Анализ социальной структуры сказочного общества в произведениях Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 5249 раз

Библиографическое описание:

Якушина, О. И. Анализ социальной структуры сказочного общества в произведениях Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье / О. И. Якушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 262-263. — URL: https://moluch.ru/archive/11/784/ (дата обращения: 19.11.2024).

В своих сказках «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэрролл создал удивительный сказочный мир, являющийся отражением современного ему общества Викторианской Англии. Причем он построил иррациональный – логически перевернутый сказочный мир – мир, который в реальности ни один викторианец, ведущий реалистичную безоговорочно следующую традициям жизнь, не посмел бы себе представить (если только во сне).

Обе сказки Л.Кэрролл строит на одном композиционном логически построенном приеме: в одной – игральные карты, в другом – шахматная партия, а Зеркало – как  отражение, иррациональность, логичность от обратного.  Все эти элементы имеют общим строгую организацию – правила и соподчиненность ходов (действий),  подобно нормам и законам в обществе, иерархически построенном,  в котором необходимо жестко соблюдать предписанные нормы и правила. «Весь этот мир – шахматы…Это одна большая-пребольшая партия…».

Социальная структура общества – определенный способ взаимодействия индивидов, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), социальными функциями, социальными нормами и ценностями [2-5].

В социальной структуре общества, с которым мы сталкиваемся в сказе Л.Кэрролла, можно выделить: высший слой (элиту), которая представлена Червонным Королем, Червонной Королевой, Герцогиней; средний слой – Болванщик (Безумный Шляпник), Белый Кролик; низший слой – придворные, солдаты, слуги (Кухарка Герцогини, садовники – Двойка, Пятерка, Семерка). Представители низшего слоя широко представлены во время  игры в крокет  (см. книга 1, гл.7) [1].

Следует отметить, что у многих героев их социальный статус закреплен уже в самом имени: Лакей-Лещ, Контролер, Герцогиня, Король, Королева.

А во время сцены суда можно выделить также и эпизодические социальные статусы – такие как свидетели, присяжные.

Во время сцены игры в крокет явно выявляется еще один важный аспект социальной структуры сказочного общества. Персонажи оцениваются не как люди или индивидуальности, а только по занимаемому ими социальному статусу. И, исходя из статуса, выстраивается отношение к ним, соотносятся их права и обязанности.

Известно, что одним из параметров, которые описывают социальный статус, является его ранг, т.е. его место в социальной иерархии. И в сказке  у Л.Кэрролла мы находим свою социальную иерархию. В саду живых цветов, «где цветы говорили», во 2-ой главе сказки “Алиса в Зазеркалье” [1]  все цветы четко иерархизированы согласно уровням социальной классовой структуры Викторианской Англии. Наиболее редкие красивые цветы, такие как Тигровая Лилия и Роза, входят в высший класс, а более простые, обычные и часто встречающиеся Маргаритки занимают в саду гораздо более низкий статус: «…по краям росли маргаритки» или  «маргаритки ... самые несносные, …распустились, негодницы» – с пренебрежением говорит о маргаритках Тигровая Лилия.

Одной из ведущих тем во второй книге об Алисе – то, как достичь более высокого социального статуса, что представляется читателю через шахматную партию. В этом состоит социальная мобильность – изменение членами общества своих социальных позиций, своего положения в системе социальных статусов [2]. Изменение статуса на более высокое связано с восходящей социальной мобильностью, на более низкое – нисходящей.

Статус героини определяется через то, на какой линии шахматной доски (которая представляет собой весь сказочный мир) она находится. «Я даже согласна быть пешкой…Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!». Алисе сразу же предлагается стать Белой Королевской Пешкой, поскольку она находится на 2-ой линии, но, если она достигнет 8-ой линии, то может стать Королевой. И именно таким образом к концу сказки она приобретает статус Королевы, который является достигаемым – то положение в социальной иерархии, которое человек достигает сам, переходя в другие социальные группы в результате своей активности в различных сферах.

Однако до достижения этого социального статуса Алиса могла обращаться только к тем персонажам, которые находились на “клетках” прямо рядом с ней. Становясь Королевой, Алиса получает не только новые права, но и обязанности. Черная Королева говорит: «Ты не Королева, пока не сдашь экзамена на Королеву! ». Из статуса Королевы следуют определенно и строго закрепленные правила поведения и этикета (одно из которых гласит - «Никогда не заговаривай первой!»), которые приходят вместе с переменой социального статуса.

Когда Алиса во время своих приключений приобретает статус Королевы – это восходящая мобильность. А в первой сказке, когда Белый Кролик ошибочно принимает Алису за Мэри-Энн, тем самым присваивая ей статус горничной, то имеет место нисходящая мобильность.

Какое общество представляет нам Л. Кэрролл в своих сказках об Алисе? С одной стороны, он изобразил Царство абсурда – Нонсенса, но в нем существуют законы, пусть и неписаные, и подданные подчиняются им. В сказочном обществе все может случиться, но за исключением того, что не может случиться там. Короли и Королевы царствуют там по праву, и Черепаха Квази является Черепахой Квази, а не простой черепахой, также по праву, хотя настаивать на этом праве нет нужды. Они и не помышляют о изменении своего статуса. Вместе с тем Алиса являет собой пример социальной мобильности – это говорит в пользу возможной открытости общества.

На первый взгляд, нелепая и странная сказка, написанная скромным математиком из Оксфорда Л.Кэрроллом, показывает современным читателям различные уровни социальной структуры, являясь своего рода логический пародией на Викторианское общество.

Библиографический список:

1.      Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес и Алиса в Зазеркалье. М.: Наука. 1991. 359 с.

2.      Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт. М.:МГУ, 2001.

3.      Общая социология: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Проф. А.Г.Эфендиева.- М.:ИНФРА-М. 2008. 654 с.

4.      Социология. Основы общей теории./отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев. 2-е изд.М.: Норма. 2008.  912 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный статус, социальная иерархия, статус Королевы, Белый Кролик, Викторианская Англия, сказочное общество, социальная мобильность, социальная структура, Тигровая Лилия, шахматная партия.


Похожие статьи

Художественная деталь в повести Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”

Особенности интертекстуальной организации повести Алексея Самойлова «ЯКнига»

Особенности раскрытия образа бабочки в творчестве некоторых англоязычных авторов

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок)

Тема противоречий в произведениях К. Уилсона

Влияние модернизма и постмодернизма на творчество У.С. Моэма

Элементы сценария «благодарность» в дискурсе английских волшебных сказок

К проблеме «возможных миров» и их роли в литературном процессе по материалам готического романа и творчества В. Ирвинга

«Умение видеть»: природоведческая книга в современном детском чтении

Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов)

Похожие статьи

Художественная деталь в повести Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”

Особенности интертекстуальной организации повести Алексея Самойлова «ЯКнига»

Особенности раскрытия образа бабочки в творчестве некоторых англоязычных авторов

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок)

Тема противоречий в произведениях К. Уилсона

Влияние модернизма и постмодернизма на творчество У.С. Моэма

Элементы сценария «благодарность» в дискурсе английских волшебных сказок

К проблеме «возможных миров» и их роли в литературном процессе по материалам готического романа и творчества В. Ирвинга

«Умение видеть»: природоведческая книга в современном детском чтении

Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов)

Задать вопрос