Конспект урока во 2-м классе на тему «Насекомые» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Копликова, Н. Н. Конспект урока во 2-м классе на тему «Насекомые» / Н. Н. Копликова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7075/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цели:

— закрепить знания учащихся о насекомых, закрепить обобщающее понятие по теме;

— развивать слоговой анализ и синтез, обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков; развивать диалогическую, связную речь и ВПФ;

— воспитывать любовь к родному языку и интерес окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: правильно и четко называть насекомых, находить их среди других предметов, знать обобщающее понятие, составлять рассказ-описание предмета.

Личностные: проявлять интерес к излагаемому материалу, любить природу и бережно относиться к насекомым.

Формируемые базовые учебные действия:

— Познавательные — уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.

— Личностные — ориентироваться в своей системе знаний.

— Регулятивные — принимать учебную задачу, действовать по плану.

— Коммуникативные — слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карандаши, картинка бабочки на нитке (для дыхательной гимнастики), демонстрационный иллюстрированный материал «Насекомые», электронная зрительная гимнастика «Стрекоза», музыкальное сопровождение к динамической паузе и релаксации «Звуки природы».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха. Проследить за правильной осанкой детей.

  1. Дыхательная гимнастика : «Бабочка». Цель: отработка длительности, направленности и силы воздушной струи. Следить за точностью выполнения упражнений. Бабочка летит вверх и долго порхает в воздухе.
  2. Актуализация опорных знаний . Отгадывание загадок .

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Карточки для занятий в детском саду [2, с. 1]

Рис. 1. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 1]

Объяснение семантики слов: «Изумрудный» [4, с. 243] — это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» [4, с. 880] — это спортсмен, ставший победителем в каком-либо соревновании.

Летит — пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар)

Карточки для занятий в детском саду [2, с. 2]

Рис. 2. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 2]

Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком.

Много меда собирает и на чай нас приглашает. (Пчела)

Карточки для занятий в детском саду [2, с. 3]

Рис. 3. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 3]

  1. Введение в тему занятия (проблемное)

Ребята, вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на занятии? Как мы назовем одним словом пчелу, комара, кузнечика?

Вы правильно догадались, мы продолжим знакомиться с насекомыми.

  1. Работа по теме занятия. Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку.

Назовите насекомых, которые находятся на полянке (одно насекомое детям не знакомо). Логопед: это насекомое «Жук-олень» [3, с. 31], его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук-олень обитает только в лесах. Рогами-челюстями он может прокусить даже кожу человека.

Карточки для занятий в детском саду [2, с. 4]

Рис. 4. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 4]

Скажите, что делает на полянке пчела, бабочка, стрекоза, жук-олень, божья коровка? (полные ответы детей). Кто из этих насекомых прыгает, ползает, летает? А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей — санитар леса и т. д.). Кто из насекомых жалит, кусает? Что делают насекомые зимой?

Составление рассказа-описания (детьми) жука. Расскажите, жук, какой? (Ответы детей: рогатый, большой, черный). Что есть у жука? (У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, у жука 6 лапок). Зачем жуку панцирь? (Защита от других животных). Что находится под панцирем? (Тело). Что умеет жук? (Ползать и летать). Чем питается жук? (нектаром, растительной пищей).

Ребята, давайте сосчитаем, сколько всего насекомых изображено на лесной полянке. Назовите каждое насекомое ласково.

  1. Электронная зрительная гимнастика «Стрекоза». Дети следят за перелетом стрекозы, только вращая глазами, без поворота головы. Цель: разгрузка зрения.
  2. Работа у доски. Хоровое чтение чистоговорок о насекомых (громко, тихо). Вместо названий насекомых даны их картинки.

Ла, ла, ла — на цветке сидит пчела.

За, за, за — пролетела стрекоза.

Ук, ук, ук — прожужжал над ухом жук.

Чик, чик, чик — в траве сидит кузнечик.

Ха, ха, ха — прилетела муха.

Теперь над картинками напишем названия насекомых (дети по очереди выходят к доске и делают подписи к картинкам)

  1. Пальчиковая гимнастика «Жук» с речевым сопровождением. Жук жужжит, жук летит, жук усами шевелит.
  2. Работа в тетрадях . Списать с доски названия насекомых, провести звуковой анализ слова «муха».
  3. Динамическая пауза «Бабочка» с музыкальным сопровождением «Шум леса».Цель: координация речи с движением. Ребята, представьте, что вы превратились в больших красивых бабочек. Ваши руки легкие как крылышки бабочек. Давайте взмахнем ими, полетаем и покружимся: «Домовитая хозяйка полетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — и поделится медком. А затем кружится и на руку нам садится».
  4. Закрепление пройденного материала. Д/и «Разложи на две группы». Цель: развитие слогового анализа и синтеза, закрепление знаний о насекомых, приносящих пользу и вред. Определить количество слогов в названии насекомого, к какой группе можно его отнести (вредное или полезное и почему?)
  5. Итог занятия. Оком мы говорили на уроке? О каком новом насекомом вы узнали на занятии?

Оценка деятельности учащихся.

Релаксация под музыку «Шум леса».Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как в ваши ладошки садятся божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. Наше занятие закончилось, до свидания.

Литература:

  1. Аудиодиск «Звуки природы». РМГ Рекорд3, 2005.
  2. Карточки для занятий в детском саду и дома от 3–7 лет — М., Мозаика-синтез, 2009.
  3. Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Насекомые» — М., 2008.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 2007.
Задать вопрос