Дисциплина «Тестирование программного обеспечения», изучаемая студентами бакалавриата, обучающимися по направлению «Программная инженерия», является очень важной, поскольку тестирование представляет собой один из этапов жизненного цикла разработки программного обеспечения и необходимую составляющую поддержки качества программного обеспечения [1–7].
В ходе одной из лабораторных работ студент должен научиться производить тестирование программного обеспечения, используя подходы к тестированию циклов. Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме.
В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования, сопровождаемая примерами. Известно, что цикл представляет собой одну из основных составляющих при построении алгоритмов в программном обеспечении [1, 8]. В процессе тестирования циклов существенную роль играет правильная конструкция циклов. Поэтому в пособии по данной теме основное внимание уделяется специфике тестирования основных конструкций циклов: простых, вложенных, объединенных, неструктурированных [1].
Далее приведем фрагмент содержания этого раздела, а именно детальный пример тестирования программы.
Протестируем программу с вложенными циклами. Необходимо вычислить среднее арифметическое элементов трехмерного массива.
Текст программы, написанной на языке Pascal, представлен на рис. 1.
Используем методику тестирования вложенных циклов. Простой цикл будем тестировать на минимальных и максимальных значениях параметра цикла. Работу начнем с внутреннего цикла (параметр цикла — ), затем перейдем к среднему (параметр цикла — ), а завершим — внешним циклом (параметр цикла — ).
Рис. 1. Текст программы на языке Pascal
Таким образом, разработаны следующие тестовые варианты:
Тестовый вариант ТВ1:
Исходные данные (ИД): Количество итераций равно: , , .
Ожидаемый результат (ОЖ.РЕЗ.): Среднее арифметическое элементов массива равно элементу .
Тестовый вариант ТВ2:
ИД: Количество итераций равно: , , .
ОЖ.РЕЗ.: Среднее арифметическое элементов массива равно .
Тестовый вариант ТВ3:
ИД: Количество итераций равно: , , .
ОЖ.РЕЗ.: Среднее арифметическое элементов массива равно .
Тестовый вариант ТВ4:
ИД: Количество итераций равно: , , .
ОЖ.РЕЗ.: Среднее арифметическое элементов массива равно .
Далее реальные результаты каждого тестового варианта необходимо сравнить с ожидаемыми результатами.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ1:
m=1
n=1
p=1
Массив:
-19
Среднее арифметическое: -19.00
Результат удовлетворяет ожидаемому.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ2:
m=1
n=1
p=5
Массив:
-7 0 2 -32 -1
Среднее арифметическое: -7.60
Результат удовлетворяет ожидаемому.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ3:
m=1
n=5
p=3
Массив:
-37 45 -1
9 43 28
-13 -40 6
0 -28 18
-41 4 -30
Среднее арифметическое: -2.47
Результат удовлетворяет ожидаемому.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ4:
m=5
n=3
p=2
Массив:
26 16
-41 17
46 -10
10 -35
-37 -3
-17 9
40 39
12 -45
-39 14
14 48
6 -36
34 23
21 -46
-18 -41
5 -45
Среднее арифметическое: -1.10
Результат удовлетворяет ожидаемому.
Таким образом, в разработанном методическом пособии в компактном виде изложена необходимая теория, посвященная основным понятиям и формулам, связанным с тестированием циклов, снабженная достаточным количеством примеров. Изучив «Краткие теоретические сведения» методического пособия, студенты приступают к самостоятельному решению подобных задач.
Литература:
- Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
- Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.
- Темичев А. А., Файзрахманов Р. А. Аналитический обзор средств автоматизации тестирования производительности применительно к системам мониторинга // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2015. № 3 (15). С. 117–133.
- Полевщиков И. С., Кондратович М. А., Селиванова О. И. Разработка методического пособия на тему «Способ диаграмм причин-следствий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 79–84.
- Полевщиков И. С., Байков В. С., Швецов М. Д. Разработка методического пособия на тему «Тестирование условий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 84–90.
- Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 83–85.
- Полевщиков И. С. Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» // Молодой ученый. 2015. № 18(98). С. 15–18.
- Полевщиков И. С. Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы цикла» для студентов бакалавриата // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 110–112.