Цели:
– фоpмиpовать основы экологической культуры у детей среднего дошкольного возpаста;
– закреплять знания детей о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни);
– расширять и активизировать словарь детей по теме «насекомые»;
– закреплять умения пересчитывать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с цифрой;
– развивать у детей умение вырезать нужные части для создания образа объекта, закреплять умение у прямоугольника и квадрата срезать углы, закругляя их (туловище, крылья, голова, узор на крыльях), умение композиционно оформлять свой замысел.
– воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование: Кукла Незнайка, картинки с изображением насекомых на каждого ребенка, обручи, клейстер, кисти, заготовки для аппликации.
Организованная образовательная деятельность
Раздается стук в дверь. Входит в группу Незнайка, в руке у него бабочка.
Незнайка: — Здравствуйте, ребята!
Дети: — Здравствуйте!
Незнайка: — Посмотрите, что я вам принес! (показывает бабочку).
Дети: — Это бабочка.
Незнайка: — Нет, это не бабочка, это летающий цветочек!
Воспитатель: — Незнайка, цветы не летают. Ребята тебе правильно сказали, что это бабочка. А бабочка — это …(ответы детей — насекомое). Ребята давайте расскажем Незнайке, каких вы еще знаете насекомых, но вы не просто будете рассказывать, а будете отгадывать загадки и показывать отгадки (у детей на столах лежат картинки с насекомыми — бабочка, муравей, божья коровка, стрекоза; на ответ дети поднимают картинку с угаданными насекомыми), а Незнайка будет запоминать этих насекомых.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел
(Бабочка)
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
У нее четыре крыла.
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее …
(Стрекоза)
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
(Муравей)
Вместе с чаем круглый год
Сладкий кушаем мы мед.
На цветке найти смогла
Этот мед для нас…
(Пчела)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в бабочек!
(Дети в соответствии с текстом выполняют движения вместе с воспитателем)
Утро бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
Воспитатель: — Какие вы все красивые бабочки, молодцы. А сейчас мы с вами рассмотрим насекомых на картинках. Из каких частей состоят насекомые? У них у всех есть … голова, усики, 4 крылышка, 6 лапок, туловище.
Воспитатель: — Незнайка, ты запомнил, что бабочка — это не цветок, а насекомое.
Незнайка: — Да, вы мне очень помогли. Спасибо!
Воспитатель: — Ребята, давайте Незнайке расскажем, почему не надо трогать, обижать бабочек и других насекомых? (Ответы детей).
Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться, наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат. А еще многие наши маленькие друзья-насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу. Пчелы опыляют цветы и дарят нам целебный мед, многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми, а муравьи уничтожают тлю и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Воспитатель: — Незнайка, давай, вместе с ребятами поиграем в интересную игру «Найди свой домик».
Воспитатель кладет 5 обручей — домиков, а в них цифры (от 1 до 5). Детям даются картонные божьи коровки, на крыльях у них разное количество точек (от 1 до 5). По команде найди свой домик с нужной цифрой, дети находят цифру, соответствующую числу точек на крыльях. Игра повторяется несколько раз с заменой карточек-коровок у детей.
Воспитатель: — Ребята, вы молодцы, помогли всем божьим коровкам найти свои домики.
Незнайка: — Ребята, мне уже пора возвращаться домой, но мне так понравилась бабочка, которую я поймал, что я её не отпущу, а возьму с собой и буду дома ею любоваться.
Воспитатель: — Давайте, мы для Незнайки сделаем много красивых бабочек из бумаги, и он ими будет любоваться, а настоящую бабочку он отпустит домой. Правда, Незнайка!
Незнайка: — Да, спасибо!
Воспитатель: Но перед тем как мы начнем изготавливать красивых бабочек, мы подготовим наши ручки и пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Упражнение повторить 2 раза)
Вот теперь наши руки и пальцы готовы к аппликации.
Аппликация «Бабочка». После завершения аппликации, дети дарят свои работы Незнайке.
Незнайка: — Ребята, какие вы молодцы, я еще никогда не видел столько много красивых бабочек, теперь дома я ими буду любоваться, а живую бабочку я отпущу, пусть летит и радует всех своей красотой. Спасибо, ребята, мне у Вас в гостях очень понравилось, я сегодня узнал много нового и интересного про ….(дети подсказывают Незнайке) насекомых (дети уточняют каких насекомых запомнили), насекомые приносят много ….пользы, их нельзя …ловить, приносить домой.
Воспитатель: — Незнайка, приходи к нам в гости еще, мы с ребятами расскажем тебе много интересного.
Незнайка: — До свидания, ребята!
Дети и воспитатель прощаются с Незнайкой.
Литература:
- Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. — М.: Вако, 2011
- Шорыгина, Т. А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. — М.:Издательство Гном и Д, 2008