Особенности кремационной архитектуры
Авторы: Сурначева Надежда Александровна, Петрова Нина Васильевна
Рубрика: 5. Архитектура и строительство
Опубликовано в
международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)
Дата публикации: 03.06.2019
Статья просмотрена: 807 раз
Библиографическое описание:
Сурначева, Н. А. Особенности кремационной архитектуры / Н. А. Сурначева, Н. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15097/ (дата обращения: 16.11.2024).
Кремационная архитектура — это составная часть инфернальной архитектуры (в переводе с испанского «inferno» — загробный мир), берущей свои начала с доисторических надгробных холмиков, египетских пирамид [4].
Первые упоминания об использования огня в погребальной практике зафиксированы учеными во времена среднего палеолита. В раннем железном веке кремация распространилась повсеместно, зачастую как доминирующий над погребением в землю обряд [1].
Кремация часто применялась в Древней Греции. Греки считали, что сжигание поможет усопшему в загробном мире. Позже эту традицию начали применять в Древнем Риме. Там прах стали хранить в специальных местах — колумбариях.
В Индии также наиболее предпочтительным с давних времен и до нашего времени считается сожжение тела, причем лучше всего — в Варанаси, погребальном городе. Тело омывают, водружают на особым образом сложенные дрова, которые поливают топленым маслом и ароматическими жидкостями, старший сын факелом зажигает костер, читая молитву. Спустя 4 дня те же участники похорон приходят на кострище и совершают обряд сбора костей, которые вместе с пеплом помещаются в урну из глины. Ее временно вкапывают в землю примерно наполовину объема. Еще через несколько дней прах развеивают по воздуху над рекой или озером.
Викинги — раннесредневековые скандинавские мореходы в VIII—XI веках, совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и Северной Африки тоже предпочитали хоронили своих усопших с использованием огня. Погребение викингов, как правило, осуществлялось в погребальной ладье, известной из археологических раскопок, по множеству саг, поэзии скальдов и свидетельству Ибн Фадлана.
Погребение осуществлялось в лодке или каменном корабле, где почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с его земным статусом и родом занятий. После кремации на останках сооружали холм из камней и покрывали его землёй и дёрном. Получившийся курган считался жилищем умершего.
В христианстве сжигание тел считалось признаком язычества и уступало место погребению в землю. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию.
Традиция кремирования тел возродилась в Европе во второй половине XVIII века. В следствие быстрого роста городов и череды эпидемий кладбища перестали справляться с постоянно растущим числом умерших. Появились братские могилы и захоронения вблизи домов. Изобретение микроскопа и, как следствие, изучение микромира выявило, что такой способ погребения является источником многих заболеваний. В поисках путей решения этой проблемы вспомнили про традицию придания тела умершего огню. Так как погребение должно проводиться, не оскорбляя ни усопшего, ни его родных, обычный костер использовать нельзя. Для проведения обряда начали строить крематории [2].
В Западной части Европы к кремированию останков вернулись в конце XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, в Италии, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению сжигания тел, как способствующей «сохранению здоровья и земли для живых людей». Призыв медиков получил поддержку общественности во многих странах Европы, Америки и в Австралии.
В 1873 профессор Бруно Брунетти разработал первую печь для кремации и продемонстрировал ее на Международной выставке в Вене, в Австрии [12]. В следующем году сэр Генри Томпсон, личный врач королевы Виктории, основал Английскую ассоциацию крематоров [3].
Первые крематории Европы были построены в Италии, в Милане, в 1875 году благодаря совместным разработкам немецких и итальянских инженеров. Кремация в 100 раз уменьшила территорию для погребения, а срок минерализации останков сократился с 50 лет до 1 часа [4].
Первый в Соединенных Штатах Америки крематорий был построен в 1876 году Дж. Ле Мойном вблизи Вашингтона. Второй открылся восемь лет спустя в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг росло и количество крематориев в стране [3].
Несмотря на то, что крематории относятся к инфраструктуре мест захоронения, как самостоятельные здания в современном понимании они появились только после 1900 года. До этого сжигание тел производилось в зданиях, напоминающих церкви или храмы. Вплоть до 20-х годов ХХ века не было традиции кремационной архитектуры, не существовало типологических примеров [2].
