В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.
НКО активно предоставляют, прежде всего, социальные услуги, среди которых на примере можно рассмотреть:
предоставляющие безвозмездные услуги в социальной сфере наиболее нуждающимся группам населения: бездомным, безработным, беженцам и т. д.; (НКО с социальной направленностью, благотворительные фонды и организации, национально-культурные организации) [1];
организации гражданского контроля, содействующие развитию законотворчеству (Молодежные парламенты [2], молодежные правительства [3], юридические молодежные клубы);
организации, защищающие права человека (общественные организации по защите прав человека, правовые клиники, работающие на бесплатной или льготной основе) [4];
организации по сохранению и защите окружающей среды (экологические организации и клубы);
организации по развитию управленческих кадров, управленческой среды и инфраструктуры, площадки по обмену управленческими навыками, опытом и компетенциями (лекции, семинары, круглые столы) для повышения качества управленческих кадров [5].
Общественные организации практикуют дополнительное образование по различным направлениям, используя различные механизмы закрепления на практике полученных знаний по теории в виде: ролевых игр, мозговых штурмов, практическое проектирование, решение теоретических и реальных кейсов.
Также общественные организации практикуют различных подходы при передачи накопленного опыта и навыков:
- Интегративность — возможность объединения организации, высшей школы (института), коммерческих партнеров, органов власти и СМИ, вокруг одной темы, цели, проблемы или мероприятия, для максимально эффективного взаимодействия.
- Инклюзивность — погружение в обучающую среду, посредством ролевого взаимодействия, создание и решение реальных ситуаций в практической форме.
- Интерактивность — включенность всех участников в обучающий процесс с их активными ролями, что повышает эффективность обучения, и затрагивает практический опыт.
Стоит также отметить, что процесс повышения конкурентоспособности современной образовательной, социальной системы России, с развитие демократических основ, правового государства, на местном и федеральном уровне настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям, научно-техническому и общественному прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим общественной сферы, среди которых особое место занимают некоммерческие организации. По сравнению с коммерческими организациями, они ставят иные цели, используют особые механизмы взаимодействия с окружающим миром, управления и образования, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых образовательных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов, для повышения гражданской социализации общества и становления демократических ценностей.
Основной акцент в стратегии развития НКО в последние годы делался на институциональное развитие третьего сектора, развитие его инфраструктуры, включающей организацию информационного обмена, открытие ресурсных центров, социальной бизнес — инкубации.
Если говорить об основной стратегии, избранной инфраструктурными НКО, формирующими условия для развития третьего сектора в целом, то она в последние годы развивалась в рамках идеи «социального партнерства» или Государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках связок общество-бизнес-власть. Специальным направлением этой стратегии являлась работа со средствами массовой информации, направленная на формирование позитивного имиджа НКО, и широкое включение населения в волонтерскую работу.
Реализация этой стратегии действительно способствовала тому, что в ряде регионов механизмы «социального партнерства» такие как государственный грант, государственный социальный заказ и т. п. наблюдается, пусть пока и слабая, тенденция повышения социальной ответственности бизнеса. По данным Агентства социальной информации, растет число упоминаний НКО в СМИ, а также появление общественных организаций, специализирующихся на сборе информации от НКО и её масштабирование (на примере молодежного информационного агентства МИР) [6]. Однако, реализация этой стратегии слабо способствовала широкому повышению интереса к деятельности НКО со стороны населения. Другими словами, российские НКО, в отличие от западных, не имеют устойчивой почвы в лице системной поддержки граждан, питающей их инициативы снизу.
Несмотря на позитивные тенденции, выявляется и ряд проблем в возможности системной работы НКО в предоставлении услуг:
- Большая часть общественных организаций в России не способны оказывать качественные услуги системно.
- Организации которые ведут деятельность по оказанию социальных услуг безвозмездно, не формируют из таких услуг продукт для социального предпринимательства для платежеспособной части населения.
- НКО не хватает материальных и кадровых ресурсов для дальнейшего качественного, количественного и профессионального роста
- Лучшие практики, созданные в регионах, не ретранслируются в другие регионы (слабые площадки для тиражирования практик)
Стоит также отметить большую зависимость общественных организаций от регионального и федерального финансирования по проектным программам. С одной стороны это позволяет организациям функционировать и выполнять социально значимые функции, которые мы рассмотрели на примере некоторых организаций. С другой стороны это расслабляет организации с точки зрения способности функционировать самостоятельно без дополнительного финансирования, искать выгодные партнерства, разрабатывать дополнительные продукты, использовать модели ГЧП, и ставит организации в зависимость только от побед в грантах.
На примере СРОО по поддержки гражданских инициатив «Общественный институт развития» можно выделить несколько дополнительных линий используемые для развития организации:
поиск новых партнерств на взаимовыгодных условиях, для изменения и совершенствования общественный среды через реализацию проектов;
организация модельных школ и программ финансируемые за счет организации и партнеров, что в дальнейшем участникам таких программ, дает возможность трудоустройства к партнерам с уже необходимыми навыками;
организация и проведения совместно с юридическими компаниями льготных и бесплатных консультаций для социально незащищенных слоев населения;
консультация на льготных условиях по социальному и бизнес проектированию;
консультации по ресурсному управлению проектами организаций;
проведение лекций и семинаров от экспертов организации для студентов на бесплатной основе, для руководителей коммерческих компаний на льготных условиях, для развития конкуренции;
совершенствование и развитие новых направлений деятельности на льготных и бесплатных условиях;
проведение исследований общественного мнения по заказам коммерческих компаний и т. д.
Таким образом, организация способна с одной стороны выполнять социально значимые функции, оказывать услуги бесплатно для незащищенных слоев, снижать социальную напряженность. С другой стороны оказывая услуги на коммерческих и льготных основаниях для платежеспособного населения и коммерческих компаний, организация самофинансирует внутренние программы, обеспечивает дальнейшее качественное и количественное развития организации и расширяет сеть партнеров, контролирует и повышает стандарт качества своих услуг. Таким образом, организация способна исполнять свои социальные функции без получения дополнительной поддержки.
В рамках кризисных явлений 2015 года НКО начали осваивать программы по переквалификации персонала, подбору вакансий исходя из профориентации человека. В кризисное время деятельность общественных организаций особо значима, так как влияют на снижение общественно-политической напряженности, консультируют граждан бесплатно или на льготной основе по открытию бизнеса, по юридическим делам, проводят обучения студентов и молодежи вне обучающих программ ВУЗов, максимально адаптируя теоретические знания в область практики, организуют волонтерские группы для помощи нуждающимся. НКО в таком случаи, при увеличении масштаба деятельности, системности и институциональной поддержки, способны стать новым драйвером развития экономики.
Литература:
- Официальный сайт: Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» http://www.nb-fund.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации http://mprf.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Ассоциация Молодежных Правительств Российской Федерации http://www.molprav.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Ассоциация «Юристы за гражданское общество» http://www.lawcs.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: СРОО «Ассоциация управленческих кадров» http://аук.орг.рф [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Молодежное информационное агентство «МИР» («Молодежь-инициатива-развитие») http://miamir.ru/ [Электронный ресурс]