Особенности религиозной философии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мухаметзянова, А. Д. Особенности религиозной философии / А. Д. Мухаметзянова, Т. К. Мухамедьянова, Р. Р. Саттаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 717-719. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38316/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одно их важных мест в культуре любого общества занимает по религия, вера в некую силу, существующую в мире, в котором живет человек, и определяющую все то, что есть и происходит в жизни и деятельности человечества. На всем протяжении истории человеческого общества религии не только укрепили эту веру людей в высшие силы, но и создали уникальные и разнообразные системы верований, ценностей, священных текстов, культов, обрядов, традиций. Представляя собой совокупность представлений о существовании наряду с действительным миром мира особого, духовного, религия с момента своего зарождения, обеспечивает «привитие» человеку религиозного мировоззрения, мироощущения, миропонимания и мировосприятия, в основе которого лежит вера в существование непознаваемого, сверхъестественного мира. Нельзя не видеть, что религия и общество тесным образом связаны и по уровню развития религиозных представлений можно судить о степени развития общественных отношений. В процессе исторического развития человеческой культуры возникли народностно-национальные и мировые религии, которые привнесли существенные перемены в различные стороны жизнедеятельности людей, вступив в сложные взаимодействия с моралью, правом, политикой, государством, искусством. В современном обществе появляются так называемые нетрадиционные религии, которые зачастую используют для самоутверждения данные науки и философии.

Философия религии изучает наиболее общие закономерности формирования и эволюции этого феномена, его влияние на мировоззрение человека, способы объяснения объективной и субъективной реальности и другие важные для философии в целом вопросы [1; 2]. Онтология религии весьма проста: объективный мир представляет собой результат творения Бога, поэтому мир дуален: с одной стороны он представляет собой материальную действительность, в которую погружен человек. С другой — он представляет собой сакральную реальность, в которой главное место занимает Бог [3]. Одной из важнейших задач религиозной онтологии является раскрытие сущности Бога, который предстает то в виде особой личности (христианство), то в виде всей единой реальности (пантеизм), то в виде некой сотворившей мир силы, которая теперь в ход развития сотворенного не вмешивается (деизм). В некоторых религиях Бог объявляется такой реальностью, которую человеческий разум не способен постичь (ислам) [4]. В многих религиях имеет место антропологизация Бога, когда он наделяется чертами человека [5; 6].

Важной частью религиозной философии является философская антропология, где, в первую очередь, рассматривается вопрос о происхождении человека. В этом вопросе все религии единодушны: человек, как и мир в целом, есть продукт творения Творца [7; 8]. На наш взгляд, в наиболее концентрированном виде суть религиозной антропологии выражена в суфизме, как составной части ислама. В суфизме человек, мир и Бог рассматриваются в органическом единстве, но отправной точкой объяснения всех мировоззренческих проблем объявляется человек.

Упрощенная суфийская модель человека, включает в себя три компонента: телесный, социальный и духовный. Телесное в человеке — это, прежде всего, присутствие природного в нем. Например, человек, весящий 70 кг, с точки зрения физики представляет собой 70 кг элементарных частиц, подчиняющихся законам физики. С точки зрения биологии тот же человек органической материи, функционирующей по физиологическим законам. И ничего более. Поэтому сущность человека не может быть сведена к природному началу в нем.

Социальное начало, в отличие от телесного, есть продукт общества, его присутствие в человеке. Оно формируется под влиянием отношений, в которые вступает человек с другими людьми. Сознание, как продукт общества, есть «представительство» бессистемного множества «личин», каждая из которых формировалась в результате приспособления человека к определенной социальной ситуации, и образующих в совокупности его личность. Поэтому обычный человек не есть нечто единое. Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела, его именем, которое в нормальных случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым. По этой причине социальное начало также не составляет сущность человека.

Третьим и самым важным компонентом человека является духовное начало, представляющее собой единство духа и «духовного сердца». Дух, обозначенный в суфизме как «рух», есть то, что берет начало в Боге и является, по сути, присутствием Бога в человеке. Это и есть сущность человека, которая единородна с Богом [9; 10].

Религиозная гносеология в ее развитом виде рассматривает познание объективного мира как богопознание. Поскольку сущность мира является Бог, то познавая мир, мы познаем Бога. Для неверующего ученого кажется, что он познает, к примеру, мир элементарных частиц, в котором нет места Богу. Но он не догадывается, что этот мир есть богопроявление. Существует и другой вариант религиозной гносеологии, когда познание Бога осуществляется через познание себя, самопознание. В этом случае исходят из тезиса, что в человеке есть некий компонент, который в наиболее полном виде представляет Бога — это душа. Поэтому познавая свою сущность, которая и есть наша душа, мы познаем Бога. Такой вариант гносеологии в наиболее ясном виде представлен в суфизме [11; 12].

Социальная религиозная философия в большей мере проявляется через философию истории. Она построена на принципе телеологизма: целью развития общества является построение «града Божьего на Земле». Законы общественной жизни определяются изначально заданными Богом человеку нормами Священного Писания. И право, и мораль, и политическая система не являются историчными, не представляют собой продукт деятельности определенных личностей. Эти нормы продиктованы самим Богом, поэтому их нельзя изменять. Например, в современных мусульманских государствах все правовые номы, которые предлагаются законодательными органами или отдельными правоведами, проверяются на соответствие с принципами Корана [13]. Таким же образом построена и экономическая система этих государств. Например, в Коране содержится запрет давать деньги в долг под проценты. Для соблюдения этой нормы был изобретен исламский банкинг.

По своей сути религиозная социальная философия ориентирована на нормы традиционализма. И этот традиционализм основан на соблюдении незыблемых религиозных норм и предписаний, содержащихся в священных текстах. Правда это вовсе не означает, что религиозных обществах не признаются новшества или либеральные ценности. Они допускаются в том случае, если это не затрагивает религиозные основы существования государства [14].

Неоднозначна оценка религией роли науки как социального института. Однако успехи науки показывают, что она является важнейшим феноменом общественной и личной жизни человека. Поэтому в современной религии делаются попытки сближения научной и религиозной картин мира на основе принципов дополнительности и двойственности истины [15; 16].

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Религиозная философия: сущность и основные проблемы // Приднепровский научный вестник. 2016. Т. 10. С. 138–142.
  2. Rakhmatullin R.Yu. The religious view of the world as a form of knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 10. С. 261–266.
  3. Пивоваров Д. В. Онтология религии. Спб.: Владимир Даль, 2009. 504 с.
  4. Semenova E. R., Khabibullin R. M. Islamic ontology // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 191–196.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Отражение личности Иисуса Христа в зеркале истории // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2. С. 98–104.
  6. Рахматуллин Р. Ю., Курило С. Н. Иисус Христос: бог или человек? // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2008. № 2. С. 19–23.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561–563.
  8. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  9. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120–129.
  11. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali's gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147–156.
  12. Rakhmatullin R.Yu., Semenova E. R. Features of the philosophical and religious knowledge // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 227–233.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  14. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  15. Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
  16. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, мир, религия, объективный мир, продукт общества, религиозная гносеология.


Задать вопрос