Библиографическое описание:

Ганиева Р. Р. Роль лексики для овладения иностранным языком // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 8-10.



В статье говорится о тесной связи лексики и грамматики, о задачах, которые ставятся перед овладением лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении овладения словарем для развития речевой деятельности студентов.

Ключевые слова: лексика, номинативная функция, говорение, семантика, семантизация, лексические единицы, тематическая лексика, репродуктивные/рецептивные виды речевой деятельности, мотивированность, подготовленная/неподготовленная речь, речевая перспектива.

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла — основа всякой речевой деятельности. Важно отдать должное специфике каждого аспекта, выявить и использовать его особый вклад в целостную коммуникативно ориентированную систему обучения. Роль лексики для овладения иностранным языком также значительна, как и роль грамматики. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность.

Если не знаешь имени вещи, то не можешь ничего о ней сказать. Особенно наглядно эта зависимость проявляется при овладении иностранным языком. Любой связный текст несет в себе тематическую лексику, значение значения которой является ключом к пониманию его смысла.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности недостаточно только знание слова, не меньшую роль здесь выполняет владение связями слов и образование на их основе словосочетания. Перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности ставится ряд задач.

Так, для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо: найти слово в памяти, правильно произнести его, включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой, включить сочетание в предложение, текст.

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно: ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением, определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Однако, во всех случаях необходимо обучать лексической стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы студенты постоянно ощущали то, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознания. Только ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем. Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения.

Почти на каждом уроке происходит знакомство с новыми словами и работа по их усвоению. Поэтому первостепенный долг каждого преподавателя — обеспечить овладение словарем. У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса

Важно также разрабатывать специальные тесты, которые позволили бы периодически определять объем индивидуального словаря, видеть свое продвижение в наполнении словаря. Самое убедительное свидетельство владения словарем — способность студентов принимать участие в общении в устной форме и при чтении. Затрачиваемые на усвоение слов усилия определяются конкретными их свойствами — совпадения/ несовпадения в объеме значений с родным языком, принадлежностью к абстрактному/ конкретному понятию, к знаменательному/ служебному слову, а главное — нужностью для выражения мыслей.

Встреча студентов с новым словом происходит на основе текста. Исходный текст, предназначенный для ознакомления со словарем, может рассказать преподаватель, и студенты воспринимают его на слух или содержаться в учебнике, и тогда студенты читают его. Уже при прослушивании текста можно начать работу над произношением новых слов. Для этого преподавателю следует привлечь студентов к проговариванию тех частей текста, в которых есть новые слова. Такая техника, которая применяется и при знакомстве с грамматическим материалом, повышает активность восприятия. Объем текста и его характер зависят от этапа обучения. Если студенты не смогут определить значение слова по тексту, то им предлагается перевод на родной язык.

Выяснение значения слова — это естественная операция, которую изучающим иностранный язык приходится производить постоянно. Поэтому следует все в большей мере побуждать студентов к самостоятельному знакомству со словом и научить их рациональным приемам работы. Они должны знать, что сначала надо исчерпать все указанные возможности текста, использовать анализ слова по составу, и если значение не прояснится, то тогда обратиться к словарю.

Ознакомление со словами на основе текста завершается выделением их из текста. Любой текст знакомит только с его контекстным значением и одним способом связи. Для получения больших сведений о слове, рассчитанных на построение «своих» текстов, нужно извлечь слово из текста и рассмотреть его как самостоятельную единицу. Таким образом, здесь рекомендуется тот же путь, что и при работе над грамматическим материалом: презентация материала в связном целом, затем выделение его для пристального рассмотрения и тренировки.

Тренировка студентов в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости.

В соответствии с этим все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

Первую категорию упражнений составляют следующие: назвать изображенные на картинке предметы; выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме); исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации (теме); образовать с выделенным словом другие предложения по образцу; дополнить предложение (заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; употребить в данном предложении синоним к выделенному слову; придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним; поставить вопрос к высказыванию, употребив новое слово; ответить на вопрос, употребив новое слово. Кроме этого, можно использовать «игры в слова»: игры с элементами кроссворда, кто назовет больше слов на тему… и т.п.

Вторую категорию тренировочных лексических упражнений составляют упражнения в построении сочетаний, которые выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания студентов. Приведем конкретные виды таких упражнений: какие глаголы можно употребить с данными словами; соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания; подберите из «разбросанных» слов сочетания; распространите предложения за счет определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым; постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

Затем для дальнейшего усвоения значения слов и словосочетаний следуют грамматические упражнения и упражнения в применении новых лексических единиц и их сочетаний в речи. Основным видом упражнений являются разнообразные группировки слов, нацеленные на будущее высказывание. Самостоятельная группировка слова — это фактическая работа над опорами для будущего высказывания, во время которой студенты учатся управлять семантикой своего высказывания. Эта работа связана с подготовленной формой речи. После этого студентам предлагаются упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания. Студенты создают свой текст, направленный на решение задач на основе усвоенного словаря. Здесь работа над словарем смыкается с развитием устной речи.

Таким образом, первостепенный долг каждого преподавателя — обеспечить овладение лексикой, что является важнейшей предпосылкой говорения, развитие у студентов навыков и умений пользоваться ею в общении на изучаемом языке, овладение приемами учения, необходимыми для успешного продвижения в изучении иностранного языка.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М., 1985.
  2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1985.
  3. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой деятельности, овладения иностранным языком, видах речевой деятельности, репродуктивных видах речевой, овладения словарем, важнейшей предпосылкой говорения, смысловой совместимости, основе смысловой совместимости, новых слов, речевой деятельности студентов, обеспечении овладения словарем, ряда слов, успешность овладения словарем, овладением лексикой, сочетаний слов смыслового, основе текста, виды речевой деятельности, Роль лексики, владение связями слов, будущего высказывания.

Ключевые слова

лексика, семантика, семантизация, мотивированность, номинативная функция, говорение, лексические единицы, тематическая лексика, репродуктивные/рецептивные виды речевой деятельности, подготовленная/неподготовленная речь, речевая перспектива

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос