Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Автор: Богдан Олеся Викторовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 09.03.2015
Статья просмотрена: 454 раза
Библиографическое описание:
Богдан, О. В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О. В. Богдан. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7520/ (дата обращения: 17.12.2024).
Федеральных государственных образовательных стандартах наиболее перспективным путем решения задачи быстрого и качественного обучения признано формирование универсальных учебных действий, на основе которых оценивается готовность школьников к обучению на новой ступени образования. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения коммуникации.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, с. 31].
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте, относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [3, с. 11].
Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Эту проблему можно считать одной из приоритетных задач школьного образования. Пути и методы ее решения этой проблемы весьма разнообразны. Внеурочная работа младших школьников является эффективной деятельностью, которая развивает коммуникативные способности детей. Внеурочная деятельность позволяет педагогу синтезировать различные формы работы, которые создают условия для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Музей-мастерская является эффективным средством развития коммуникативных универсальных учебных действий. Привычное представление общества о музее весьма стереотипно, возможности этого уникального социокультурного института используются не в полной мере. Новые образовательные стандарты, современные инновационные технологии и накопленный психолого-педагогический теоретический и практический опыт позволяют с другой стороны взглянуть на воспитательный потенциал музея-мастерской в начальной школе.
Экспозиционное пространство в музее-мастерской выстраивается таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.
Обобщив опыт отечественных и зарубежных ученых, в области создания школьных музеев, мы выявили, что музей — мастерская — является один из популярных жанров школьных музеев. Он дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научно-исследовательской, творческой и общественной деятельности. Музей-мастерская является по своему уникальным школьным музеем, потому что в своей структуре, в зависимости от профиля, он может соединить несколько школьных музейных жанров:
- Музей — лаборатория
- Музей — игротека
- Музей — адаптационный центр
Соединение этих жанров школьных музеев, позволяет разнообразить формы работы музея-мастерской, расширяет горизонт возможностей педагога и учащихся, создает атмосферу психологического комфортного общения. Музей-мастерская не только является эффективным средством развития коммуникативных УУД младших школьников, но и связующим звеном гуманитарного, нравственного значения.
Исследование проводилось во 2 «Б» (экспериментальная группа) и 2 «В» (контрольная группа) классах на базе МОБУ СОШ № 26 г. Якутска, Республика Саха (Якутия).
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе проводились такие методики как: методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся — Г. А. Цукерман «Рукавичка»; методика выявления уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи Р. В. Овчаровой «Ковёр»; модифицированная методика оценки коммуникативных универсальных учебных действий школьников — Ж. Пиаже «Левая и правая стороны».
Рис. 1. Уровни сформированности коммуникативных УУД во 2 «Б» и 2 «В» классах на констатирующем этапе исследования (методика «Рукавичка» Г. Л. Цукермана)
Рис. 2. Уровни сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи во 2 «Б» и 2 «В» классах на констатирующем этапе исследования (методика «Ковер» Р. Овчаровой)
Рис. 3. Уровни сформированности оценки коммуникативных УУД школьников (методика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже)
Таким образом, проанализировав работы групп учащихся 2 «Б» и 2 «В» классов можно сделать вывод: уровень сформированности коммуникативных УУД находятся практически на одинаковом уровне.
На констатирующем этапе проводились занятия в музее-мастерской «Чебурашка и друзья» с группой учащихся 2 «Б» класса. Деятельность нашего музея-мастерской тесно связанна с творчеством Э. Н. успенского и героями его произведений — Чебурашкой и его друзьями. Помимо работы над сбором экспонатов для музея, нами был разработан комплекс занятий, включающий в себя:
- эстетические беседы, направленные на глубокое понимание проблем гуманитарного, нравственного значения;
- чтение художественных произведений — «Крокодил Гена и его друзья», «Чебурашка и его друзья», «Отпуск крокодила Гены»;
- сочинение историй — «В гостях у Чебурашки», «Мое путешествие в сказку»;
- развивающие игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (словестные игры; сюжетно-ролевые, игры-драматизации) — игра «Давайте познакомимся!», «Кто твой друг?», «Небоскреб», «Найди себе пару»;
- эмоционально-тактильные игры «Я — дрозд, ты — дрозд», «Птичьи танцы»;
- игровые обучающие ситуации;
- релаксационные упражнения «Котенок спит», «Путешествие на облаке»;
- рисование и декоративное творчество;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- методика «Кто прав?» (Цукерман Г. А.);
- методика «Архитектор-строитель».
За время исследования нами было проведено 10 занятий, имевших общую гибкую структуру, наполненную разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, вот их примерная структура:
1 часть. Вступительная.
Цель — настроить учащихся на совместную работу, установить эмоциональный контакт со всеми участниками.
Основные методические приемы — приветствия, игры на знакомство (с именами), ситуативные упражнения.
2 часть. Основная.
На эту часть приходит смысловая нагрузка всего занятия. В нее входит: работа с экспонатами (игрушками, книгами); этюды, упражнения, игры направленные на развитие коммуникативной, познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
Основные методические приемы — игры на развитие навыков общения и сотрудничества, игры на развитие воображения, элементы сказкотерапии, элементы арт-терапии и кляксографии, декоративно-прикладное творчество.
3 часть. Завершающая
Цель — создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительной эмоции от занятия. Здесь предусмотрена совместная релаксационная игра, выполнение совместного творческого задания, создание нового экспоната (рисунок, подделка).
На каждом занятие в музее-мастерской учащиеся выполняли несколько упражнений или игр из предложенного комплекса методических приемов, например игра «Давайте познакомимся!»:
Цель игры: развитие коммуникативных навыков.
Описание игры: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Учитель в этой игре имеет корректирующую роль, наблюдая, он кидая мяч стеснительным детям, таким образом, вовлекает в игру всех участников игрового процесса.
Игра «Найди себе пару»
Цель: формирование способов взаимодействия друг с другом. Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.
Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк).
Игра «Небоскреб»
Цель игры: развитие умения договариваться, работать в команде. Оборудование: складной метр, фигуры для построения.
Описание игры: дети садятся в круг, в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что бы небоскреб ни упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Учитель, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Учитель в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую, устойчивую башню.
Эмоционально-тактильная игра «Я — дрозд, ты — дрозд»
Цель игры: создание положительного настроя, ориентация в пространстве (право — лево).
Описание игры: все игроки образуют 2 круга, расположенные друг напротив друга. И говорят слова стихотворения:
Я- дрозд, и ты- дрозд,
У меня — хвост, и у тебя — хвост,
у меня щечки — розовые, у тебя щечки — розовые,
Меня зовут…
А меня зовут…
Давай поиграем тут (участники берутся за руки и кружатся по двое).
Далее внутренний круг остаётся на месте, внешний круг делает шаг вправо. Игра повторяется сначала.
Главная особенность музея-мастерской в том, что экспонаты постоянно пополняются работами учащихся и родителей. Идет постоянный процесс сотрудничества и взаимодействия людей разных поколений. В мастерской особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, место встреч родителей и гостей.
После проведенных занятий в музее-мастерской «Чебурашка и друзья», направленных на формирование коммуникативных УУД у учащихся, была проведена повторная диагностика сформированных коммуникативных УУД.
Рис. 4. Уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся 2 «Б» и 2 «В» классов на контрольном этапе исследования
Отсюда следует вывод, что постоянные занятия в музее-мастерской «Чебурашка и друзья» являются эффективным средством развития коммуникативных УУД младших школьников. В процессе многоплановой работы учащиеся могут успешно работать в группах, легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты со сверстниками и взрослыми, выполняют взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в общении.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).