Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 4630 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, В. С. Герасимов, А. Е. Жмурко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25408/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.

НКО активно предоставляют, прежде всего, социальные услуги, среди которых на примере можно рассмотреть:

          предоставляющие безвозмездные услуги в социальной сфере наиболее нуждающимся группам населения: бездомным, безработным, беженцам и т. д.; (НКО с социальной направленностью, благотворительные фонды и организации, национально-культурные организации) [1];

          организации гражданского контроля, содействующие развитию законотворчеству (Молодежные парламенты [2], молодежные правительства [3], юридические молодежные клубы);

          организации, защищающие права человека (общественные организации по защите прав человека, правовые клиники, работающие на бесплатной или льготной основе) [4];

          организации по сохранению и защите окружающей среды (экологические организации и клубы);

          организации по развитию управленческих кадров, управленческой среды и инфраструктуры, площадки по обмену управленческими навыками, опытом и компетенциями (лекции, семинары, круглые столы) для повышения качества управленческих кадров [5].

Общественные организации практикуют дополнительное образование по различным направлениям, используя различные механизмы закрепления на практике полученных знаний по теории в виде: ролевых игр, мозговых штурмов, практическое проектирование, решение теоретических и реальных кейсов.

Также общественные организации практикуют различных подходы при передачи накопленного опыта и навыков:

  1.      Интегративность — возможность объединения организации, высшей школы (института), коммерческих партнеров, органов власти и СМИ, вокруг одной темы, цели, проблемы или мероприятия, для максимально эффективного взаимодействия.
  2.      Инклюзивность — погружение в обучающую среду, посредством ролевого взаимодействия, создание и решение реальных ситуаций в практической форме.
  3.      Интерактивность — включенность всех участников в обучающий процесс с их активными ролями, что повышает эффективность обучения, и затрагивает практический опыт.

Стоит также отметить, что процесс повышения конкурентоспособности современной образовательной, социальной системы России, с развитие демократических основ, правового государства, на местном и федеральном уровне настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям, научно-техническому и общественному прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим общественной сферы, среди которых особое место занимают некоммерческие организации. По сравнению с коммерческими организациями, они ставят иные цели, используют особые механизмы взаимодействия с окружающим миром, управления и образования, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых образовательных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов, для повышения гражданской социализации общества и становления демократических ценностей.

Основной акцент в стратегии развития НКО в последние годы делался на институциональное развитие третьего сектора, развитие его инфраструктуры, включающей организацию информационного обмена, открытие ресурсных центров, социальной бизнес — инкубации.

Если говорить об основной стратегии, избранной инфраструктурными НКО, формирующими условия для развития третьего сектора в целом, то она в последние годы развивалась в рамках идеи «социального партнерства» или Государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках связок общество-бизнес-власть. Специальным направлением этой стратегии являлась работа со средствами массовой информации, направленная на формирование позитивного имиджа НКО, и широкое включение населения в волонтерскую работу.

Реализация этой стратегии действительно способствовала тому, что в ряде регионов механизмы «социального партнерства» такие как государственный грант, государственный социальный заказ и т. п. наблюдается, пусть пока и слабая, тенденция повышения социальной ответственности бизнеса. По данным Агентства социальной информации, растет число упоминаний НКО в СМИ, а также появление общественных организаций, специализирующихся на сборе информации от НКО и её масштабирование (на примере молодежного информационного агентства МИР) [6]. Однако, реализация этой стратегии слабо способствовала широкому повышению интереса к деятельности НКО со стороны населения. Другими словами, российские НКО, в отличие от западных, не имеют устойчивой почвы в лице системной поддержки граждан, питающей их инициативы снизу.

Несмотря на позитивные тенденции, выявляется и ряд проблем в возможности системной работы НКО в предоставлении услуг:

  1. Большая часть общественных организаций в России не способны оказывать качественные услуги системно.
  2. Организации которые ведут деятельность по оказанию социальных услуг безвозмездно, не формируют из таких услуг продукт для социального предпринимательства для платежеспособной части населения.
  3. НКО не хватает материальных и кадровых ресурсов для дальнейшего качественного, количественного и профессионального роста
  4. Лучшие практики, созданные в регионах, не ретранслируются в другие регионы (слабые площадки для тиражирования практик)

Стоит также отметить большую зависимость общественных организаций от регионального и федерального финансирования по проектным программам. С одной стороны это позволяет организациям функционировать и выполнять социально значимые функции, которые мы рассмотрели на примере некоторых организаций. С другой стороны это расслабляет организации с точки зрения способности функционировать самостоятельно без дополнительного финансирования, искать выгодные партнерства, разрабатывать дополнительные продукты, использовать модели ГЧП, и ставит организации в зависимость только от побед в грантах.

