Социально ориентированная некоммерческая организация как важнейший институт обеспечения прав и свобод гражданина и человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 17.01.2019

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Социально ориентированная некоммерческая организация как важнейший институт обеспечения прав и свобод гражданина и человека / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55496/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современное российское общество находится в переходном периоде своего развития под влиянием различных экономических, политических и, как следствие, социальных факторов. В этих условиях особое значение обретает право граждан на объединения, закрепленное международным [1] и национальным правом, его реализация и способность членов общества к самоорганизации и взаимодействию. Указанные процессы предопределяют важнейшую роль некоммерческих организаций в жизни нашего общества, так как они способствуют становлению гражданского общества путем формирования организационно-упорядоченных объединений граждан.

Некоммерческие организации по своей природе являются институтами, созданными для достижения социально полезных целей, реализация общественно важных инициатив и задач. С учетом того, что Конституцией Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, [2] среди некоммерческих организаций на первый план выходят социально ориентированные некоммерческие организации. Целью указанных организаций является осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также различных видов деятельности, предусмотренных федеральным законодательством [3].

Законодательством Российской Федерации предусмотрена также дополнительная форма социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнитель общественно полезных услуг. Такая некоммерческая организация осуществляет деятельность, значение которой в масштабах общества и страны переоценить невозможно, однако, при реализации своих функций они сталкиваются с препятствиями, решение которых необходимо для достижения поставленных перед ними целей.

Учитывая важность вопроса государственной поддержки некоммерческих организаций и в целях стимулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации утверждены приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг [4].

Понятие социально ориентированной некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг является относительно новым для правовой действительности российского законодательства. С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг», которым введены поправки в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающими понятие такой организации и порядок признания ее исполнителем общественно полезных услуг.

В настоящее время Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает требования, которым должна соответствовать некоммерческая организация, претендующая на статус исполнителя общественного полезных услуг. К таким критериям относятся, в первую очередь, социальная ориентация организации; оказание на протяжении одного года и более общественно полезных услуг надлежащего качества; отсутствие задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам, а также, некоммерческая организация не должна являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента [3]. Необходимо отметить, что признание организации исполнителем общественно полезных услуг неразрывно связано с ее включением в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Перечень общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении Перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания», которым также утверждены непосредственно Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Исходя из положений данного Перечня к таким услугам относятся наиболее важные социальные вопросы, от социального обслуживания и социальной адаптации, трудоустройства, до организации отдыха и оздоровления детей, физической культуры и массового спорта [5].

Получение указанного статуса предоставляет некоммерческим организациям некоторые преференции: они наделяются правом на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Соответствующая поддержка будет оказываться некоммерческим организациям, признанным исполнителями общественно полезных услуг, не менее 2 лет. Одной из наиболее востребованных мер государственной поддержки является предоставление бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, к таким мерам также относятся получение во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле- и радиоканалах и иные формы поддержки.

Несмотря на то, что общий правовой статус некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг закреплен федеральным законодательством, субъекты Российской Федерации, равно как и муниципальные образования, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно. Так, в связи с особенностями жизни региона, органами государственной власти Астраханской области разработан ряд нормативных правовых актов, регулирующих предоставление поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. К примеру, Законом Астраханской области от 18.12.2017 № 89/2017-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предоставление субсидий данным организациям [6]. Также государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 399-П, предусмотрена подпрограмма 6 «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Астраханской области», которая закрепляет предоставление информационной, образовательной, консультативной поддержки таким организациям, а также обеспечение информированности населения об их деятельности [7]. Кроме того, постановлением Правительства Астраханской области от 12.03.2018 № 71-П «О Порядке определения объема и предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Астраханской области социально ориентированным некоммерческим организациям в Астраханской области» определена процедура предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Астраханской области данным организациям, целью предоставления которых является решение возникающих социальных проблем Астраханской области [8].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что вопреки урегулированию законодательством Российской Федерации общих положений, устанавливающих основы функционирования рассматриваемых организаций, региональный законодатель должен принимать во внимание потребности каждого региона исходя из его специфики и осуществлять соответствующее нормативное правовое регулирования в интересах.

Исходя из замысла федерального законодателя статус исполнителя общественно полезных услуг предоставляет для социально ориентированных некоммерческих организаций доступ к государственной поддержке, выражаемой в различных формах. Одновременно в своей деятельности такие организации встречают ряд проблем, препятствующих достижению целей, ради которых они созданы.

Наиболее серьезной проблемой, отмечаемой представителями некоммерческих организаций, является отсутствие обязанности со стороны органов государственной власти по представлению форм поддержки исполнителям общественно полезных услуг. Федеральное законодательство предусматривает различные формы поддержки исполнителей общественно полезных услуг, однако не предусматривает конкретные меры, тем самым передавая данный вопрос на решение субъектов Российской Федерации. В то же время, большинство из них имеют дефицитные бюджеты, в связи с чем не могут предусмотреть дополнительные расходы, в том числе в рассматриваемой сфере.

