Особенности культуры узбеков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 3642 раза

Библиографическое описание:

Казакова, Д. Г. Особенности культуры узбеков / Д. Г. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1228-1230. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29280/ (дата обращения: 24.04.2024).



Особенности культуры узбеков

Казакова Дилора Гаффаровна, преподаватель

Узбеки — тюркоязычный народ. Самая многочисленная нация в Центральной Азии, являются основным и коренным населением Узбекистана, достаточно большие группы узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, южном Казахстане, южном Кыргызстане, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических мигрантов имеются в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Верующие мусульмане — сунниты. Узбеки традиционно заняты земледелием и торговлей. Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности. Расовый тип Памиро-ферганская раса большой европеоидной расы, фиксируется монголоидная примесь. Родственные народы: уйгуры, турки, туркмены, татары. Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре и сопредельных районах. В формировании узбеков принимали участие древние народы Центральной Азии — согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена, восточные иранцы, эфталиты.

В VIII-II в. до н. э. Среднюю Азию населяли скифы (по греческим источникам), или саки (по персидским источникам), массагеты и согдийцы, хорезмийцы и другие этнические группы. По греческим источникам на территории Евразии до Алтай-Сибири и Восточной Монголии проживали различные племена под общим названием скифы. Исследование О. И. Смирновой согдийских монет из Панджикента убедительно доказывает, что многие представители царствовавшей в Согде династии были из тюркских племён. В VI-VIII веках на территорию нынешнего Узбекистана из Казахстана, Киргизии, Семиречья и других соседних регионов проникли различные тюркские роды и племена, которые впоследствии были ассимилированы местным населением. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу. В начале VIII века Средняя Азия завоевывается арабами. Во времена арабского господства согды жили в Бухаре, Самарканде, Карши, Шахрисабзе, карлуки же в Ферганском оазисе. Другие тюркские племена, например тюргеши, были кочевниками, занимали обширную территорию Средней Азии и нынешнего Казахстана. Арабское завоевание второй половины VII — первой половины VIII века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х в. вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский. В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. В Средней Азии в IX-Х в. господствуют саманиды. В этот период арабский язык функционировал как язык канцелярии, научных трудов. Разговорным, обиходным языком был язык различных тюркских племен.

Культура Узбекского народа одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми. Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока — это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых — богатая мимика. Различают два вида узбекского танца — традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец. Классический традиционный узбекский танец-это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. Бухарский танец также отличает резкость движений, откинутые плечи и очень красивый золотошвейный костюм. Оригинальные и самобытные движения отличают хорезмский стиль (как и других мусульманских городах). Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В 16–17 веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов добилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонких орнаментов на полях. В Самарканде и Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Кустарное производство развивалось в Узбекистане из века в век, оставляя уникальные изделия. В ХХ веке в связи прогрессом в социально-экономической сфере, кустарный промысел постепенно стал уходить на второй план после индустриального производства. Керамика, производство глиняной посуды Средней Азии было одним из наиболее развитых сфер производства. Наиболее распространенные формы керамики были поливная и сухая керамика, которые имели свои местные особенности. Сохранились наиболее большие центры производства глиняной посуды, как Риштан, Гиждуван, Самаркандский Гурумсарай, Ургут, Шахрисабз, и Ташкент. Гравюра, современные мастера, работающие с латунью и медью, изготавливают высококачественные гравированные изделия из этих металлов. Выдающимися мастерами этого дела являются мастера Бухары, которых отличает тонкость и богатство создаваемых образов. Высокого развития достигли, традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк — выступления острословов, кукольников, канатоходцев. В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и др. утвари. У узбеков существовали разные региональные школы зодчества: ферганская, бухарская, хивинская, шахрисабзская и самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приёмах, планировке и т. д. Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца 19-начала 20 века распространилась верхняя одежда в талию-камзол. Головные уборы у мужчин-тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин-платки. Выходя из дому, женщины набрасывали на голову накидку-паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши. Узбекская культура — её кухня. В отличие от кочевых соседей, узбекский народ имел прочную и оседлую цивилизацию в течение многих столетий. В оазисах и плодородных долинах, люди выращивали зерно и приручали скот. В результате изобилия продуктов позволило узбекскому народу выразить свою уникальную традицию гостеприимства. Времена года, а особенно зима и лето, оказывают влияние на состав основного меню. Летом фрукты, овощи и орехи являются повсеместными. Фрукты в Узбекистане растут в изобилии виноград, дыни, арбузы, абрикосы, груши, яблоки, айва, хурма, персики, вишня, инжир, гранаты и лимоны. Овощи не менее обильны, включая некоторые менее известные разновидности зеленой редьки, желтой моркови, семейства тыквенных, в дополнение к обычным баклажанам, перцам, репам, огурцам и сочным помидорам. Пища узбеков состоит из всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек (оби нон, патир). Распространены и мучные изделия (в том числе десертные). Ассортимент блюд отличается большим разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавла) и бобовых (мошкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузма, пишлок, курт и т. д. Мясо предпочтительное — баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина), конина. Плов является национальным и излюбленным блюдом, имеющий более 100 разновидностей. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, орехи (грецкие и арахис). Главный напиток-чай, чаще зелёный. Красочный национальный колорит сохраняют узбекская посуда и застольный этикет. Национальные виды спорта: Кураш — узбекская национальная борьба. Пойга (узбекский вид конного спорта) — вид конных скачек. Улак или Купкар — козлодрание (борьба всадников за тушу козла).

