Конспект урока во 2-м классе на тему «Насекомые»
Автор: Копликова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.
Дата публикации: 07.02.2022
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Копликова, Н. Н. Конспект урока во 2-м классе на тему «Насекомые» / Н. Н. Копликова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7075/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цели:
— закрепить знания учащихся о насекомых, закрепить обобщающее понятие по теме;
— развивать слоговой анализ и синтез, обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков; развивать диалогическую, связную речь и ВПФ;
— воспитывать любовь к родному языку и интерес окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные: правильно и четко называть насекомых, находить их среди других предметов, знать обобщающее понятие, составлять рассказ-описание предмета.
Личностные: проявлять интерес к излагаемому материалу, любить природу и бережно относиться к насекомым.
Формируемые базовые учебные действия:
— Познавательные — уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.
— Личностные — ориентироваться в своей системе знаний.
— Регулятивные — принимать учебную задачу, действовать по плану.
— Коммуникативные — слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге.
Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карандаши, картинка бабочки на нитке (для дыхательной гимнастики), демонстрационный иллюстрированный материал «Насекомые», электронная зрительная гимнастика «Стрекоза», музыкальное сопровождение к динамической паузе и релаксации «Звуки природы».
Ход занятия:
- Организационный момент
Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха. Проследить за правильной осанкой детей.
- Дыхательная гимнастика : «Бабочка». Цель: отработка длительности, направленности и силы воздушной струи. Следить за точностью выполнения упражнений. Бабочка летит вверх и долго порхает в воздухе.
- Актуализация опорных знаний . Отгадывание загадок .
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Рис. 1. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 1]
Объяснение семантики слов: «Изумрудный» [4, с. 243] — это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» [4, с. 880] — это спортсмен, ставший победителем в каком-либо соревновании.
Летит — пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Рис. 2. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 2]
Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком.
Много меда собирает и на чай нас приглашает. (Пчела)
Рис. 3. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 3]
- Введение в тему занятия (проблемное)
Ребята, вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на занятии? Как мы назовем одним словом пчелу, комара, кузнечика?
Вы правильно догадались, мы продолжим знакомиться с насекомыми.
- Работа по теме занятия. Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку.
Назовите насекомых, которые находятся на полянке (одно насекомое детям не знакомо). Логопед: это насекомое «Жук-олень» [3, с. 31], его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук-олень обитает только в лесах. Рогами-челюстями он может прокусить даже кожу человека.
Рис. 4. Карточки для занятий в детском саду [2, с. 4]
Скажите, что делает на полянке пчела, бабочка, стрекоза, жук-олень, божья коровка? (полные ответы детей). Кто из этих насекомых прыгает, ползает, летает? А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей — санитар леса и т. д.). Кто из насекомых жалит, кусает? Что делают насекомые зимой?
Составление рассказа-описания (детьми) жука. Расскажите, жук, какой? (Ответы детей: рогатый, большой, черный). Что есть у жука? (У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, у жука 6 лапок). Зачем жуку панцирь? (Защита от других животных). Что находится под панцирем? (Тело). Что умеет жук? (Ползать и летать). Чем питается жук? (нектаром, растительной пищей).
Ребята, давайте сосчитаем, сколько всего насекомых изображено на лесной полянке. Назовите каждое насекомое ласково.
- Электронная зрительная гимнастика «Стрекоза». Дети следят за перелетом стрекозы, только вращая глазами, без поворота головы. Цель: разгрузка зрения.
- Работа у доски. Хоровое чтение чистоговорок о насекомых (громко, тихо). Вместо названий насекомых даны их картинки.
Ла, ла, ла — на цветке сидит пчела.
За, за, за — пролетела стрекоза.
Ук, ук, ук — прожужжал над ухом жук.
Чик, чик, чик — в траве сидит кузнечик.
Ха, ха, ха — прилетела муха.
Теперь над картинками напишем названия насекомых (дети по очереди выходят к доске и делают подписи к картинкам)
- Пальчиковая гимнастика «Жук» с речевым сопровождением. Жук жужжит, жук летит, жук усами шевелит.
- Работа в тетрадях . Списать с доски названия насекомых, провести звуковой анализ слова «муха».
- Динамическая пауза «Бабочка» с музыкальным сопровождением «Шум леса».Цель: координация речи с движением. Ребята, представьте, что вы превратились в больших красивых бабочек. Ваши руки легкие как крылышки бабочек. Давайте взмахнем ими, полетаем и покружимся: «Домовитая хозяйка полетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — и поделится медком. А затем кружится и на руку нам садится».
- Закрепление пройденного материала. Д/и «Разложи на две группы». Цель: развитие слогового анализа и синтеза, закрепление знаний о насекомых, приносящих пользу и вред. Определить количество слогов в названии насекомого, к какой группе можно его отнести (вредное или полезное и почему?)
- Итог занятия. Оком мы говорили на уроке? О каком новом насекомом вы узнали на занятии?
Оценка деятельности учащихся.
Релаксация под музыку «Шум леса».Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как в ваши ладошки садятся божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. Наше занятие закончилось, до свидания.
Литература:
- Аудиодиск «Звуки природы». РМГ Рекорд3, 2005.
- Карточки для занятий в детском саду и дома от 3–7 лет — М., Мозаика-синтез, 2009.
- Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Насекомые» — М., 2008.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 2007.