В настоящее время рынок информационных технологий и телекоммуникаций переживает период подъёма после кризиса. Растёт потребность организаций в автоматизации бизнес-процессов. В связи с этим увеличивается спрос не только на оборудование вычислительных центров, но и на организацию и поддержку оборудования.
Вопросы управления бизнес-процессами особо актуальны для компаний в России. Особенно это касается такой новой сферы разработки программного обеспечения, как тестирование.
Ключевые слова: автоматизация, MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional,AtlassianJIRA, принципы автоматизации, стратегии автоматизации.
Основной целью автоматизации является повышение качества исполнения процесса. Автоматизированный процесс обладает более стабильными характеристиками, чем процесс, выполняемый в ручном режиме. Во многих случаях автоматизация процессов позволяет повысить производительность, сократить время выполнения процесса, снизить стоимость, увеличить точность и стабильность выполняемых операций.
Ввиду новизны данного направления, а именно — автоматизации процессов организации, полнофункциональных средств не так уж и много.
Наиболее популярные решения автоматизации:
1 MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional.
MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional — специализированный набор средств для групп контроля качества, который упрощает планирование и выполнение ручных тестов. TestProfessional используется вместе со средой VisualStudio, что обеспечивает эффективную совместную работу разработчиков и тестеров в течение всего цикла разработки приложения.
Преимущества этой программы показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Преимущества программы MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional
2 Atlassian JIRA.
Atlassian JIRA — коммерческая система отслеживания ошибок, предназначена для организации общения с пользователями, хотя в некоторых случаях систему можно использовать для управления проектами. Разработана компанией Atlassian Software Systems. [1]
Существует несколько этапов, посредством которых осуществляется разработка систем автоматизации:
‒ Разработка и согласование технического задания, определение дополнительных функций и возможностей;
‒ Определение типа автоматизированной системы;
‒ Разработка внешнего оформления (дизайна), согласование;
‒ Определение предположительного уровня владения компьютером пользователей системы;
‒ Тестирование всех модулей, и внедрение;
‒ Сборка программы согласно тех. заданию и принятому внешнему оформлению;
Существует четыре варианта стратегии автоматизации, которые описаны в таблице 1.
Таблица 1
Варианты стратегий автоматизации
№ |
Стратегия |
Описание |
1 |
Хаотичная |
Состоит из набора автоматизированных участков, не связанных друг с другом. Такая автоматизация определяется оперативными задачами и обычно не отражается в стратегических планах компании |
2 |
По участкам |
Представляет собой процесс автоматизации отдельных функциональных участков |
3 |
По направлениям |
Отличается от автоматизации по участкам тем, что предполагает участие всех функциональных подразделений, деятельность которых связана с направлением автоматизации. |
4 |
Полная |
Предполагает автоматизацию абсолютно всех бизнес-процессов компании. |
Как видно из таблицы 1, существует четыре вида стратегий автоматизации предприятия: хаотичная, по участкам, по направлениям и полная.
Разработка и внедрение системы автоматизации какого-либо отдела предприятия должна осуществляться следующим образом:
1. Предпроектный аудит.
Компания-разработчик вместе с заказчиком проводят предпроектное исследование автоматизируемого участка. Определяются функциональные требования.
2. Выбор оптимального решения.
На втором этапе заказчик с разработчиком выбирают максимально эффективный вариант реализации системы автоматизации.
3. Разработка технического задания.
Составление максимально подробного технического задания. Формулирование и документирование всех необходимых задач. Согласование с заказчиком и разработчиком текста технического задания, во избежание двоякого понимания тезисов.
4. Кодирование.
Написание кода продукта в соответствии с текстом технического задания. Отладка программы.
5. Тестирование.
Проверка работоспособности программы на платформе заказчика. Все выявленные ошибки отправляются разработчику на доработку.
6. Сдача проекта.
Демонстрация заказчику возможностей, описанных в техническом задании.
Существующие варианты разработки и внедрения автоматизированных систем описаны в таблице 2.
Таблица 2
Варианты разработки ивнедрения систем автоматизации
№ |
Вариант |
Описание |
1 |
Разработка системы собственными ресурсами |
Позволяет масштабировать и изменять систему в любой момент времени. Требует внушительных затрат на разработку и поддержку. |
2 |
Использование стороннего разработчика |
Позволяет создать гибкую систему управления. Затраты на разработку и поддержку сильно превышают использование прототипов или готовой системы. |
3 |
Использование прототипов |
Довольно гибкий вариант. В настоящее время не сильно распространены. Использование прототипов сторонней тематики может обернуться непониманием специалистов терминологии системы. |
4 |
Приобретение готовой системы |
Позволяет сэкономить средства на разработку. Она предусматривает ряд функционала, кажущийся на первый взгляд неэффективным, но приобретающий важность в процессе эксплуатации. |
Из описанной таблицы видно, что существует всего 4 варианта разработки и внедрения автоматизированных систем: разработка системы собственными ресурсами, использование стороннего разработчика, а также использование прототипов и приобретение готовой системы.
