Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ
Автор: Тарамова Элиза Аюбовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 13.09.2015
Статья просмотрена: 225 раз
Библиографическое описание:
Тарамова, Э. А. Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ / Э. А. Тарамова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8750/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тенденции и проблемы современного образования, в период перехода от индустриального к информационному обществу, характеризуются все возрастающей потребностью в создании такой системы образования, которая обеспечила бы условия для формирования творческой личности, обладающей преобразующей интеллектом. Новая культура мышления может быть сформирована только на базе инновационного образования, опирающегося на использование средств информационных технологий. Развитие компьютерной техники и информационных технологий сегодня охватило все ступени непрерывного образования, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая системой дополнительного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней [1].
Информатизация затронула все виды деятельности человека, культурные и образовательные традиции, проблемы философии образования и педагогическую практику. Этот процесс требует психолого-педагогических исследований, организационно-методической работы и создания особой инфраструктуры. Влияние компьютерных технологий на разные стороны процесса обучения изучается в современных психолого-педагогических исследованиях по нескольким направлениям.
В последние десятилетия в системе образования накоплен богатый опыт по использованию информационных технологий (ИТ) в процессе обучения школьников и студентов.
Вместе с тем, как указывают некоторые исследователи (Е. И. Гужвенко, Г. Е. Иванов, С. С. Кравцов и др.), локальное применение средств ИТ (в виде отдельных прикладных программных средств или эпизодического применения специализированных пакетов) не обеспечивает математическое образование базовой подготовкой в области реализации возможностей информационных технологий в процессе обучения.
Необходимо отметить, что в большинстве работ методический аспект проблемы и теоретическая проработка вопросов использования информационных технологий в обучении математическому анализу студентов педагогических вузов не нашли глубокого отражения. Обучение математическому анализу студентов педагогических вузов слабо ориентировано на подготовку будущих учителей математики к использованию информационных технологий в процессе изучения математического анализа и будущей профессиональной деятельности. Это связано с недостаточностью теоретической проработки вопросов использования информационных технологий в процессе обучения математическому анализу и недостаточной разработанностью методики обучения математическому анализу с использованием информационных технологий.
Также существует проблема организации самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов. С развитием информационных технологий объем получаемой студентом информации растет. Анализ психолого-педагогического опыта отечественных и зарубежных исследователей (И. В. Башкирова, Дж. Дэниел, В. И. Егорова, Л. А. Осипова и др.) показал, что проблемы подготовки обучающихся к самообразованию становятся все более приоритетными. Использование информационных технологий позволяет активизировать самостоятельную работу студентов, добавить в нее элемент творческой активности.
В школьном курсе начал анализа также существуют методические проблемы, решению которых может помочь умелое использование информационных технологий в процессе обучения началам анализа школьников. Развивать это умение у студентов — будущих учителей математики необходимо уже с первых курсов. Анализ научно-методической литературы, наблюдения и беседы с учителями математики общеобразовательных школ показал, что существуют как объективные, так и субъективные трудности в применении учителями математики средств ИТ в учебном процессе учителя и учащегося.
Процесс подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в учебном процессе должен быть непрерывным. В рамках курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», который в том или ином объеме ведется на всех специальностях педагогического вуза, преподаватели кафедры информатики проводят со студентами знакомство, анализ и оценку различных образовательных комплексов. Студенты сами анализируют программные продукты и составляют конспекты уроков с использованием CD-ROM или выбранных из них цифровых образовательных ресурсов. Естественно, что набор комплексов различен для каждой отдельно взятой специальности педагогического вуза.
Основная роль в методической подготовке будущих учителей и в формировании предметно-ориентированной ИКТ-компетентности отводится курсу «Теория и методика обучения (по предмету)». На занятиях по методике необходимо учить студентов конструировать уроки и строить учебный процесс с использованием образовательных комплексов и цифровых образовательных ресурсов. Вот здесь и начинаются самые большие сложности. Преподаватели педагогических вузов, к сожалению, в своем большинстве не готовы сами к новым подходам проведения уроков. И, что вызывает большие трудности, не стремятся к использованию ИКТ в своей работе и учебной и методической [2].
Ряд ученых в своих исследованиях выделяли основные требования к ИКТ среде вуза, как педагогические, так и технологические. Выделим наиболее значимые из них:
- Открытость. Под открытостью понимается свободный доступ (на основе непременной идентификации) к информационно-образовательному ресурсу;
- Интерактивность. Обучающиеся в информационном образовательном ресурсе должны иметь возможность осуществить поиск, отбор необходимой информации, а также возможность передачи этой информации;
- Интегративность. Требование, подразумевающее под собой возможность выбрать образовательный ресурс среди объектов, между которыми установлены определенные связи на основе иерархической базы данных.
- Единство способов доступа к информационным ресурсам [3, С. 34–42].
Современная школа ждет выпускников, молодых специалистов готовых с первых дней внести в школы новшества связанные с использованием ИКТ в учебном процессе. Вместо этого приходят молодые специалисты, которых чуть ли не сразу отправляют на курсы по формированию базовой и предметно-ориентированной ИКТ-компетентности.
В школе в настоящее время создаются условия и уже имеются все предпосылки для использования ИКТ в учебном процессе, то есть можно говорить о доступности средств ИКТ как о результате целенаправленной организационной работы, включающей:
- оснащение школы техническими и программными средствами ИКТ
- развитие действующих в школе традиций,
- разработку новых правил работы школы,
- формирование ИКТ-компетентности участников учебно-воспитательного процесса,
- соответствующее приспособление имеющихся помещений.
Вузы, к сожалению, отстают от процессов, происходящих в обществе, подготовка учителей к использованию ИКТ в будущей работе ведется не в полном объеме. Формирование предметно-ориентированной ИКТ-компетентности затруднено в силу ряда причин, среди которых можно отметить следующие:
- Уровень базовой ИКТ компетентности студентов очень сильно различается, в силу этого затруднено формирование общего уровня базовой ИКТ-компетентности;
- Преподаватели вуза не готовы в полной мере к преподаванию специальных дисциплин с использованием ИКТ, то есть уровень ИКТ-компетентности преподавателей высшей школы недостаточен для его формирования у студентов;
- Отсутствуют программные продукты и образовательные комплексы для преподавания вузовских дисциплин;
- В преподавании курса «Теории и методики преподавания (по предметам)» не изучаются в нужном объеме выпускаемые образовательные комплексы, в то время как современная школа выдвигает требование к умению строить учебный процесс с их применением.
Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-исследовательской работы.
Таким образом, возникает необходимость разрешения сложившейся ситуации, которое возможно только совместными усилиями и педагогических вузов и школ.
Литература:
1. Белова О. Е. «МЕТОДИКА обучения студентов педагогических вузов — будущих учителей математики интегральному исчислению с использованием информационных технологий», автореферат, Красноярск 2002г.
2. Горохова Р. И., grimma@rambler.ruг. Йошкар-Ола «Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей».
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.