Литература:

  1. М. Кошкарий «Девону лугатит турк», типография ФАН НАШРИЕТИ, 1960
  2. Гумилев Л. Н. «Древние тюрки». С-П., 2003
  3. Бичурин Н. Я. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», Т. 1, изд. АН СССР, М.-Л., 1950.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, VIII, век, узбекский народ, узбекский танец, VI-VIII, VII, VIII-II, глиняная посуда, Центральная Азия.


Похожие статьи

Исторические корни духовности узбекского народа

Центральная Азия, поливное земледелие, Азия, народ, ислам, век, узбекский народ, духовное развитие, национальное самосознание, частная собственность.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков.

Раннесредневековые росписи Афросиаба, Варахши, Балалык-тепе и других архитектурных памятников являются шедеврами монументальной живописи Средней Азии.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной...

В конце VIII века — начале IX века социальная и политическая ситуация в Центральной Азии несколько стабилизировалась. Такие города, как Бухара, Самарканд, Хива, Термез, Фергана, Ходжент, Коканд превратились в очаги культуры.

Актуальные задачи историоведения в V–VIII веках

Центральная Азия, связь, начало средних веков, процесс, тюркский каганат, Великий шелковый путь, III-IV, узбекская государственность, узбекский народ, III-II.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Наряду с постоянным жилищем в быту узбекского народа имелось несколько типов переносного жилища.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков).

Из истории узбекской национальной борьбы «кураш»

вид спорта, борец, век до, узбекская национальная борьба, ремень противника, произведение, праздник, друг друга, Древняя Греция, II-III, век, IX-VIII, IV-III, III, узбекский народ.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и

Впервые в истории узбекского народа были теоретически разработаны национальная идея и идеология.

Обрядная одежда узбекских женщин | Статья в журнале...

Одежда узбекского народа в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

Коллекция навеяна мудрыми притчами странствующих дервишей и шаманскими символами полукочевых этносов Центральной Азии.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Подлинной жемчужиной в ожерелье ремесел узбекского народа, является ткани ручной выделки.

В начале XX века В. В. Стасов отмечая о своеобразие искусства резьбы по ганчу, сказал следующее: «Это — чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим...

Похожие статьи

Исторические корни духовности узбекского народа

Центральная Азия, поливное земледелие, Азия, народ, ислам, век, узбекский народ, духовное развитие, национальное самосознание, частная собственность.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков.

Раннесредневековые росписи Афросиаба, Варахши, Балалык-тепе и других архитектурных памятников являются шедеврами монументальной живописи Средней Азии.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной...

В конце VIII века — начале IX века социальная и политическая ситуация в Центральной Азии несколько стабилизировалась. Такие города, как Бухара, Самарканд, Хива, Термез, Фергана, Ходжент, Коканд превратились в очаги культуры.

Актуальные задачи историоведения в V–VIII веках

Центральная Азия, связь, начало средних веков, процесс, тюркский каганат, Великий шелковый путь, III-IV, узбекская государственность, узбекский народ, III-II.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Наряду с постоянным жилищем в быту узбекского народа имелось несколько типов переносного жилища.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков).

Из истории узбекской национальной борьбы «кураш»

вид спорта, борец, век до, узбекская национальная борьба, ремень противника, произведение, праздник, друг друга, Древняя Греция, II-III, век, IX-VIII, IV-III, III, узбекский народ.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и

Впервые в истории узбекского народа были теоретически разработаны национальная идея и идеология.

Обрядная одежда узбекских женщин | Статья в журнале...

Одежда узбекского народа в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

Коллекция навеяна мудрыми притчами странствующих дервишей и шаманскими символами полукочевых этносов Центральной Азии.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Подлинной жемчужиной в ожерелье ремесел узбекского народа, является ткани ручной выделки.

В начале XX века В. В. Стасов отмечая о своеобразие искусства резьбы по ганчу, сказал следующее: «Это — чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим...

Задать вопрос