Разработка надёжных систем управления цифровыми услугами в условиях цифровизации деятельности приобретает в настоящее время особую актуальность для всех организаций вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе, и для современных фитнес-компаний. Цифровая платформа в системе управления отношениями на рынке фитнес-услуг может быть внедрена для разработки, управления, планирования и координации соответствующих процедур принятия управленческих решений для снижения рисков понижения уровня производительности труда сотрудников компании и обеспечения безопасности анализа больших данных.
Ключевые слова: бизнес-сценарии, производительность, цифровая платформа, уровень доходов.
A digital platform in the relationship management system in the fitness services market can be implemented to develop, manage, plan and coordinate appropriate management decision-making procedures to reduce the risks of reducing the productivity of company employees and ensure the security of big data analysis. The development of reliable digital service management systems in the context of digitalization of activities is especially relevant for modern fitness companies.
Keywords: business scenarios, productivity, digital platform, income level.
В настоящее время наступила эра фитнеса 3.0 на основе Интернета, и ее суть заключается в том, чтобы создавать больше фитнес-сцен за пределами тренажерного зала и в то же время оказывать более широкое влияние на образ жизни. Итеративное обновление технологий побуждает фитнес-индустрию развиваться в направлении многоканальности, интеллектуальности и цифровых технологий. Интернет предоставляет более разнообразные возможности развития за счет соединения онлайн- и офлайн-технологий.
Инновационная деятельность современных фитнес-предприятий приобретает все более фундаментальное значение для экономического развития, становится основной для трансформационных изменений в фитнес-индустрии, формируя новые направления развития, увеличивая количество рабочих мест, меняет облик привычных для фитнес-индустрии методов управления и способов принятия решений [2]. В экономике фитнес-предприятий в последние годы накопился ряд противоречий, которые мешают устойчивому экономическому росту.
Одним из таких противоречий выступает необходимость ускоренного развития цифровых инструментов и технологий в условиях пандемии, санкционного давления, сложностей доступа к новым инновационным технологиям из-за санкций, сложностей доступа к рынку капитала [1]. Предприятия в фитнес-отрасли вынуждены перестраиваться, трансформироваться в условиях современной бизнес-модели. В рамках новых условий цифровые технологии позволяют вести конкурентную борьбу, расширять долю рынка, увеличивать клиентскую базу и т. д. Благодаря цифровизации фитнес-индустрии, обусловленной технологическим развитием, отечественный рынок онлайн-фитнеса быстро растет.
В современной цифровой среде фитнес-индустрии сохранение наилучших результатов для клиентов все больше зависит от разумного использования данных. Экспоненциальный рост данных из различных источников, таких как электронные записи и базы данных, затрудняет интеграцию информации для оптимизированного принятия решений, отвечающего самым высоким стандартам оказания фитнес-услуг.
Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что развитие цифровой экономики — это «задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить». В июле 2017 г. была принята разработанная Правительством Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанная до 2025 г. На реализацию этой программы предполагается выделить 100 млрд. руб. на ближайшие три года [2].
Рост цифровой автоматизации открыл возможности для повышения эффективности организаций, оказывающих фитнес-услуги, позволяя им устранять недостатки в процессах деятельности фитнес-клубов и максимально повысить производительность труда большинства работников. Действительно, с операционной точки зрения автоматизация серьезно подняла уровень ведения бизнеса. Однако поверхностное представление о том, что автоматизированные сервисы могут сделать для взаимоотношений между бизнесом и потребителем, не дает полного представления вышеописанного противоречия. К сожалению, в то время, как некоторые отрасли продвигаются вперед, чтобы эффективно развиваться, используя те преимущества, которые автоматизация может принести для них, другие отрасли «застревают» на этом пути. Особенно ярко это видно на примере фитнес-индустрии. В настоящее время рынок фитнеса переживает всплеск роста благодаря новому увлечению общества оздоровлением.
Цифровая платформа, которая собирает и структурирует широкий спектр данных в удобном для пользователя формате, может исправить эту ситуацию. Если платформа может обеспечить взаимодействие между различными системами, она становится еще более полезной. Содействие этому улучшенному процессу принятия решений при одновременном ответе на диагностические вопросы от все более технически подкованных и грамотных в данном отношении клиентов фитнес-центров требует эффективного использования ресурсов и координации информации со всеми заинтересованными и ответственными сторонами.
В настоящее время цифровые фитнес-услуги уже являются краеугольным камнем развитых систем предоставления фитнес-услуг во всем мире. Однако определение этого термина имеет широкое толкование. Родственные термины, такие как мобильные фитнес-услуги, телемедицина, информатика фитнеса, часто используются как синонимы. Без сомнения, цифровизация фитнес-индустрии помогает компаниям применять новейшие информационные и коммуникационные технологии для развития более быстрой, эффективной и экономичной практики.