На примере СРОО по поддержки гражданских инициатив «Общественный институт развития» можно выделить несколько дополнительных линий используемые для развития организации:

          поиск новых партнерств на взаимовыгодных условиях, для изменения и совершенствования общественный среды через реализацию проектов;

          организация модельных школ и программ финансируемые за счет организации и партнеров, что в дальнейшем участникам таких программ, дает возможность трудоустройства к партнерам с уже необходимыми навыками;

          организация и проведения совместно с юридическими компаниями льготных и бесплатных консультаций для социально незащищенных слоев населения;

          консультация на льготных условиях по социальному и бизнес проектированию;

          консультации по ресурсному управлению проектами организаций;

          проведение лекций и семинаров от экспертов организации для студентов на бесплатной основе, для руководителей коммерческих компаний на льготных условиях, для развития конкуренции;

          совершенствование и развитие новых направлений деятельности на льготных и бесплатных условиях;

          проведение исследований общественного мнения по заказам коммерческих компаний и т. д.

Таким образом, организация способна с одной стороны выполнять социально значимые функции, оказывать услуги бесплатно для незащищенных слоев, снижать социальную напряженность. С другой стороны оказывая услуги на коммерческих и льготных основаниях для платежеспособного населения и коммерческих компаний, организация самофинансирует внутренние программы, обеспечивает дальнейшее качественное и количественное развития организации и расширяет сеть партнеров, контролирует и повышает стандарт качества своих услуг. Таким образом, организация способна исполнять свои социальные функции без получения дополнительной поддержки.

В рамках кризисных явлений 2015 года НКО начали осваивать программы по переквалификации персонала, подбору вакансий исходя из профориентации человека. В кризисное время деятельность общественных организаций особо значима, так как влияют на снижение общественно-политической напряженности, консультируют граждан бесплатно или на льготной основе по открытию бизнеса, по юридическим делам, проводят обучения студентов и молодежи вне обучающих программ ВУЗов, максимально адаптируя теоретические знания в область практики, организуют волонтерские группы для помощи нуждающимся. НКО в таком случаи, при увеличении масштаба деятельности, системности и институциональной поддержки, способны стать новым драйвером развития экономики.

 

Литература:

 

  1.                Официальный сайт: Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» http://www.nb-fund.ru/ [Электронный ресурс]
  2.                Официальный сайт: Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации http://mprf.ru/ [Электронный ресурс]
  3.                Официальный сайт: Ассоциация Молодежных Правительств Российской Федерации http://www.molprav.ru/ [Электронный ресурс]
  4.                Официальный сайт: Ассоциация «Юристы за гражданское общество» http://www.lawcs.ru/ [Электронный ресурс]
  5.                Официальный сайт: СРОО «Ассоциация управленческих кадров» http://аук.орг.рф [Электронный ресурс]
  6.                Официальный сайт: Молодежное информационное агентство «МИР» («Молодежь-инициатива-развитие») http://miamir.ru/ [Электронный ресурс]
Основные термины (генерируются автоматически): НКО, услуга, льготная основа, программа, реализация этой.


Похожие статьи

Влияние внешней миграции на социальные аспекты

Интегрированная отчетность: принципы формирования и основные задачи

Роль бизнес-ангелов в финансировании инноваций. Проблемы и перспективы данного вида финансирования

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Государственное управление здравоохранением: экономическая сущность, проблемы и особенности здравоохранения в малых городах

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Методика дистанционного образования: причины и методы решения проблемы

Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Похожие статьи

Влияние внешней миграции на социальные аспекты

Интегрированная отчетность: принципы формирования и основные задачи

Роль бизнес-ангелов в финансировании инноваций. Проблемы и перспективы данного вида финансирования

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Государственное управление здравоохранением: экономическая сущность, проблемы и особенности здравоохранения в малых городах

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Методика дистанционного образования: причины и методы решения проблемы

Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Задать вопрос