Большую роль также играет отсутствие достаточного опыта населения в управлении и деятельности некоммерческих организаций, что вызывает определенную степень недоверия общества к негосударственным организациям, предоставляющим социальные услуги.

Кроме того, важным фактором остается то, что вопросы лицензирования негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги, законодательно не урегулированы, равно как и порядок проведения независимой оценки осуществления регулярного контроля за качеством оказания услуг в негосударственных учреждениях. Указанные пробелы в законодательном регулировании также выступают обстоятельствами, не способствующими вовлечению некоммерческих организаций в процесс исполнения общественно полезных услуг ввиду не установленного порядка разрешения тех или иных ситуаций.

Вместе с тем важным остается воспитание в общественном сознании иного воззрения на деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, в первую очередь, донесение до должностных лиц и иных представителей власти значимости работы таких некоммерческих организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в данную область, а также установлением особого контроля за расходованием предоставляемых денежных средств и иного имущества.

Также практика регионов показывает, что проведение мероприятий по развитию добровольческого движения способствует поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. В этих целях эффективным является вовлечение населения в волонтерскую деятельность, обучение по оказанию социальных услуг на базе государственных организаций, организация деятельности добровольцев в учреждениях социального обслуживания.

Наиболее привлекательным вариантом разрешения выявляемых проблем является разработка высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации комплексных планов мероприятий по обеспечению доступности населения к услугам, предоставляемым социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, а также создание соответствующего координационного (совещательного) органа. Разработка и принятие такого нормативного правового акта и создание указанного органа позволит своевременно реагировать на проблемы в деятельности организаций и оперативно их устранять.

Таким образом, отсутствие опыта в регулировании деятельности существования некоммерческих организаций рассматриваемой формы ввиду непродолжительного периода их существования обуславливает необходимость тщательного изучения возникающих проблем и создания дальнейших благоприятных условий для передачи некоммерческим организациям части государственных функций по оказанию социальных услуг населению, что является важной составляющей развития гражданского общества.

Социально ориентированные некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг становятся неотъемлемой часть нашего общества. Несмотря на то, что данный институт появился в российском правовом поле относительно недавно, результаты его введения не могут быть оставлены незамеченными. Опыт различных регионов демонстрирует, что привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к исполнению общественно полезных услуг не только приводит к улучшению качества предоставляемых услуг, но и может способствовать увеличению эффективности использования бюджетных средств, так как происходит непосредственное взаимодействие с конечными получателями услуг.

Однако, несмотря на закрепленные в законодательстве гарантии деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг, на практике получить к ним доступ оказывается для некоммерческих организаций достаточно затруднительно.

В связи с этим важным представляется осуществление взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, направленное на привлечение и стимулирование данных организаций к получению статуса исполнителя общественно полезных услуг и установление контакта между ними и населением. Для достижения данной цели до принятия существенных мероприятий органами государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается территориальным органам Минюста России проводить на постоянной основе рабочие встречи с социально ориентированными некоммерческими организациями во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления и иными общественными учреждениями, в рамках которых возможна разработка совместной стратегии деятельности некоммерческих организаций в рассматриваемой сфере, разъяснение процедуры и оказание содействия некоммерческим организациям в получении указанного статуса, предусмотренных законодательством гарантий, а также разработка рекомендаций для нормативно-правового регулирования данной сферы.

Литература:

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах, Резолюция 2200 (XXI) 16.12.1966 Генеральной Ассамблеи ООН
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении Перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
  6. Закон Астраханской области от 18.12.2017 № 89/2017-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
  7. постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014
  8. № 399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области».
  9. постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2018 № 71-П «О Порядке определения объема и предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Астраханской области социально ориентированным некоммерческим организациям в Астраханской области».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Астраханская область, услуга, некоммерческая организация, государственная поддержка, гражданское общество, исполнитель, постановление Правительства, федеральное законодательство, государственная власть.


Похожие статьи

Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности

Защита персональных данных в сети Интернет как один из важных аспектов функционирования сайта образовательной организации

Основные международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Институт страхования как инструмент защиты прав корпоративных предприятий и потребителей в сфере туризма

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Защита прав и свобод человека и гражданина как государственная обязанность прокурора

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Похожие статьи

Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности

Защита персональных данных в сети Интернет как один из важных аспектов функционирования сайта образовательной организации

Основные международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Институт страхования как инструмент защиты прав корпоративных предприятий и потребителей в сфере туризма

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Защита прав и свобод человека и гражданина как государственная обязанность прокурора

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Задать вопрос