Несмотря на то, что автоматизация процессов может выполняться на различных уровнях, принципы автоматизации для всех уровней и всех видов процессов будут оставаться едиными. Это общие принципы, которые задают условия эффективного выполнения процессов в автоматическом режиме и устанавливают правила автоматического управления процессами. [2]
Основные принципы автоматизации предприятия описаны в таблице 3.
Таблица 3
Основные принципы автоматизации предприятия
№ |
Принцип |
Описание |
1 |
Принцип согласованности |
Все действия в автоматизируемом процессе должны быть согласованы между собой и со входами и выходами процесса. В случае рассогласования действий может произойти нарушение выполнения процесса |
2 |
Принцип интеграции |
Автоматизируемый процесс должен иметь возможность интегрироваться в общую среду организации. На различных уровнях автоматизации интеграция выполняется по-разному, но суть принципа остается неизменной. Автоматизация процессов должна обеспечивать взаимодействие автоматизируемого процесса с внешней средой |
3 |
Принцип независимости исполнения |
Автоматизируемый процесс должен выполняться самостоятельно, без участия человека, либо с минимальным контролем со стороны человека. Человек не должен вмешиваться в процесс, если процесс выполняется в соответствии с установленными требованиями. |
Перечисленные общие принципы детализируются в зависимости от рассматриваемого уровня автоматизации и конкретных процессов.
Автоматизация процессов необходима для поддержки управления на всех уровнях иерархии компании. В связи с этим уровни автоматизации определяются в зависимости от уровня управления, на котором выполняется автоматизация процессов.
Уровни управления принято разделять на:
‒ оперативный;
‒ тактический;
‒ стратегический.
В соответствии с этими уровнями выделяют и уровни автоматизации, указанные в таблице 4.
Таблица 4
Уровни автоматизации
№ |
Уровень |
Описание |
1 |
Нижний уровень или уровень исполнителей |
На этом уровне осуществляется автоматизация регулярно выполняющихся процессов. Автоматизация процессов направлена на выполнение оперативных задач, поддержания установленных параметров, сохранения определенных режимов работы |
2 |
Уровень управления производством или тактический уровень |
Автоматизация процессов этого уровня обеспечивает распределение задач между различными процессами нижнего уровня. Примерами таких процессов являются процессы управления производством, процессы управления ресурсами, документами и т. п. |
3 |
Уровень управления предприятием или стратегический уровень |
Автоматизация процессов уровня управления предприятием обеспечивает решение аналитических и прогнозных задач. Этот уровень автоматизации необходим для поддержки работы высшего звена управления организацией. Он направлен на финансово-хозяйственное и стратегическое управление. |
Автоматизация процессов на каждом из указанных уровней обеспечивается за счет применения различных систем автоматизации, например:
‒ CRM системы;
‒ ERP системы;
‒ OLAP системы.
Все системы автоматизации можно разделить на три базовых типа, описанных на рисунке 2.
Рис. 2. Типы систем автоматизации
Типы систем автоматизации включают в себя:
1. Неизменяемые системы.
Это системы, в которых последовательность действий определяется конфигурацией оборудования или условиями процесса и не может быть изменена в ходе процесса.
2. Программируемые системы.
Это системы, в которых последовательность действий может изменяться в зависимости от заданной программы и конфигурации процесса. Выбор необходимой последовательности действий осуществляется за счет набора инструкций, которые могут быть прочитаны и интерпретированы системой.
3. Гибкие (самонастраиваемые) системы.
Это системы, которые способны осуществлять выбор необходимых действий в процессе работы. Изменение конфигурации процесса (последовательности и условий выполнения операций) осуществляется на основании информации о ходе процесса.
Эти типы систем могут применяться на всех уровнях автоматизации процессов по отдельности или в составе комбинированной системы. [3]
Литература:
- Л. Г. Гагарина, Д. В. Киселёв, Е. Л. Федотова. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. — Издательство «Инфра-М», Москва, 2007.
- Л. А. Николаева, М. А. Сачко, Г. П. Старкова Информационные системы в развитии инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса. http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-sistemy-v-razvitii-infrastruktury-podderzhki-malogo-innovatsionnogo-biznesa
- Автоматизация процессов. KPMS. http://www.kpms.ru/Automatization/Process_ automation.htm.