Фриц Шумахер стал первым архитектором-реформатором, предложившим совершенно другое решение в проектировании крематориев. Его крематорий, построенный в Дрездене в 1910 году- это симметричное здание, имеющее: технический этаж с печами и этаж с залом траурных обрядов. Чтобы смягчить душевные переживания скорбящих и для того, чтобы церемония вызывала у собравшихся уважение к усопшему, Ф. Шумахер объединил две дымовых трубы в цельную архитектурную деталь, напоминающую обелиск с памятной плитой. Он настаивал на отношении к крематорию как священному строению нового образца, хотя, в сущности, его проект это пример конструктивизма, планировка здания напоминает об его основной функции — кремации. Однако, как считают архитектурные критики, Ф. Шумахеру не удалось объединить в архитектуре здания торжественность и функционализм [2].
Архитекторам пришлось приспособиться к постоянным нападкам православной церкви и противников кремации и предлагать такие проекты, которые обеспечивали бы смягчение неприятия процесса кремации верующими, стараясь примирить церковь и сторонников сжигания тел усопших. Этим были определены решения первых проектов, в которых печи удалялись с под землю, чтобы к ним не было доступа у посторонних лиц. Для этого же крематории строили на подобии соборов. Только в середине ХХ-го века архитекторы смогли полностью отойти от этой религиозной зависимости. Архитекторы стали проектировать крематории как религиозно-нейтральные здания, избегая ассоциаций с христианским храмом, чтобы не задевать религиозные чувства всех участников траурного обряда [2, 13–15].
Со временем изменилось государственное устройство в ряде стран Европы. Особенно сильно это проявлялось в 40-х годах, после прихода к власти нацистов, которые использовали кремацию как технологию массового истребления людей в концентрационных лагерях. Тогда впервые перед архитекторами и инженерами поставили задачу увеличить пропускную способность и мощность крематориев, поскольку для заказчиков они были, прежде всего, заводом для эффективной утилизации тел умерших [2].
После падения Третьего Рейха традиция строительства крематориев сохранилась. В середине 90-х в Германии, в Берлине, появился новый крематорий. Здание имеет два уровня. Технический этаж с помещением для хранения 700 гробов и зал с 3-мя печами. Над землей располагаются два ритуальных зала, внутренние дворики. Архитекторам этого крематория, Алексу Шультес и Шарлоте Франк удалось запроектировать особое пространство «спокойствия, которое уравновешивает приходящее и уходящее событие» и оттесняя, «механизацию смерти» на второй план [2].
Сегодня в кремационной архитектуре главную роль играет этическая установка на интенсивность воздействия образа в противопоставлении художественному его выражению, которое по своей природе всегда подчиняется определенным тенденциям и веяниям, а значит не приемлемо в зданиях траурного назначения. Задача кремационной архитектуры отразить внутреннее содержание, связанное с скорбью. Она не должна подавлять траурные процессы, происходящие в крематориях, и в то же время не навязывать художественные представления и образы одного архитектора, который имеет свои собственные ассоциации со скорбью и трауром. Такие здания должны сохранять образную нейтральность.
Психология, соционика утверждают, что все люди совершенно по-разному относятся и воспринимают такие понятия как скорбь, траур и вечность. Для логиков символом вечности, успокоения может выступить кубическая форма или большая каменная пирамида; для сенсориков — это шаровидные формы. Интуитивные люди устремятся в бесконечность по «хрустальной лестнице», «ведущей в никуда», в небо. Для этиков символом вечности могут стать скульптуры, изображающие скорбящего человека, или каменная ваза с цветами. Именно такие вневременные монументальные формы, символические скульптурно-геометрические композиции, можно применять в художественно-пластическом решении крематориев с тем, чтобы можно было максимально учесть настроения людей, находящихся в трауре и оплакивающих усопших близких и родных.
В кремационной архитектуре нет места художественным излишествам, изобразительному декоративизму. Особенное значение для кремационной архитектуры имеет установка на помощь человеку в переживании его горя. Если сооружение траурного назначения будет иметь внешнюю привлекательность, которая при этом не помогает в тяжелые минуты, это не будет отражать главной цели, поставленной перед архитектором. В этом заключается главная сложность, с которой сталкиваются архитекторы и художники — почувствовать ту грань, после которой кремационная архитектура из сдержанной и нейтральной превращается в изобразительно-декоративную, теряя свою этическую чистоту и становится холодно-горделивым объектом с невостребованно сентиментальным эстетством.
Кремационная архитектура тем не менее привлекает архитекторов рядом характеристик: большие пространства, объемы, плоскости, необычные формы и одновременно не устаревающие натуральные материалы. Синтез футуризма, авангарда, культовости, классицизма — все это предоставляет огромные возможности для творчества. Независимо от потенциала, этот тип архитектуры всегда будет представлять интерес как для начинающих, так и для опытных архитекторов [4].
На сегодняшний день кремация широко используется во всем мире. В Америке и Канаде на данный момент насчитывается более 1000 крематориев. По последним подсчетам в Великобритании находится 356 крематориев, в Чехии — 80, во Франции — 70 (крематории есть почти во всех городах).
Наибольшее число усопших придают огню в Японии (98 %), в Чехии (95 %), в Великобритании (69 %), в Дании (68 %), в Швеции (64 %) [3].
Буддизм, индуизм, джайнизм, синтоизм, различные ветви язычества разрешают кремацию.
На сегодняшний день основные христианские конфессии допускают кремацию, основываясь, на изречении церковного писателя Марка Минуция Феликса: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». Однако православные и католические священники советуют, если есть возможность, хоронить тела в гробах [5] [6].
Архиерейский собор Русской православной церкви не признает кремацию нормой, однако церковь не лишает поминовения христиан, «по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции», говорится в проекте документа «О христианском погребении усопших» [8] [9]. Священный синод в мае 2015 года в специальном документе «О христианском погребении усопших» советовал священнослужителям относиться к кремации как к нежелательному явлению, но проявлять к нему снисхождение [9] [10].
Иудаизм, греческая православная церковь и ислам полностью отрицают возможность кремации. На территории Греции и Кипра вообще нет крематориев [11].
Литература:
- Добровольская М. В. К методике изучения материалов кремации // Краткие сообщения института археологии. — 2010. — Вып. 224. — С. С. 85–97.
- Кремация. [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
- Кремация — современный вид погребения. [Электронный ресурс] // Похоронный портал — Режим доступа: http://www. funeralportal.ru
- Якушин С. Б., Кравчук А. М.. Архитектура крематория / С. Б. Якушин, А. М. Кравчук
- Хоронить или кремировать? [Электронный ресурс] Городская социальная сеть Город Томск // — 2008. — Режим доступа: http://gorod.tomsk.ru
- Шантаев, А. З. Можно ли кремировать усопших? [Электронный ресурс] / А. З. Шантаев // Благовестъ — православная газета — 2004 — Режим доступа: http://blagovest.cofe.ru
- РПЦ выразила свое отношение к кремации. [Электронный ресурс] // РИА новости. Россия сегодня. — 2013. — Режим доступа: https://ria.ru
- Проект документа «о христианском погребении усопших». [Электронный ресурс] // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриарха. — 2013. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/
- РПЦ выступает против кремации. [Электронный ресурс] // Главные новости — Газета.Ru — 2015. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru
- О христианском погребении усопших. / Журналы заседания Священного Сенода от 5 мая 2015 года / Журнал № 30 // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриарха. — 2015. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/
- Греческая православная церковь отказалась отпевать умерших перед кремацией. [Электронный ресурс] // Главные новости — Газета.Ru — 2014. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru
- Беньямовский Д. Н. Процессы кремации в печах безынерционного типа // Автореферат. Академия коммунального хозяйства. — МОСКВА 2000 –М.,1972. С. 6.
- Лавров И. В. Трупосжигание и кремация. М.: Городская типография, 1908. 56 с.
- Растовцев А. За идею кремации. М.: ОГИЗ, 1931. 48 с.
- Тавровский А. Л., Лимонад М. Ю., Беньямовский Д. К. Здания и сооружения траурной и гражданской обрядности. М.: Стройиздат, 1985. 168с.