а также наделением полномочий по ряду вопросов органов местного самоуправления, что достаточно широко освещается в современной литературе [1]. Что же касается Крайнего Севера, то необходимо отметить, что гармоничное сочетание федерального, регионального, муниципального регулирования является особенно актуальным, поскольку эти вопросы непосредственным образом связаны с миграционными процессами, которые, несмотря на их повсеместное явление, происходят в экстремальных природно-климатических условиях особенно активно [2].
Специфика правового регулирования трудовых отношений регламентируется частью четвертой ТК РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления и работодателями внебюджетной сферы финансирования. Следует отметить, что наиболее важным источником в системе нормативно правовых актов является Трудовой Кодекс РФ, хотя, как отмечено многими специалистами в данной области, он имеет свои недостатки [3]. Так, вопросу о труде лиц, работающих в условиях Крайнего Севера посвящена глава 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Проанализировав содержание данной главы, можно сделать вывод о том, гарантии и компенсации делятся на 2 группы: установленные для всех работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и установленные только для работников федеральной сферы финансирования. К первой группе следует отнести выплату районного коэффициента к заработной плате (ст.316), процентных надбавок к заработной плате (ст.317), гарантии при ликвидации организации и сокращении численности штата (ст. 318), дополнительный выходной день без сохранения заработной платы лицам, имеющим детей до 16 лет (ст.319), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.321), порядок предоставления и соединения отпусков (ст. 322). Ко второй группе относят гарантии и компенсации по сокращенному рабочему времени для женщин (ст.320), медицинскому обслуживанию (ст.323), оплате компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно (ст. 325) и при переезде (ст.326). Они устанавливаются ТК РФ исключительно для работников федеральных организаций. Остальным работникам гарантии и компенсации должны устанавливаться субъектами РФ, органами местного самоуправления, работодателями внебюджетной сферы финансирования, с которыми они непосредственно состоят в трудовых отношениях. Данный факт, несомненно, указывает на развитие иерархичности системы предоставления гарантий и компенсаций в условиях труда районов Крайнего Севера.
Как уже говорилось ранее, помимо ТК РФ, трудовые отношения работников Крайнего Севера регламентируются и иными законами. Так, например, Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [4] определяет, что минимальный размер пособия по безработице необходимо выплачивать с учетом районного коэффициента (ст.30); федеральный закон от 17.07.2011г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [5] устанавливает гарантии в области жилищных прав — предоставление субсидий при выезде из районов Крайнего Севера; федеральный закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ217 [6] о реформировании порядка предоставления гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера, основываясь на многоуровневом правовом регулировании [7].
Проанализировав судебную практику и существенное количество юридической литературы по данному вопросу, хотелось бы отметить следующие основополагающие моменты:
1) рассматривая положения ФЗ № 122, которые достаточно часто являются предметом спора в судах, можно утверждать о неприемлемости снижения гарантий и компенсаций лицам, работающим в условиях Крайнего Севера, ниже установленных на законодательном уровне;
2) отсутствие определения в законодательстве основных гарантий прав работников, несомненно, является пробелом в праве. Представляется возможным дать следующее определение: «Основные гарантии трудовых прав работников — это основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками своих трудовых прав».
3) также, отдельные положения части IV ТК РФ содержат определенные недочеты, характерные и для норм отдельных институтов Кодекса — их бланкетный характер не допускает высокоэффективной реализации установленных начал. Для решения этой проблемы предлагается закрепить на законодательном уровне путем внесения изменений в ТК РФ четких критериев реализации гарантий трудовых прав работников.
Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, следует сказать, что несмотря на некоторые недостатки, трудовое законодательство достаточно активно развивается и совершенствуется, что, безусловно, является положительным аспектом в законотворческой деятельности.
Литература:
- Демидов М.В. Место и роль Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28–33; Корякин И.И. Административная реформа в Республике Саха (Якутия) // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 12–16
- Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М.: Контракт, 2008. 336 с
- Хныкин Г.В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 19–21; Головина С.Ю. Проблемы применения медиации при разрешении трудовых споров // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 119–126; Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. № 5. С. 5–18
- Федеральный закон от 19.02.1993г № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. № 73. 16.04.1993.
- Федеральный закон от 17.07.2011г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. № 84. 06.05.1996.
- Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/
- Кобылинская С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе права социального обеспечения / С.В. Кобылинская // Апробация. — 2014. — № 3. — С. 71–72