Сегодня в основе обучения иностранным языкам лежит коммуникативность. Совершенствование содержания высшего образования по предмету — иностранный язык связано с этой проблемой. Надо отметить, что не все резервы повышения эффективности обучения, заложенные в коммуникативности используются сейчас в полной мере.
Одним из таких резервов можно считать включение подхода характеризующего содержание обучения иностранному языку, предметных и интеллектуальных действий, требующих речевого сопровождения. Для конкретного этапа обучения отбор минимума таких действий может стать главным при определении коммуникативного минимума.
Коммуникативность означает подобие процесса обучения и процесса общения лишь по основным признакам, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, наличие определённых взаимоотношений между собеседниками, образующими ситуацию общения, обсуждения тех тем, которые соответствуют интересам студентов, их уровню развития использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе.
Известно, что существуют разные виды общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно ориентированное общения и личностно ориентированное общение. Поэтому в первую очередь надо обеспечить устно-речевые иноязычные умения, необходимые для обслуживания совместной деятельности. Важной практической задачей является включение обучаемого в иноязычную деятельность общения и её решение будет существенным вкладом в формирование личности студента.
Сближение процесса обучения иностранному языку в вузе с нуждами современности связано с постоянным вовлечением студента а такие учебно-речевые ситуации, когда он выступает в качестве инициатора и организатора в процессе взаимодействия с другими участниками деятельности.
Первым требованием к отбору коммуникативного минимума является представленность сфер общения, типичных для студентов. Второе требование связано с социально ориентированным общением, на формирование умение отстаивать свои взгляды, убеждения. Третье — это планирование речевых актов, обслуживающих выделенные действия, ситуаций, в рамках которых они осуществляются. Групповое предметноориентированное общение происходит в процессе осуществления совместной деятельности.
Наряду с ситуациями, которые ставят студента перед такими проблемами, которые ему приходится решать в реальной жизни, существенное место могут занять и ситуации, имеющие воображаемый характер.
Четвёртое требование — это отбор и организация языкового материала, обеспечивающего возможность реализации отобранных актов речи.
Отбор коммуникативного минимума и его реализация существенно усиливает мотивацию учебно-речевой деятельности, помогает получить речь в большей степени приближенную к естественной.
Главной особенностью коммуникативности является незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало, вероятностный характер. Иногда запланированную тактику речевого поведения приходится менять на ходу, поскольку она нарушается тактикой других собеседников.
Нужно обучать переориентировке в ходе общения. Таким образом, методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникативность.
Также на занятиях учащиеся могут создавать интеллект — карты, в которых связи между идеями и основными понятиями представлены графически. За последние годы данный метод приобрел большую популярность все чаще используется в обучении.
Другим популярным приемом является сочинение историй. В основе данного приема лежит эффект генерации: учащиеся лучше запомнят содержание того рассказа, который придумывают сами.
Эффективность запоминания, сохранения и дальнейшего распознавания и воспроизведения полученной информации зависит не только от способа ее обработки. Важным аспектом является повторение. Тем не менее, простое механическое повторение полезно лишь при усвоении произношения иностранных слов. Во всех остальных случаях оно чаще всего требует большого количества времени и усилий, но не дает хороших результатов.
Повторение можно организовать более продуктивным способом: систематизировать повторяемый материал и связать его с уже изученным ранее материалом. Данное повторение способствует долговременному научению.
Важным условием запоминания и повторения пройденного материала является тестирование и обратная связь от преподавателя. Тестирование на этапе усвоения материала не только позволяет предотвратить повторяющиеся ошибки, но и способствует сохранению материала в долговременной памяти. В ряде исследований было доказано, что повторное предъявление материала без тестирования практически не дает эффекта, а тест и обратная связь, в свою очередь, «важнее лишнего эпизода научения».
Еще один важный вопрос: как знания, полученные учащимися на занятиях, в дальнейшем используются ими в жизненных ситуациях?
Существует мнение, что знания, которые учащиеся приобретают на занятиях, в дальнейшем обобщаются в соответствии с теми ситуациями, с которыми учащиеся столкнутся. В ряде исследований было доказано, что, «если новая ситуация не имеет тесной связи с той, в которой происходило научение, практически никакой трансформации знаний не происходит».
В исследованиях Барнетт и Сеси была опубликована информация о переносе учащимися знаний в новые ситуации.
Для того, чтобы обеспечить возможность переноса усвоенных знаний в новые условия, необходимо предложить учащимся на этапе отработки и повторения материала активную практику с большим набором жизненных примеров и ситуаций, которые помогут учащимся приобрести достаточный опыт.
Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику (TheCommunicativeApproach) преподавания. Этот метод впервые был применен более 50 лет назад. Отличные результаты доказали эффективность коммуникативного подхода, который сегодня используется в большинстве ведущих языковых школах мира, в том числе и в BKC-IH.
Занятия в соответствии с такой методикой обучения английскому языку проводятся в группах из 12–15 студентов. Это количество учащихся считается оптимальным для достижения главной цели обучения — умения свободно излагать свои мысли на иностранном языке. При таком количественном составе класса преподаватель имеет возможность объединять студентов в небольшие подгруппы или пары, давая им коллективные задания. Кроме того, совместное обучение студентов расширяет их словарный запас вследствие постоянного обмена лексикой и восприятия новых идиом из уст не только учителя, но и своих одногруппников.
Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого урока общение в классе осуществляется только посредством изучаемого языка.
Литература:
- Гальперин П. Я. Формирование умственных действий.
- Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции.