Реализация прав человека на использование земельных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Постнова, Д. И. Реализация прав человека на использование земельных ресурсов / Д. И. Постнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119694/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье на основании положений действующего законодательства, материалов судебной практики, рассматривается вопрос о реализации прав человека по использованию земельных ресурсов. Рассмотрены проблемы использования земли не в соответствии с установленной категорией и разрешенным использованием . В статье описываются предложения по решению данной проблемы.

Ключевые слова: земельные ресурсы, земля, рациональное использование, местное самоуправление.

The article, based on the provisions of the current legislation and materials of judicial practice, examines the issue of the implementation of human rights in the use of land resources. The problems of using land not in accordance with the established category and permitted use are considered. The article describes proposals for solving this problem.

Key words: land resources, land, rational use, local government.

Каждый человек имеет право на владение, пользование и распоряжение земельными ресурсами, однако органы местного самоуправления оказывают контроль за реализацией прав человека на земельные ресурсы. Актуальность данного исследования подтверждается мнениями специалистов в области земельного права, такими как Ю. Г. Жариков, Б. Д. Клюкин, И. Ф. Панкратов С. А. Боголюбов, которые считают, что в целях обеспечения публичных интересов, государство должно создавать условия рационального использования земель и их охраны [6].

Главными видами природных ресурсов являются солнечная энергия, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные и другие. Так ресурсом, которым обладают муниципальные образования, является земля. Вопросы охраны земельных ресурсов, их рационального использования целиком зависят от отношения органа местного самоуправления и граждан к земле.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ [1] земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

Выделяют 7 категорий:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Отнесение участка к той или иной категории происходит в зависимости от категории назначения земли. Категории земель обозначают, что можно делать на данных землях, а также объекты, которые можно возвести и для каких целей. Вид разрешенного использования определяет вид деятельности, которым можно заниматься на данной территории.

Целевое назначение земель и земельных участков является одной из основных характеристик земельного участка, определяющей его ценность и возможные способы использования. Вместе с тем российское законодательство и правоприменительная практика порождают ряд проблем в рассматриваемой сфере правового регулирования.

Е. Л. Минина предлагает трактовать принцип деления земель по целевому назначению следующим образом: «Целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование — дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка» [8].

Ф. К. Шакиров определяет земельные отношения как систему административных, правовых и организационных мер, направленных на обеспечение владения, рационального использования и охраны земель [2].

Тем самым авторы считают, что рациональное использование земельных ресурсов будет служить эффективным средством охраны земельных ресурсов.

А. А. Варламов и Б. М. Рабинович дают определение земельным отношениям как отношениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан по поводу владения, пользования и распоряжения землей и по поводу государственного управления земельными ресурсами [3].

То есть реализацию прав по использованию земельных ресурсов осуществляют как сами граждане, так и органы местного самоуправления, посредством проведения муниципального земельного контроля.

Рациональным называется использование земли, при котором:

– наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства данной территории;

– обеспечиваются коренные социально-экономические интересы общества;

– достигается высокая эффективность производственной и других видов деятельности;

– обеспечивается охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли [2].

Е. Ю. Чмыхало определяет государственную политику в сфере использования и охраны земель как деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан. Целью, которой, является создание эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану и рациональное использование природного объекта и природного ресурса [9].

Волков С. Н., отмечает, что рациональное использование земли — это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов [4].

Таким образом, каждый авторы имеет свою точку зрения в отношении понятия «рациональное использование земли». Проблема рационализации использования земельных ресурсов и их охраны, в настоящее время очень актуальна.

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности. Посредством муниципального земельного контроля, осуществляется органами местного самоуправления проверка соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами. Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Составной частью механизма правового регулирования земельных вопросов является установление целевого характера использования тех или иных земель.

Земельный контроль — это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность [7].

В практике общественного использовании своими правами выявляются существенные нарушения законодательства. Поступают обращения граждан с жалобами для решения, которых, необходимо проводить осмотр. В 2021 г. сотрудниками был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование на основании обращения Ч*** от 22.07.2021г. При проведении визуального осмотра (обследования) земельного участка было установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, что предусматривает ответственность по ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В результате планового осмотра, лицо было привлечено к ответственности. Практика показывает, что необходимо осуществлять контроль с целью выявления и пресечения нарушений и привлечения к ответственности.

Муниципальный контроль за использованием и охраной земель является одной из ключевых функций в системе управления земельными ресурсами и относится к категории контрольных. Контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется на территории муниципального образования в независимости от вида собственности земли и организационно-правовых форм хозяйствования, а также контроль за должностными лицами, осуществляющими управление земельными ресурсами [5].

Исходя из судебной практики, рассматривая дело от 07.12.2017 г. № 2–1360/2017, где в рамках проведения муниципального земельного контроля выявлено нарушение, которое заключается в незаконном занимании земельного участка. Так в судебном заседании иск по делу об освобождении был удовлетворен в пользу органа проведения муниципального земельного контроля [10].

В зависимости от разрешенного использования, категории земельного участка, зависит не только то, что на нем можно делать, но также и возможность его продать, сдать в аренду, возвести строение. Поэтому не редко возникает проблема с возведением строений. Собственники, а также арендополучатели земельных участков, возводят на участках для индивидуального жилищного строительства, иные строения, например, автосервисы, магазины, что нарушает законодательство. Так как данная категория не предусматривает размещение таких объектов на земельном участке. Жалобы от соседей поступают в орган местного самоуправления с целью проведения проверки, то есть осуществления земельного контроля и выявления нарушений.

В судебной практике администрации г. Орска, имеется судебное дело № 2–13/2020 от 27.07.2020 г. о признании объекта недвижимости самовольной постройкой и обязании приведения ее в соответствие. В результате проведении земельного контроля, были выявлены нарушения, составлен акт и направлен в суд, для принятия решения [11].

Возникает вопрос, почему не используют землю соответствующего назначения? Одной из причин собственников земельного участка являются, во-первых, сложности с переводом из одной категории в другую, во-вторых, это трудоемкий и затратный процесс, в-третьих, отсутствие подходящего участка в желаемом районе для подходящего разрешенного использования, а также разница в стоимости арендной платы за земельный участок соответствующего разрешенного использования. Для арендполучателей существенным является то, что под ИЖС арендная плата будет меньше, чем под автосервис.

Судебная практика также показывает, что в рамках проведения муниципального земельного контроля рассматривалось дело от 21.07.2020 г. № 2–701/2020 об устранении нарушений законодательства о землепользовании [12].

Необходимо упростить порядок согласования и перевода категорий земель, проведения земельного контроля с целью выявления и пресечения нарушений для решения таких вопросов как, использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, а также возведением самовольных построек.

Цель муниципального земельного контроля — сохранение земли, как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Важнейшей составной частью механизма правового регулирования земельных вопросов является установление целевого характера использования тех или иных земель.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, о том, что рациональность использования земли означает использование, соответствующее интересам развития народного хозяйства в целом и наиболее эффективное в достижении целей, для которых она предоставлена, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой и охрану земли не только в процессе ее использования, но и при предоставлении. В соответствии с ее целевым назначением определяется полнота и эффективность использования земли.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4147.
  2. Варламов, А. А. Государственное регулирование земельных отношений / А. А. Варламов, Н. В. Комов, В. С. Шаманаев, В. Н. Хлыстун — М.: Колос, 2000.-С. 264.
  3. Варламов, А. Развитие земельных отношений в России / А. Варламов, С. Гальченко // Аграрная реформа. Экономика и право.- 2002.-№ 3.-С. 17–22.
  4. Волков С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т.5. — М.: Колос, 2001. — С. 456.
  5. Гребенникова А. А., Колоколов А. В. Полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере: учеб. пособие. Саратов: Вузовское образование, 2020. С. 104.
  6. Жариков Ю. Г. Государственное регулирование земельных отношений в России // Право и экономика. 1998. № 4. С. 67.
  7. Липски С. А. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: Учебник. / Липски,С.А., Гордиенко,И.И., Симонова,К. В. М.: КноРус. 2016. С. 234.
  8. Минина Е. Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. N 1. С.62.
  9. Чмыхало Е. Ю. Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны и использования земель: правовой аспект: монография. — Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016 — С. 18.
  10. Решение Ленинского районного суда г. Орска (Оренбургской области) от 07.12.2017 по делу № 2–1360/2017 https://sudact.ru (Дата обращения 27.11.2020).
  11. Решение Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургской области) от 27.07.2020 по делу № 2–13/2020 https://sudact.ru (Дата обращения 27.11.2020).
  12. Решение Советского районного суда г. Орска (Оренбургской области) от 21.07.2020 по делу № 2–701/2020 https://sudact.ru (Дата обращения 27.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, местное самоуправление, муниципальный земельный контроль, земля, разрешенное использование, рациональное использование, ресурс, земельный контроль, правовое регулирование, целевое назначение.


Похожие статьи

Задать вопрос