Рис. 1. Показатели индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации [3]
Наблюдается значительная положительная динамика в значения индекса цифровизации в Российской Федерации. Как показывают проведенные исследования, использование новых цифровых технологий значительно снизило затраты на облуживание персонала (на 70 %), обработку персональных данных, позволило увеличить показатели производительности труда на 30 % [2].
Формирующаяся сложная инфраструктура Интернета постоянно требует новых инноваций, которые затем используются и в других сетях. Поэтому виртуальные границы между интернетом и интранетом, даркнетом и клирнетом должны переформатироваться и защищаться. Благодаря конкурентному давлению и инновациям постоянно возникают новые альянсы и симбиотические отношения: разработчики цифровых фитнес-продуктов всегда ищут наилучшую платформу для продаж, бизнес-клиенты и поставщики естественным образом становятся сетевыми партнерами, корпорации объединяются с исследовательскими институтами.
Сторона бренда фитнес-компании разрабатывает свою собственную систему платформы апплета/приложения бренда в соответствии со своими бизнес-сценариями и характеристиками продукта. Настройки функционального модуля системы обычно делятся на дренажную деятельность, отображение и покупку услуг и самоуправление пользователя и должны сочетаться с характеристиками бренда.
Например, фитнес-тренировка ведется в прямом эфире, осуществляется резервирование онлайн-курсов, бронирование и покупка индивидуальных онлайн-курсов обучения, онлайн-запись и покупка курса трансляции, резервирование прямых трансляций, регистрация личных записей упражнений, обмен курсами упражнений, активизируется сообщество обмена опытом упражнений, личное управление данными о теле и т. д. Онлайн-платформа системы управления прямыми трансляциями фитнеса, которая объединяет фитнес-пользователя с тренером, повышает уровень лояльности. Создание платформы может предоставить относительно полные услуги по управлению фитнесом для пользователей, являющихся поклонниками бренда, и заложить прочную основу для накопления, удержания и разделения большого числа поклонников в более поздний период.
Цифровая инфраструктура относится к инфраструктурной системе предоставления спортивных услуг, основанной на инновациях в области данных, на основе сетей связи и средств обработки данных, имеет глубокое проникновение и значительные возможности интенсивной интеграции, а также имеет значительные преимущества в эффективном преодолении информационных границ, границ знаний, пространственных границ, способствуя взаимодействию спроса и предложения на фитнес-услуги клуба. Внешний трехсторонний канал передачи информации и обработки данных активно используется компаниями фитнес-индустрии.
Цифровые технологии помогают осуществлять поиск дешевых каналов сбыта фитнес-услуг, осуществлять разработку и оптимизацию новых продуктов, снижение себестоимости продукции, максимизацию прибыли. Средства для достижения этих целей часто предосудительны, а сами цели — нет. Карантинные меры, которые применялись в большинстве стран мира, в том числе в России, позволили снизить смертность от пандемии и вовремя распределить нагрузку на систему здравоохранения, но за это приходится расплачиваться серьезным экономическим спадом. В России по итогам 2020 года падение ВВП превысило 5 %, количество бедных выросло с 18 миллионов до 20–21 миллиона человек [2]. В этих условиях обостряются все проблемы и ограничения развития, накопившиеся в российской экономике за последнее десятилетие, но инвестиционные потоки населения и предприятий растут.
Современный кризис принес новые потери и испытания, но в то же время создал «окно возможностей» не только для выздоровления, но и для перехода к оздоровлению экономики, решения проблем, накопившихся за предыдущее десятилетие. Установившиеся низкие цены на углеводороды вынуждают искать пути формирования экономики нового типа, способной развиваться и обеспечивать высокий уровень доходов не за счет естественной и рыночной ренты, а за счет наукоемкого, высокопроизводительного и энергоэффективного производства. Переход к новой социально-инновационно-экологической модели инвестиционного развития становится единственно возможной альтернативой стагнации и ослаблению позиций России в мире.
Литература:
- Газизов, Ф. Ф. Автоматизация управления фитнес-клубом / Ф. Ф. Газизов // XXV Туполевские чтения (школа молодых ученых): Международная молодёжная научная конференция, посвященная 60-летию со дня осуществления Первого полета человека в космическое пространство и 90-летию Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ. Материалы конференции. Сборник докладов. В 6 томах, Казань, 10–11 ноября 2021 года. Том V. — Казань: Индивидуальный предприниматель Сагиева А. Р., 2021. — С. 140–142.
- Крюкова А. А., Хисравова Я. Ш. Ключевые инструменты цифровой экономики и их влияние на деятельность современной компании // АНИ: экономика и управление. 2019. № 3 (28). С.214–216.
- Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html.