперимента мы разработали опросник оценки уровня общительности. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, результаты опросника представлены в таблице 1.

Таблица 1

Опросник оценки уровня общительности (констатирующий этап)

Вопрос

Ответы

Количество людей в%

Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней?

да

56 %

нет

15 %

иногда

39 %

Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски?

да

73 %

нет

6 %

иногда

21 %

Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми?

да

78 %

нет

8 %

иногда

14 %

Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо?

да

6 %

нет

85 %

иногда

9 %

Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

да

45 %

нет

46 %

иногда

9 %

Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно?

да

51 %

нет

43 %

иногда

6 %

В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом?

да

67 %

нет

16 %

иногда

17 %

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу?

да

12 %

нет

80 %

иногда

8 %

Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию?

да

84 %

нет

8 %

иногда

8 %

С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением?

да

4 %

нет

91 %

иногда

5 %

Обработка результатов:

«Да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется средний балл, который указывает, к какой категории людей принадлежит данная группа.

Было выявлено, что у большей части детского коллектива преобладает средний уровень коммуникативных умений.

Таким образом, можно констатировать, что многие дети общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя более менее уверенно. Новые проблемы их почти не пугают. И все же с новыми людьми они осторожны, в спорах участвуют неохотно.

Для установления системы работы по формированию коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста нами был разработан тематический план проведения мероприятий, классных часов и бесед с детьми, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план проведения мероприятий, классных часов ибесед сучащимися

Блоки

Месяцы

Темы занятий

Задачи

Самопознание

Октябрь

«Общение в жизни человека», «Ищу друга», «Я глазами других»

– выработка соответствующих навыков культурного общения;- выработка умения пользоваться вежливыми словами;

– соблюдение правила этикета на примере образов литературных героев;

– обобщение знаний о дружбе;

Проблемы общения

Ноябрь

«Вежливость», «Учимся слушать друг друга», «Пойми меня»

– формирование привычки помогать друг другу;

– формирование умения договариваться;

– стимулирование положительных форм общения и торможение негативных.

– укрепление дружеских отношений.

Позитивное общение

Декабрь

«Культура общения», «Зачем нужен этикет?»,

«Предотвращение конфликтов»

– формирование привычки дружно играть и трудиться сообща;

– расширить кругозор обучающихся;

– воспитание доброжелательных отношений;

– формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций.

На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил мероприятия и классные часы по указанному плану. В качестве примера приведем фрагмент внеклассного мероприятия «Культура общения».

Внеклассное мероприятие «Культура общения».

Цель: формировать знания о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.

Задачи:

Образовательная: знакомство детей с нормами и правилами общения с взрослыми и сверстниками;

Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речи;

Воспитательная: воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ход урока

Учитель. А что значит быть культурным человеком?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Ответы детей.

Учитель. У людей существуют Правила:

  1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно.
  2. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  3. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  4. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Учитель. Нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

Левый столбик: Правый столбик:

У себя как хочешь, по делам гляди.

О пустяках спорить — молчание — золото.

По одежде не суди, а в гостях — как велят.

Слово — серебро, а гостям рад.

Хоть не богат, дело упустить.

Учитель. Уважение к окружающим — это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Контрольный этап предполагал проведение анкетирования учащихся с теми же вопросами, что и наконстатирующем. Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Опросник оценки уровня общительности (контрольный этап)

Вопрос

Ответы

Количество людей в%

Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней?

да

43 %

нет

20 %

иногда

37 %

Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски?

да

59 %

нет

11 %

иногда

30 %

Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми?

да

82 %

нет

6 %

иногда

12 %

Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо?

да

5 %

нет

89 %

иногда

6 %

Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

да

37 %

нет

59 %

иногда

4 %

Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно?

да

45 %

нет

49 %

иногда

6 %

В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом?

да

60 %

нет

28 %

иногда

12 %

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу?

да

36 %

нет

54 %

иногда

10 %

Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию?

да

62 %

нет

29 %

иногда

9 %

С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением?

да

0 %

нет

95 %

иногда

5 %

Таким образом, результаты исследования показывают, что у детей наблюдается повышение уровня коммуникативности. Дети с большим интересом слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.

Из этого следует, что учителю необходима систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками, чтобы наладить между ними отношения и обеспечить в дальнейшем хороший фундамент для построения культуры общения.

Литература:

  1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития //Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. — C.485
  2. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО " МОДЭК», 2002. — C.320
  3. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан — М.: Питер,2000. — C.304
  4. Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И. М. Михайлова — М.: Псков. ПГПУ, 2005. — C.188
  5. Рохлина Е. А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 636–639.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная культура, нет, незнакомый человек, контрольный этап, оценка уровня общительности, учитель, внеклассное мероприятие, конфликтная ситуация, культурный человек, опытническо-экспериментальная работа.

Похожие статьи

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Похожие статьи

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира