Опираясь на традиционные представления о методической системе обучения (Н. В. Кузьмина, А. М. Пышкало и др.), под методической системой обучения математическим методам с использованием SPSS будем понимать совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм, необходимых для создания целенаправленного и строго определенного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Исходя из определения, охарактеризуем компоненты методической системы обучения, которая строится в рамках изучения студентами-психологами курса «Математические методы в психологии».
Целеобразование осуществляется на глобальном, этапном и оперативном уровнях.
Будущим психологам необходимо уметь применять полученные знания при решении практических задач, поэтому глобальной целью является формирование умений решать профессиональные задачи: участвовать в подготовке и проведении психологических исследований; обрабатывать полученные данные с использованием современных информационных технологий, в частности, с использованием SPSS; интерпретировать результаты проведенных психологических исследований.
Этапными целями являются: 1) формирование представлений об основных математических методах обработки данных; 2) формирование умений решать задачи на основе базовых знаний в области математических методов; 3) приобретение навыков использования в профессиональной деятельности математических методов и SPSS.
Оперативные цели — цели изучения отдельных вопросов в рамках темы. Например, оперативная цель в рамках изучения темы «Корреляционно-регрессионный анализ» — уметь анализировать зависимость между двумя переменными с помощью графических методов (диаграмм рассеивания); разъяснять различия между линейной и нелинейной зависимостью; использовать уравнение регрессии для получения прогнозов; уметь вычислять коэффициент корреляции с целью определения силы зависимости; использовать корреляционно-регрессионный анализ при решении практических задач.
Изучение математических методов с использованием SPSS основано на компетентностном подходе и позволяет сформировать значимые общекультурные и профессиональные компетенции [1, 2].
Вслед за В. В. Краевским при проектировании содержания образования будем рассматривать его на трех традиционных уровнях: теоретического представления содержания; учебного предмета, как конкретизации первого уровня; учебного материала. Реализация содержания образования происходит на уровне процесса обучения и на уровне структуры личности.
Для реального наполнения элементов состава содержания мы выходим на уровень учебного материала. Учитывая специфику предмета «Математические методы в психологии», в содержании учебного материала можно выделить два блока: теоретический материал и задачи.
Теоретический материал представлен понятиями, алгоритмами, формулами, математическими методами и включает следующие вопросы: основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных; классификация задач психологического исследования и методов их решения; первичная обработка данных психологического исследования; описательные статистики; таблицы сопряженности; выявление различий в уровне исследуемого признака; оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака; параметрические критерии; выявление различий в распределении признака; корреляционно-регрессионный анализ; дисперсионный анализ; многомерные методы в психологических исследованиях [3].
Задачи можно разделить на две группы по способу их использования в учебном процессе:
- задачи, которые используются для формирования понятий, непосредственного применения изученных утверждений, закрепления алгоритмов, раскрытия и непосредственного применения математических методов.
- задачи, на основе которых возможно организовать математическую деятельность: постановку задачи, организацию поиска решения, реализацию плана, осмысление результатов решения и др.
С позиций В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, В. М. Монахова и др. отбор содержания осуществляется соответственно цели обучения.
Например, цель — уметь вычислять описательные статистики, объяснять необходимость их использования, применять их при анализе данных — обеспечивается при прохождении темы «Описательные статистики», включающей изучение таких показателей, как среднее, мода, медиана; дисперсия, стандартное отклонение; минимум, максимум, размах; эксцесс, асимметрия.
Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение целей образования. Выбор методов обучения основан на предложенной М. И. Махмутовым классификации, которая построена на сочетании методов преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий) и методов учения (исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый). Ряд исследователей отмечает роль инновационных методов обучения в подготовке бакалавров, специалистов [4, 5, 6].
Рассматривая средство как инструментальное обеспечение пути достижения цели, под средством будем понимать материальный или идеальный объект, который «помещен» между преподавателем и обучаемыми и использован для обеспечения включения формируемого качества личности в систему личностных характеристик.
В качестве основного средства обучения выступает статистический пакет SPSS, который предназначен для анализа данных, позволяет вводить и редактировать данные эмпирических исследований, применять к ним различные методы обработки, получать результаты в виде таблиц и диаграмм. Дополнительными средствами обучения могут быть различные педагогические средства: учебно-профессиональная ситуация, учебно-педагогическая задача, дидактическая игра, учебный проект и др. [7, 8, 9]. Специальным средством обучения, с помощью которого корректируется учебный процесс и определяется достижение поставленных целей, сформированность компетенций, является контроль знаний [10].
Организационные формы учебного процесса в методической системе обучения математическим методам с использованием SPSS могут быть традиционными и инновационными. Основными традиционными организационными формами учебного процесса в высшей школе являются лекция, семинарские занятия. Изменения, происходящие в образовательном пространстве России, обращение к личности субъектов учебно-воспитательного процесса, интеграция информационных технологий в образовании и др., привели к возникновению инновационных организационных форм, например, таких, как дистанционные формы обучения и др.
Успех учебного процесса зависит от знания и учета возрастных психологических особенностей обучаемых. Поэтому при обучении математическим методам студентов-психологов необходимо учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности студентов-гуманитариев.
К студентам-гуманитариям относятся обучаемые, имеющие склонность к занятиям гуманитарными науками, выражающуюся в активно положительном отношении не только к результату, но и к самому процессу деятельности, в интересе и тяготении к этой деятельности, в устойчивости стремлений заниматься ею.
В ряде работ (Т. А. Липкина, И. С. Саркисян, Е. В. Терещенкова, И. Н. Холина и др.) описаны особенности студентов-гуманитариев: склонность к изучению предметов гуманитарного цикла, интуитивное, образное, внелогическое мышление, «художественный» тип восприятия информации, широта ассоциативного ряда, оригинальность, склонность к эмоциональному сопереживанию. Отмечено, что для обучаемых данной категории трудна деятельность, связанная с оперированием абстрактным материалом, математическими понятиями.
Обучение студентов-психологов математическим методам направлено на развитие математической культуры и формирование навыков использования математических методов в практической деятельности. С учетом психологических особенностей мышления людей гуманитарного склада ума основными особенностями обучения математическим методам студентов-психологов являются: отказ от формально-логического изложения материала, замена абстрактных примеров задачами смыслового содержания. Так, на лекциях рассматриваются профессионально-ориентированные примеры, для обработки данных на семинарских занятиях используются результаты реальных психологических исследований, что позволяет продемонстрировать студентам значение изучаемых математических методов в профессиональной деятельности психолога, способствует реализации межпредметных связей.
Таким образом, методическая система обучения математическим методам с использованием SPSS студентов-психологов представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств (основное средство — SPSS), организационных форм, строится с учетом специфики курса «Математические методы в психологии», выбранной программы SPSS, психолого-педагогических особенностей студентов.
Литература:
1. Мединцева, И. П. Формирование профессиональных компетенций студентов-психологов / И. П. Мединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — Т. 10. — № 13 (116). — С. 90–93.
2. Мединцева, И. П. Роль курса «Статистическая информация в SPSS» в формировании компетенций студентов-социологов / И. П. Мединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2014. — Т. 11. — № 14 (141). — С. 95–98.
3. Мединцева, И. П. Анализ данных в SPSS: учебно-методическое пособие / И. П. Мединцева; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Волгоградский филиал. — Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. — 88 с.
4. Кулагина, И.И., Астафурова, О.А. Использование инновационных методов в курсе обучения бизнес-планированию / И. И. Кулагина, О. А. Астафурова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 1. — С. 188–191.
5. Кулагина, И.И., Астафурова, О. А. Использование информационных технологий в реализации компетентностного подхода при обучении студентов экономических профилей / И. И. Кулагина, О. А. Астафурова // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса». — 2015. — Ч.1. — С. 125–128.
6. Астафурова, О.А., Сальникова, Н.А., Кулагина, И. И. Интеграция научных разработок в обучении бакалавров экономического профиля / О. А. Астафурова, Н. А. Сальникова, И. И. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2014. — Т. 11. — № 14 (141). — C. 12–14.
7. Лопухов, Н.В., Науменко, И. И. Применение системного моделирования в образовательном процессе на примере модели «Расширение сферы деятельности» / Н. В. Лопухов, И. И. Науменко // Альманах современной науки и образования. — 2011. — № 8. — С. 120–122.
8. Лопухов, Н.В., Сальникова, Н. А. Моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе / Н. В. Лопухов, Н. А. Сальникова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. — 2011. — Т.2. — № 6. — С. 84–89.
9. Лопухов, Н.В., Суслова, Д. Комплексная обучающая информационная система «Электронный муниципалитет» как инновационная технология внедрения концепции «Электронного правительства» в органах государственной власти / Н. В. Лопухов, Д. Суслова // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 8. — С. 141–143.
10. Сальникова, Н. А. Адаптивное тестирование как инструмент повышения качества учебного процесса / Н. А. Сальникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2011. — Т.10. — № 8. — С.126–129.