Методика изучения тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий студентами бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Полевщиков, И. С. Методика изучения тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий студентами бакалавриата / И. С. Полевщиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25388/ (дата обращения: 16.12.2024).


 

Одной из дисциплин, изучаемых студентами бакалавриата по направлению «Программная инженерия», является «Тестирование программного обеспечения». Известно, что тестирование представляет собой один из этапов жизненного цикла разработки программного обеспечения и важнейшую составляющую поддержки качества программного обеспечения [1–7].

В ходе одной из лабораторных работ студент должен научиться производить тестирование программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий. Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме.

В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования, сопровождаемая примерами. Известно, что диаграммы причинно-следственных связей используются для проектирования тестовых вариантов и обеспечивают формальную запись логических условий и соответствующих действий [1, 8]. Детально разобраны основные шаги этого метода тестирования: выявление причин и следствий; построение графа причинно-следственных связей; преобразование графа в таблицу решений; преобразование столбцов таблицы решений в тестовые варианты; сравнение реальных результатов тестовых вариантов с ожидаемыми.

Для иллюстрации способа тестирования рассмотрен пример программы, выполняющей расчет оплаты за Интернет. Расчет может выполняться по одному из двух видов тарифов.

При расчете по первому тарифу:

1)                 при месячном использовании Интернета меньшем, чем 10 Гб, выставляется фиксированная сумма;

2)                 при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 10 Гб, применяется процедура «А» планирования расчета.

При расчете по второму тарифу:

1)        при месячном использовании Интернета меньшем, чем 10 Гб, применяется процедура «А» планирования расчета;

2)        при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 10 Гб, но при этом меньшем, чем 20 Гб, применяется процедура «Б» планирования расчета;

3)        при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 20 Гб, применяется процедура «В» планирования расчета.

На первом шаге данного способа тестирования определим причины и следствия, а также присвоим им идентификаторы.

Причинами в данной задаче будут являться:

1)     расчет по первому тарифу;

2)     расчет по второму тарифу;

3)     месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб;

4)     месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб;

5)     месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб, но при этом меньше, чем 20 Гб;

6)     месячное использование Интернета больше или равно, чем 20 Гб.

Следствиями в данной задаче будут являться:

1)     101 — выставление фиксированной суммы;

2)     102 — применение процедуры «А» планирования расчета;

3)     103 — применение процедуры «Б» планирования расчета;

4)     104 — применение процедуры «В» планирования расчета.

На втором шаге рассматриваемого способа тестирования разрабатывается граф причинно-следственных связей (рис. 1). Узлы причин перечисляются по вертикали в левой части графа, а узлы следствий — в правой части графа. Для следствия 102 возникает необходимость введения вторичных причин, обозначенных как 11 и 12, которые размещаются в центральной части графа.

Рис. 1. Граф причинно-следственных связей


 

На третьем шаге осуществляется генерация таблицы решений на основе описанного выше алгоритма.

Таблица решений для нашего примера показана в табл. 1.


 

Таблица 1

Таблица решений для расчета оплаты за Интернет

Номера столбцов

1

2

3

4

5

Причины

1

1

1

0

0

0

2

0

0

1

1

1

3

1

0

1

0

0

4

0

1

0

0

0

5

0

0

0

1

0

6

0

0

0

0

1

Вторичные причины

11

0

1

0

0

0

12

0

0

1

0

0

Следствия

101

1

0

0

0

0

102

0

1

1

0

0

103

0

0

0

1

0

104

0

0

0

0

1

             

 

На четвертом шаге выполняется преобразование каждого столбца таблицы в тестовый вариант. В нашем примере таких вариантов пять.

Тестовый вариант 1 (столбец 1):

Исходные данные: Расчет по первому тарифу. Месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб.

Ожидаемый результат: Выставление фиксированной суммы.

Тестовый вариант 2 (столбец 2):

Исходные данные: Расчет по первому тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб.

Ожидаемый результат: Применение процедуры «А» планирования расчета.

Тестовый вариант 3 (столбец 3):

Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб.

Ожидаемый результат: Применение процедуры «А» планирования расчета.

Тестовый вариант 4 (столбец 4):

Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб, но при этом меньше, чем 20 Гб.

Ожидаемый результат: Применение процедуры «Б» планирования расчета.

Тестовый вариант 5 (столбец 5):

Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 20 Гб.

Ожидаемый результат: Применение процедуры «В» планирования расчета.

Таким образом, в разработанном методическом пособии в компактном виде изложена необходимая теория, посвященная основным понятиям и шагам тестирования программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий, снабженная достаточным количеством примеров. Изучив «Краткие теоретические сведения» методического пособия, студенты приступают к самостоятельному решению подобных задач.


 

Литература:


 

  1.      Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
  2.      Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.
  3.      Темичев А. А., Файзрахманов Р. А. Аналитический обзор средств автоматизации тестирования производительности применительно к системам мониторинга // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2015. № 3 (15). С. 117–133.
  4.      Полевщиков И. С., Байков В. С., Швецов М. Д. Разработка методического пособия на тему «Тестирование условий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 84–90.
  5.      Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 83–85.
  6.      Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования базового пути // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 60–63.
  7.      Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования условий // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 63–67.
  8.      Полевщиков И. С., Кондратович М. А., Селиванова О. И. Разработка методического пособия на тему «Способ диаграмм причин-следствий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 79–84.
Основные термины (генерируются автоматически): месячное использование Интернета, планирование расчета, тестовый вариант, ожидаемый результат, программное обеспечение, процедура, Расчет, таблица решений, тариф, фиксированная сумма.


Похожие статьи

Типовые задачи по тестированию программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий в процессе обучения студентов

Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Методика изучения тестирования циклов студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Методическая система обучения математическим методам с использованием SPSS студентов-психологов

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Особенности изучения способа тестирования базового пути студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» (часть 2)

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Особенности изучения способа тестирования базового пути студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» (часть 1)

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Похожие статьи

Типовые задачи по тестированию программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий в процессе обучения студентов

Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Методика изучения тестирования циклов студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Методическая система обучения математическим методам с использованием SPSS студентов-психологов

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Особенности изучения способа тестирования базового пути студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» (часть 2)

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Особенности изучения способа тестирования базового пути студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» (часть 1)

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Задать вопрос